Система диалектических категорий Н.А. Костицын

понятия, говорит Кант, было достойно такого проницательного мыслителя, как

Аристотель. Но так как у него не было никакого принципа, то он подхватывал

их по мере того, как они попадались ему, и набрал сначала десять понятий,

которые назвал категориями. Затем ему показалось, что он нашел еще пять

таких понятий, которые он добавил к предыдущим под названием

постпредикаментов. Однако его таблица все еще оставалась недостаточной.

Кроме того, в нее включены также некоторые модусы чистой чувственности

(quando, ubi, situs, а также prius, simul) и даже один эмпирический

(motus), которые вовсе не принадлежат к этой родословной рассудка, к тому

же в ней среди первоначальных понятий перечислены также некоторые

производные (actio, passio), а некоторые из первоначальных понятий не

указаны вовсе».

Я же, в свою очередь, хочу оправдать Аристотеля, перед выдающимся

немецким классиком. Моя «аристотелеодицея» сводится к двум пунктам:

. Аристотель заложил основы диалектического построения системы

категорий, хотя сам ими и не воспользовался и

. Сам Кант использует ту же самую стратегию выделения категорий,

анализируя возможные суждения о предметах.

Итак, анализируя и обобщая суждения о предметах и возводя отдельные

определения и признаки в ранг категорий, Аристотель предпринимает первую,

метафизическую попытку выявить и описать предельные основания бытия.

Однако, остается непонятным насколько этот перечень категорий ПОЛНЫЙ, все

ли категории правильно выделены и как они связаны между собой.

2.2 Система категорий Канта

Антитезисом метафизической системе категорий Аристотеля стала система

категорий Канта. Аристотель черпал категории извне, из окружающего мира –

Кант изнутри, из познающего субъекта.

Если Аристотель начинал с соотнесения имен и сущностей обозначаемых

предметов, то Кант начинает восхождение к категориям через понятия анализа

и синтеза.

«Под синтезом в самом широком смысле я разумею присоединение различных

представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте

познания. Такой синтез называется чистым, если многообразное дано a priori

(подобно многообразному в пространстве и времени), а не эмпирически. Путем

анализа различные представления подводятся под одно понятие…»

Среди условий априорного познания (данность многообразного в чистом

созерцании и синтез этого многообразного посредством способности

воображения) Кант называет еще и данность понятия, «сообщающих единство

этому чистому синтезу и состоящих исключительно в представлении об этом

необходимом синтетическом единстве».

Таким образом, Кант выходит на определение чистых рассудочных понятий,

позволяющих воспринимать и понимать не только эмпирический, но и

рассудочный материал.

Принцип выделения категорий Кантом я условно назвал принципом

соответствия типам суждений: «Это деление систематически развито из одного

общего принципа, а именно из способности суждения (которая есть не что

иное, как способность мышления)». В этом плане Кант не далеко ушел от

Аристотеля. Он лишь назвал принцип и систематизировал категории в

соответствии с ним, а сама стратегия или парадигма осталась прежней.

Возьму на себя смелость привести сопоставительную таблицу суждений и

категорий, выделенных Кантом.

Соответствие категорий типам суждений

|О логической функции |О чистых рассудочных понятия синтеза |

|рассудка в суждениях | |

|1. Количество |2. Количества: |

|Общие |Единство |

|Частные |Множественность |

|Единичные |Целокупность |

|2. Качество |1. Качества |

|Утвердительные |Реальность |

|Отрицательные |Отрицание |

|Бесконечные |Ограничение |

|3. Отношение |3. Отношения |

|Категорические |Присущность substantia |Самостоятельное |

| | |существование |

| | |accidens |

|Гипотетические |Причинность, причина |Зависимость, действие|

|Разделительные |Общение (взаимодействие между действующим и |

| |подвергающимся действию) |

|4. Модальность |4. Модальности |

|Проблематические |Возможность |Невозможность |

|Ассерторические |Существование |Несуществование |

|Аподиктические |Необходимость |Случайность |

Кант сопровождает свою систему категорий тремя замечаниями.

«Первое замечание: эту таблицу, содержащую в себе четыре класса

рассудочных понятий, можно прежде всего разделить на два раздела, из

которых первый касается предметов созерцания (как чистого, так и

эмпирического), а второй-существования этих предметов (в отношении или друг

к другу, или к рассудку).

Категории первого класса я бы назвал математическими. а категории

второго -динамическими. Первый класс категорий не имеет никаких коррелятов,

их можно найти только во втором. Но это различие должно иметь некоторое

основание в природе рассудка.

Второе замечание: каждый класс содержит одинаковое число категорий, а

именно три, и это обстоятельство также побуждает к размышлениям, так как в

других случаях всякое априорное деление с помощью понятий должно быть

дихотомическим. Сюда надо, однако, прибавить, что третья категория

возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса.

Так, целокупность (тотальность) есть не что иное, как множество,

рассматриваемое как единство, ограничение-реальность, связанная с

отрицанием, общение-причинность субстанций, определяющих друг друга,

наконец, необходимость есть не что иное, как существование, данное уже

самой своей возможностью. Не следует, однако, думать, будто третья

категория есть только производное, а не основное понятие чистого рассудка.

Это соединение первой и второй категории, образующее третье понятие,

требует особого акта рассудка, не тождественного с актом рассудка в первой

и второй категории. Так, понятие числа (относящегося к категории

целокупности) не всегда возможно там, где даны понятия множества и единства

(например, в представлении бесконечного); точно так же из того, что я

соединяю понятия причины и субстанции, еще не становится тотчас же понятным

влияние, т. е. то, каким образом одна субстанция может быть причиной чего-

то в другой субстанции. Отсюда ясно, что для этого требуется особый акт

рассудка: точно так же обстоит дело и в остальных случаях.

Третье замечание. Об одной из категорий, а именно о категории общения,

принадлежащей к третьему классу категорий, следует сказать, что согласие ее

с соответствующей этому классу формой разделительного суждения в таблице

логических функций не так явно, как в других категориях.

Чтобы убедиться в этом согласии, нужно заметить, что во всех

разделительных суждениях объем понятия (количество всего того, что ему

подчинено) как целое представляется разделенным на части (подчиненные

понятия), и так как одна часть не может быть подчинена другой, то они

мыслятся как координированные, а не субординированные друг другу, так что

они определяют друг друга не односторонне, как в ряду, а взаимно, как в

агрегате (если один член деления дается, то все остальные исключаются, и

наоборот)».

Таким образом, я вижу логику Канта следующим образом:

. Истина – продукт познания

. Мышление – средство познания.

. Суждения – инструмент мышления.

. Категории – детали суждений.

Значит категории есть элементы истины, соответствующие мыслительному

способу познания посредством суждений.

И в этом, инструменталистском на мой взгляд, подходе к категориям

открылись возможности для следующего шага в развитии категориальной

системы.

. Аристотель сказал, что мир таков, каким мы его видим.

. Кант сказал, что мир для нас таков, каким мы его способны увидеть.

. Остался только Гегель, который скажет, что мир таков, каким его

описывает система диалектических категорий самого Гегеля.

2.3 Система категорий диалектики Гегеля

Система Гегеля синтезировала существовавшие ранее попытки выработать

целостную и всеобъемлющую систему категорий. Ее основным отличием от

перечня категорий Аристотеля и системы Канта явилась, на мой взгляд

тотальная внутренняя взаимосвязанность категорий.

Гегель начинает с выделения трех сторон логического: а) абстрактной,

пли рассудочной, b) диалектической, или отрицательно-разумной, c)

спекулятивной, или положительно-разумной,

а) Мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и

отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию

это мышление считает обладающей самостоятельным существованием.

b) Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями

самих себя и их переход в свою противоположность.

с) Спекулятивное, или положительно-разумное, постигает единство

определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в

их разрешении и переходе.

Логика распадается на три части.

I. Учение о бытии.

II. Учение о сущности.

III. Учение о понятии и идее.

Таким образом, она содержит учение о мысли:

1. В ее непосредственности — о понятии в себе.

2. В ее рефлексии, и опосредствовании — о для-себя-бытии и видимости

(Schein) понятия.

3. В ее возвращении в самое себя и о ее развитом у-себя-бытии — о

понятии в себе и для себя.

Принципы построения

Можно выделить четыре принципа построения системы Гегеля;

1. Продвижение от абстрактного к конкретному

2. Группировка категорий по этапам познания

3. Единство противоположных категорий в третьей синтетической

4. Совпадение логической последовательности категорий с исторической

последовательностью их открытия

Другими словами, стратегию Гегеля можно охарактеризовать, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты