Сковорода Г.С.
ПЛАН.
I. Введение.
II. Философия природы и человека.
III. Безграничная «околичность познания».
IV. Социальная философия и нравственность.
V. Заключение.
VI. Библиографические ссылки.
VII. Библиография.
Введение.
Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1794) – один из крупнейших мыслителей
XVIII в. выдающийся философ, поэт, композитор и педагог, он оказал
огромное влияние на современников. Его имя с любовью и уважением
произносили на Украине и в европейской части России. В крестьянских семьях
«философа из народов» считали своим наставником, борцом за правду и
справедливость: так много значил духовный авторитет сына малоземельного
крестьянина-казака. Несовместимы с его гуманитарной натурой ни имя
«религиозного духоборца- еретика», ни имя «сторонника святоотеческой
традиции» или «церковного мыслителя». Он стоял вне всякого официоза,
сохраняя интеллектуальную свободу, что позволило ему сказать о себе: «Мир
ловил меня, но не поймал». Эти слова после смерти мыслителя были выбиты на
его могильном памятнике.
* * *
Главным источником сведений о жизни Г.С. Сковороды является «Житие
Григория Сковороды», составленное учеником и другом украинского философа
М.И. Ковалинским1. Однако это весьма ценное жизнеописание доведено до лишь
60-х годов: почти тридцать лет жизни и деятельности мыслителя оставались
вне поля зрения его первого биографа. Поэтому приходиться обращаться к
воспоминаниям других современников – И. Социевского, Г. Гессе де Кельве,
А. Хиджеу, И. Вернета, В.Н. Лубьяновского и др. некоторые биографические
данные выявляются непосредственно из произведений Г. Сковороды и его
переписки.
Григорий Сковорода еще в детские годы обнаружил интерес к знаниям,
хорошую память. Его первую любознательность удовлетворял и развивал
бродячий учитель-дьячок. Затем поступление в церковно-приходскую школу, по
окончании которой он был определен в Киево-Могилянскую духовно-светскую
академию. Здесь он занимался философией, изучал математику, механику,
космогонию, естественную историю, древние и современные европейские языки,
литературу, богословие и церковное право. Немало времени уделял он и
музыке. Шесть лет (до 1750 г.) он отдал систематическому «штудированию»
академических дисциплин, хотя перспектива получить духовное знание,
целиком посвятить себя иерейскому служению будущим странствующим философом
в итоге была отвергнута. Ему пришлось оставить академию2.
Мечтая о завершении образования за границей, Г. Сковорода согласился на
предложение русского генерала Вишневского сопровождать его во время
поездки по Европе. Вне России – в Венгрии, Австрии, Швейцарии – он,
«любопытствуя по охоте своей, старался знакомиться наипаче с людьми,
ученостью и знаниями отлично славимыми тогда»3. Очень возможно, что там он
узнал немало дополнительных сведений о философских системах Лейбница и Хр.
Вольфа, сочинениях Д.Юма и Д.Бруно. Больше других из философских учений
Европы ему импонировал пантеизм Б.Спинозы (1632 – 1677) и рационализм
Р.Декарта (1596 – 1650), Однако и эти философские теории полностью не
овладели его душой.
Осенью 1753г. Г. Сковорода возвратился на родину. Друзья
помогли ему определится учителем в Переяславском духовном училище. Для
своих учеников он написал пособие «Рассуждение о поэзии и руководство к
искусству оной» (1753). Судьба его нам неизвестна. Пока располагаем лишь
упоминанием о нем в «Житии…» М.Ковалинского. К переяславскому периоду
(1753 – 1758) относится создание первых поэтических строф знаменитого
«Сада божественных песен».
В 1759 г. Сковорода переехал в Харьков, где занял должность учителя
поэзии в коллегиуме местного дворянства. Вскоре он стал вести
синтаксический класс и преподавать греческий язык, а с 1765 г. – читать
лекции по этике. В традиционной форме «проповеди» лектор развивал идеи,
подчас расходившиеся с официальной идеологией и моралью, преподносил
пантеистически окрашенные мысли, строго запретные в России.
Белгородскому епископу И.Миткевичу посыпался поток доносов. Г.
Сковорода вновь был изгнан из училища, лишен права преподавания в учебных
заведениях. Он вынужден встать на путь скитальческой жизни, сделаться
странствующим философом, кочующим педагогом, народным певцом и
композитором. «Затворнические» уходы мыслителя-поэта в тихие уголки
украинских и русских селений были насыщены большим трудом мысли,
творческими раздумьями над смыслом бытия, человеческих отношений того
времени, над судьбами своей родины. Плодом их были новые трактаты,
диалоги, басни, притчи. Так, в период 1766 – 1769 гг. он создал первое
крупное философское произведение «Наркисс. Разглагол о том: Узнай себя».
В трудах 70 – 80-х годов Г. Сковорода завершил работу над трактатами
«О древнем мире» и «Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть
легко» (1772), а также над циклом сатирических произведений и песен. В
1774 г. он закончил цикл «Харьковских басен», а год спустя, в 1775 г. –
два философских сочинения «Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире» и
«Алфавит, или Букварь мира». Все это – сочинения остро обличительные:
невежество духовенства и аморализм дворянской знати высмеиваются
мыслителем как явления взаимосвязанные.
В течение 1785 – 1787 гг. в тех же условиях «деревенского уединения»
были написаны такие работы: «Брань архистратига Михаила со сатаною»
(1783), «Убогий жаворонок» (1786) и «Благородный Еродий» (1787).
Аналогично им создавались философские сочинения «Потоп Змиин» (1788 –
1791), а также переводы из Плутарха («О смертии», «О хранении от долгов»,
«О спокойствии душевном», «О вождении богатства», «О божьем правосудии») и
Цицерона («О старости»). Произведения Г. Сковороды быстро
распространялись, вызывали оживленные споры. Своими сочинениями, горячим
словом Г. Сковорода нес в народ передовые идеи. Широко раскрывал он свою
душу. Его политические симпатии были прочно связаны с жизнью, трудом и
борьбой крестьянства и беднейшего казачества. В 60-90 г. он – один из
самых ярких в России крестьянских демократов.
Философия природы и человека.
Философию Г. Сковорода считал ариадниной нитью жизни людей. Главную цель
ее он видел в осуществлении задач познавательного, практического и
морального значения. «Философия, или любомудрие, - учил украинский
мыслитель, - устремляет весь круг дел своих на тот конец, чтоб дать жизнь
духу нашему, благородство сердцу, светлость мыслям, яко главе всего»5.
Мир вне человека и мир внутри его, по мнению Г. Сковороды, - обетованные
области любомудрия. Можно согласится с В. Зеньковским, что антропологизм –
«бесспорный» и «центральный» принцип философии Г. Сковороды6. Однако
представления автора «Наркисса» о предмете и задачах философии требуют
признать, что некая «высшая сила», «вечная воля», «божественная сущность»
выступают в его учении не только первопричиной, но в некотором смысле и
основой единства всего мира. «Воля вечная… из ничего произвела все то, что
существует мысленно и телесно»7.
Очевидно, Г.С. Сковорода отбросить идею бога» не может. Однако свое
миропонимание мыслитель во многом основывает на естественнонаучных данных
того времени: теизм соединяется с пантеистическими идеями, временами
перерастающими в деизм с концепцией параллелизма миров, двойственности
натур и т.п. Не в силах решить проблему соотношения материи и духа, но не
желая поступиться здравым смыслом, Г. Сковорода провозглашает некоторые
истины Библии символами или аллегориями, нуждающимися в дополнительном
истолковании. Из трактатов «Наркисс», «Кольцо», «Алфавит мира», «Потоп
Змиин», «Израильский змий» и других работ Г. Сковороды видно, что его не
удовлетворяют богословские представления о божественной сущности духа,
боговоплощении, троичности бога и т.п. Поэтому украинский мыслитель свою
теорию о двух натурах (видимая – товарность, материальность, вещность,
земля, плоть, вещество – и невидимая – дух, всемирный ум и т.п.) стремится
примирить в пантеистической системе воззрений. Трактовка понятия «бог» в
его воззрении близка к трактовке этого же понятия Б. Спинозой. Но по
сравнению со «спинозизмом» это самостоятельная и во многом существенно
отличная система взглядов на мир. Скорее было бы предположить, что и
Спиноза, и Сковорода исходят из одного источника – из древневосточных или
ренессансных форм пантеизма.
По мере идейного развития Г. Сковороды все более стройную форму
получают его пантеистические взгляды: если в «Наркиссе» (1769) они
сосуществуют с деизмом и дуализмом, то в «Разговоре дружеском о душевном
мире» (1775), «Алфавите мира», «Израильском змие» (1776) и в «Потопе
Змиином» (1791) они доминируют. В итоге своих рассуждение философ приходит
к выводу, что бог – это природа и вся жизнь, мир, бытие, т.е. все то, с
чем человек сталкивается в своей жизни и деятельности, все, что существует
помимо человека и в самом человеке. Бог – бытие всему и сам по себе бытие.
Он «везде». Бог – это вечное, «…простирающееся по всем векам, местам и
тварям единство»8, это природа и «…нельзя сыскать важнее и Богу приличнее
имени, как сие»9.
Бог, мир, бытие, природа, являясь синонимами, выступают для Г.
Сковороды как равнозначные и вместе с этим абсолютные начала всего сущего.
Мир вечен, не имеет ни начал, ни конца, всегда был и будет. Он абсолютен в
пространстве и во времени. Бытие мира вмещает в себя все причины и все
законы, ему подчиняются все явления, все формы и силы природы. В трактате
«Алфавит мира» защищается принцип «природа – сама себе причина»,
отвергается идея первотолчка. «Природа, - писал Г. Сковорода, - есть
первоначальная всему причина и самодвижущаяся пружина»10.
Бросается в глаза чрезвычайно важный вывод украинского мыслителя о
том, что вечная мать-природа порождает временные, преходящие явления. На
диалектичности этой и других идей Г. Сковороды мы остановимся ниже. Важно
прежде всего не упустить из виду то, что философ свою теорию о «двух
натурах» в произведении «Израильский змий» трактует в более
последовательной форме, чем в «Начальной двери ко христианскому
добронравию» и «Наркиссе».
Здесь он подчеркивает, что в понятиях «двух натур» следует различать