Сковорода Г.С.

Сковорода Г.С.

ПЛАН.

I. Введение.

II. Философия природы и человека.

III. Безграничная «околичность познания».

IV. Социальная философия и нравственность.

V. Заключение.

VI. Библиографические ссылки.

VII. Библиография.

Введение.

Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1794) – один из крупнейших мыслителей

XVIII в. выдающийся философ, поэт, композитор и педагог, он оказал

огромное влияние на современников. Его имя с любовью и уважением

произносили на Украине и в европейской части России. В крестьянских семьях

«философа из народов» считали своим наставником, борцом за правду и

справедливость: так много значил духовный авторитет сына малоземельного

крестьянина-казака. Несовместимы с его гуманитарной натурой ни имя

«религиозного духоборца- еретика», ни имя «сторонника святоотеческой

традиции» или «церковного мыслителя». Он стоял вне всякого официоза,

сохраняя интеллектуальную свободу, что позволило ему сказать о себе: «Мир

ловил меня, но не поймал». Эти слова после смерти мыслителя были выбиты на

его могильном памятнике.

* * *

Главным источником сведений о жизни Г.С. Сковороды является «Житие

Григория Сковороды», составленное учеником и другом украинского философа

М.И. Ковалинским1. Однако это весьма ценное жизнеописание доведено до лишь

60-х годов: почти тридцать лет жизни и деятельности мыслителя оставались

вне поля зрения его первого биографа. Поэтому приходиться обращаться к

воспоминаниям других современников – И. Социевского, Г. Гессе де Кельве,

А. Хиджеу, И. Вернета, В.Н. Лубьяновского и др. некоторые биографические

данные выявляются непосредственно из произведений Г. Сковороды и его

переписки.

Григорий Сковорода еще в детские годы обнаружил интерес к знаниям,

хорошую память. Его первую любознательность удовлетворял и развивал

бродячий учитель-дьячок. Затем поступление в церковно-приходскую школу, по

окончании которой он был определен в Киево-Могилянскую духовно-светскую

академию. Здесь он занимался философией, изучал математику, механику,

космогонию, естественную историю, древние и современные европейские языки,

литературу, богословие и церковное право. Немало времени уделял он и

музыке. Шесть лет (до 1750 г.) он отдал систематическому «штудированию»

академических дисциплин, хотя перспектива получить духовное знание,

целиком посвятить себя иерейскому служению будущим странствующим философом

в итоге была отвергнута. Ему пришлось оставить академию2.

Мечтая о завершении образования за границей, Г. Сковорода согласился на

предложение русского генерала Вишневского сопровождать его во время

поездки по Европе. Вне России – в Венгрии, Австрии, Швейцарии – он,

«любопытствуя по охоте своей, старался знакомиться наипаче с людьми,

ученостью и знаниями отлично славимыми тогда»3. Очень возможно, что там он

узнал немало дополнительных сведений о философских системах Лейбница и Хр.

Вольфа, сочинениях Д.Юма и Д.Бруно. Больше других из философских учений

Европы ему импонировал пантеизм Б.Спинозы (1632 – 1677) и рационализм

Р.Декарта (1596 – 1650), Однако и эти философские теории полностью не

овладели его душой.

Осенью 1753г. Г. Сковорода возвратился на родину. Друзья

помогли ему определится учителем в Переяславском духовном училище. Для

своих учеников он написал пособие «Рассуждение о поэзии и руководство к

искусству оной» (1753). Судьба его нам неизвестна. Пока располагаем лишь

упоминанием о нем в «Житии…» М.Ковалинского. К переяславскому периоду

(1753 – 1758) относится создание первых поэтических строф знаменитого

«Сада божественных песен».

В 1759 г. Сковорода переехал в Харьков, где занял должность учителя

поэзии в коллегиуме местного дворянства. Вскоре он стал вести

синтаксический класс и преподавать греческий язык, а с 1765 г. – читать

лекции по этике. В традиционной форме «проповеди» лектор развивал идеи,

подчас расходившиеся с официальной идеологией и моралью, преподносил

пантеистически окрашенные мысли, строго запретные в России.

Белгородскому епископу И.Миткевичу посыпался поток доносов. Г.

Сковорода вновь был изгнан из училища, лишен права преподавания в учебных

заведениях. Он вынужден встать на путь скитальческой жизни, сделаться

странствующим философом, кочующим педагогом, народным певцом и

композитором. «Затворнические» уходы мыслителя-поэта в тихие уголки

украинских и русских селений были насыщены большим трудом мысли,

творческими раздумьями над смыслом бытия, человеческих отношений того

времени, над судьбами своей родины. Плодом их были новые трактаты,

диалоги, басни, притчи. Так, в период 1766 – 1769 гг. он создал первое

крупное философское произведение «Наркисс. Разглагол о том: Узнай себя».

В трудах 70 – 80-х годов Г. Сковорода завершил работу над трактатами

«О древнем мире» и «Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть

легко» (1772), а также над циклом сатирических произведений и песен. В

1774 г. он закончил цикл «Харьковских басен», а год спустя, в 1775 г. –

два философских сочинения «Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире» и

«Алфавит, или Букварь мира». Все это – сочинения остро обличительные:

невежество духовенства и аморализм дворянской знати высмеиваются

мыслителем как явления взаимосвязанные.

В течение 1785 – 1787 гг. в тех же условиях «деревенского уединения»

были написаны такие работы: «Брань архистратига Михаила со сатаною»

(1783), «Убогий жаворонок» (1786) и «Благородный Еродий» (1787).

Аналогично им создавались философские сочинения «Потоп Змиин» (1788 –

1791), а также переводы из Плутарха («О смертии», «О хранении от долгов»,

«О спокойствии душевном», «О вождении богатства», «О божьем правосудии») и

Цицерона («О старости»). Произведения Г. Сковороды быстро

распространялись, вызывали оживленные споры. Своими сочинениями, горячим

словом Г. Сковорода нес в народ передовые идеи. Широко раскрывал он свою

душу. Его политические симпатии были прочно связаны с жизнью, трудом и

борьбой крестьянства и беднейшего казачества. В 60-90 г. он – один из

самых ярких в России крестьянских демократов.

Философия природы и человека.

Философию Г. Сковорода считал ариадниной нитью жизни людей. Главную цель

ее он видел в осуществлении задач познавательного, практического и

морального значения. «Философия, или любомудрие, - учил украинский

мыслитель, - устремляет весь круг дел своих на тот конец, чтоб дать жизнь

духу нашему, благородство сердцу, светлость мыслям, яко главе всего»5.

Мир вне человека и мир внутри его, по мнению Г. Сковороды, - обетованные

области любомудрия. Можно согласится с В. Зеньковским, что антропологизм –

«бесспорный» и «центральный» принцип философии Г. Сковороды6. Однако

представления автора «Наркисса» о предмете и задачах философии требуют

признать, что некая «высшая сила», «вечная воля», «божественная сущность»

выступают в его учении не только первопричиной, но в некотором смысле и

основой единства всего мира. «Воля вечная… из ничего произвела все то, что

существует мысленно и телесно»7.

Очевидно, Г.С. Сковорода отбросить идею бога» не может. Однако свое

миропонимание мыслитель во многом основывает на естественнонаучных данных

того времени: теизм соединяется с пантеистическими идеями, временами

перерастающими в деизм с концепцией параллелизма миров, двойственности

натур и т.п. Не в силах решить проблему соотношения материи и духа, но не

желая поступиться здравым смыслом, Г. Сковорода провозглашает некоторые

истины Библии символами или аллегориями, нуждающимися в дополнительном

истолковании. Из трактатов «Наркисс», «Кольцо», «Алфавит мира», «Потоп

Змиин», «Израильский змий» и других работ Г. Сковороды видно, что его не

удовлетворяют богословские представления о божественной сущности духа,

боговоплощении, троичности бога и т.п. Поэтому украинский мыслитель свою

теорию о двух натурах (видимая – товарность, материальность, вещность,

земля, плоть, вещество – и невидимая – дух, всемирный ум и т.п.) стремится

примирить в пантеистической системе воззрений. Трактовка понятия «бог» в

его воззрении близка к трактовке этого же понятия Б. Спинозой. Но по

сравнению со «спинозизмом» это самостоятельная и во многом существенно

отличная система взглядов на мир. Скорее было бы предположить, что и

Спиноза, и Сковорода исходят из одного источника – из древневосточных или

ренессансных форм пантеизма.

По мере идейного развития Г. Сковороды все более стройную форму

получают его пантеистические взгляды: если в «Наркиссе» (1769) они

сосуществуют с деизмом и дуализмом, то в «Разговоре дружеском о душевном

мире» (1775), «Алфавите мира», «Израильском змие» (1776) и в «Потопе

Змиином» (1791) они доминируют. В итоге своих рассуждение философ приходит

к выводу, что бог – это природа и вся жизнь, мир, бытие, т.е. все то, с

чем человек сталкивается в своей жизни и деятельности, все, что существует

помимо человека и в самом человеке. Бог – бытие всему и сам по себе бытие.

Он «везде». Бог – это вечное, «…простирающееся по всем векам, местам и

тварям единство»8, это природа и «…нельзя сыскать важнее и Богу приличнее

имени, как сие»9.

Бог, мир, бытие, природа, являясь синонимами, выступают для Г.

Сковороды как равнозначные и вместе с этим абсолютные начала всего сущего.

Мир вечен, не имеет ни начал, ни конца, всегда был и будет. Он абсолютен в

пространстве и во времени. Бытие мира вмещает в себя все причины и все

законы, ему подчиняются все явления, все формы и силы природы. В трактате

«Алфавит мира» защищается принцип «природа – сама себе причина»,

отвергается идея первотолчка. «Природа, - писал Г. Сковорода, - есть

первоначальная всему причина и самодвижущаяся пружина»10.

Бросается в глаза чрезвычайно важный вывод украинского мыслителя о

том, что вечная мать-природа порождает временные, преходящие явления. На

диалектичности этой и других идей Г. Сковороды мы остановимся ниже. Важно

прежде всего не упустить из виду то, что философ свою теорию о «двух

натурах» в произведении «Израильский змий» трактует в более

последовательной форме, чем в «Начальной двери ко христианскому

добронравию» и «Наркиссе».

Здесь он подчеркивает, что в понятиях «двух натур» следует различать

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты