Смерть как тайна человеческого бытия

всего как факт истории культуры, послужило средством “колонизации и

освоения потустороннего мира, манипулирования им”. Завещание дола человеку

возможность обеспечить собственное благополучие на том свете и примирить

любовь к земным богатствам с заботой о спасении души. Не случайно как раз

во второй период Средневековья возникает представление о чистилище, отсеке

загробного мира, который занимает промежуточное положение между адом и

раем.

Третий этап эволюции восприятия смерти по Арьесу, - “Смерть далёкая и

близкая” – характеризуется крахом механизмов зашиты от природы. И к сексу и

к смерти возвращается их дикая, неудержимая сущность. Почитайте маркиза де

Сада, и вы увидите объединение оргазма и агонии в едином ощущение.

Разумеется, всецело на совести Арьеса остаётся обобщение уникального опыта

этого писателя и перенос его на переживание смерти в Европе в эпоху

Просвещения.

Четвёртый этап многовековой эволюции в переживании смерти – “Смерть

твоя”. Комплекс трагических эмоций, вызываемый уходом из жизни любимого

человека, супруга, ребёнка, на взгляд Арьеса, новое явление, связанное с

укреплением эмоциональных уз внутри нуклеарной семьи. С ослаблением веры в

загробные кары меняется отношение к смерти: её ждут как момента

воссоединения с любимым существом, ранее ушедшем из жизни. Кончина близкого

человека представляется более тягостной утратой, нежели собственная смерть.

Романтизм способствует превращению страха смерти в чувство прекрасного.

Наконец, в 20 веке развивается страх перед смертью в самим её

упоминанием. “Смерть перевёрнутая” – так обозначил Арьес пятую стадию

развития восприятия и переживания смерти европейцами и североамериканцами.

Тенденция к вытеснению смерти из коллективного сознания, постепенно

нарастая, достигаем апогея в наше время, когда, по утверждению Арьеса,

общество ведёт себя так, как будто вообще никто не умирает и смерть

индивида не пробивает никакой бреши в структуре общества. В наиболее

индустриализованных странах Запада кончина человека обставлена так, что

она становится делом одних только врачей и предпринимателей, занятых

похоронным бизнесом. Похороны проходят проще и короче, кремация сделалась

нормой, а траур и оплакивание покойника воспринимаются как своего рода

душевное заболевание. Американскому “стремлению к счастью” смерть угрожает

как несчастье и препятствие, и потому она не только удалена от взоров

общества, но её скрывают и от самого умирающего, дабы не делать его

несчастным. Покойника бальзамируют, наряжают и румянят, с тем, чтобы он

выглядел более юным, красивым и счастливым, чем был при жизни.

Путь, пройденный Западом от архаической “прирученной смерти”, близкой

знакомой человека к “перевёрнутой” смерти наших дней, “смерти запретной” и

окружённой молчанием или ложью, отражает коренные сдвиги в стратегии

общества, бессознательно применяемой в отношении к природе. В этом процессе

общество берёт на вооружение и актуализирует идеи из имеющегося в его

распоряжении фонда, которые соответствуют его неосознанным потребностям.

[1]

Смерть в третьем, втором и в первом лице

Бытие для себя ,характеризующее Я , принадлежит порядку незаменимого и

несравнимого ;когда это единождысущее бытие оказывается под угрозой

,деланное спокойствие уже не обманет. Ограниченный факт внутриположности

себе есть факт таинственно объективный. Таким образом, моя собственная

смерть- это не смерть “кого-то”: она переворачивает мир, она неповторима,

единственна в своем роде и не похожа на чью бы то ни было. Можно ли

отрицать, в таком случае, что эгоцентрическая формулировка от первого лица

есть, по иронии, пункт существенный? Проблема смерти вносит свой вклад в

реабилитацию философии “пристрастности”.

Разграничим более чётко три лица смерти. Смерть в третьем лице есть

смерть – вообще, абстрактная и безличная, или же собственная смерть,

рассматриваемая внеличностно и концептуально. Сверхсознание судит о смерти

так, как будто оно ею не затронуто, а, напротив, находится вне её, как

будто это дело его не касается; смерть в третьем лице проблематична, но не

мистериологична. При этом Я становится безличным субъектом индифферентной

смерти, субъектом, которому по невезению выпал жребий помереть.

Если третье лицо смерти – это принцип спокойствия, то, несомненно,

первое лицо – источник тревоги. Я загнан в угол. Смерть в первом лице –

тайна, которая затрагивает меня глубоко и всецело, то есть во всём моём

ничто: я приближаюсь к ней вплотную и не могу сохранять дистанцию по

отношению к проблеме.

Вселенское событие смерти - вселенское именно потому, что оно

происходит повсюду и со всеми, - таинственно сохраняет для каждого интимно-

личный характер, внося разрыв и касаясь только заинтересованного; эта

вселенская судьба необъяснимо остаётся личной бедой. Тот, кому предстоит

умереть, умирает в одиночку, один встречает личную смерть, принять которую

приходится каждому за себя, в одиночку свершает одинокий шаг, который никто

не может сделать за другого, но каждый свершит сам и по-своему, когда

придёт его час. Можно “помочь” одинокому умирающему, иными словами, не

оставлять человека в смертный час вплоть до предпоследнего мига, но

невозможно избавить его от самостоятельного, личного предстояния последнему

мгновенью.

Рационализму свойственно фобия одиночества смерти. Бегство от трагедии

в “Федоне” выражается в том, что Сократу не позволяют ни на минуту остаться

одному в ожидании мучительного одиночества смерти, ему не позволяют ни на

минуту умолкнуть в ожидании великого и окончательного молчания смерти.

Последние мгновения Сократа, таким образом, превратятся в продолжительный

диалог, оживляющий одинокую пустыню агонии; шум разговоров и множественное

число взаимности сделают, быть может, не заметным тот головокружительный

прыжок, который всегда, как бегство человека к Богу, по Плотину, есть

бегство единственного к единственному. В дружеском окружении Сократ

продолжает беседу до последнего мига исключительно, до шага, сделанного в

одиночестве, до финального порога неизвестности, который необходимо

решиться переступить в одиночку, захватив с собой только надежду. Между

анонимностью третьего лица и трагической субъективностью первого находится

промежуточный и некотором роде привилегированный случай второго лица.

Между смертью другого, далёкой и безразличной, и смертью собственной, прямо

тождественной нашему бытию есть близость смерти близкого. Так, смерть

другого существа для нас почти как наша, она почти столь же мучительно;

смерть отца или матери – почти наша и, в известном смысле, это

действительно собственная смерть: здесь неутешный оплакивает незаменимого.

Что касается смерти наших родителей, она разрушает последний барьер между

смертью в третьем лице и смертью собственной. Это падение последнего

заслона, отделяющего понятие смерти от нашей личной смерти; биологически-

видовая заинтересованность в нас явно утрачена, мы лишились опеки,

ограждавшей нас от бездны, и остались со смертью наедине. Настал мой черёд,

теперь моя реальная смерть станет поводом к осмыслению смерти для

следующего поколения. Жестоко скорбя и оплакивая ушедшего, мы переживаем

смерть близкого как нашу собственную, но и наоборот: это соприкосновение,

но не совпадение, эта близость, но не идентичность позволяют нам осмыслить

смерть другого как чужую смерть.

Итак, существует особый опыт, когда универсальный закон смертности

переживается как частное горе и личная трагедия; и наоборот: личное,

скрываемое как позор, проклятие собственной смерти для человека, реально

осознающего её действительность и неминуемую близость, не перестаёт быть

необходимостью общего порядка. Что это значит, если не то, что смерть это

своего рода субъективная объективность? С точки зрения первого лица, это

событие из ряда вон выходящее и некий абсолют; с точки зрения третьего

лица, это явление относительное.

Наше знание в любой момент современно в вечной смерти Сократа, оно в

любой момент синхронно этой ясной смерти, переместившейся из мира событий

в небо идей. Сам торжественный момент, когда Сократ осушает чашу с ядом, в

“Федоне” почти ускользающий от внимания, в картине Давида запечатлён как

символ, как жест, принадлежащий вечности. Подлинность события, выхваченного

из жизни, принесена в жертву преимуществам знания; мгновение – дистанции.

Посмертное, неизбежно запоздалое знание даёт преимущество уже не

очевидности настоящего, а бесконечному расширению прошлого. В течение всей

нашей жизни смерть остаётся в будущем – так же как рождение всю жизнь, от

начала до конца, всегда относится к прошлому, вполне завершённому.

И наоборот: рождение для меня никогда не станет будущим, смерть никогда

не станет прошлым. Первому лицу дано предчувствовать собственную смерть, но

никогда – вспоминать о ней; и наоборот, своё рождение можно разве что

смутно припоминать, но предчувствовать – никогда.

Собственная смерть, как мы показали, в любой момент – впереди, она

должна прийти, она грядёт – и так до последней минуты последнего часа. В

какой бы момент сам субъект не спросил себя об этом, собственная смерть ему

ещё предстоит, хотя бы и оставались до неё считанные удары сердца.

Собственная смерть это роковое совпадение очевидного настоящего и близкого

присутствия. На острие смертного мига пространственная дистанция и

удалённость во времени равны нулю. Собственная смерть, как и собственная

боль, радость и эмоции вообще, уничтожает время и пространство. Она –

настоящее мгновенное, у которого нет будущего, абсолютное присутствие,

близкое и обжигающее. Собственная смерть - всепоглощающее событие,

которое, сводясь к чистому факту наступления, душит в зачатке всякое

знание. Таким образом, смерть играет с сознанием в прятки: где есть я, нет

смерти; а когда смерть присутствует, то меня уже нет. Смерть и сознание

прогоняют и взаимно исключают друг друга. Это не совместимые

противоположности.

В близости таинственного события, которое вот-вот трагически завершит

судьбу человека, состоит акробатическая сложность философии смерти. [5]

Смерть в момент наступления смерти

Владимир Янкелевич в своей книге “Смерть” пишет, что философия момента

наступления смерти невозможна. Философия смертельного мгновения проникла бы

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты