События 1968 года в Париже. Контркультура

которого являлось сохранение капитала, было обречено на эстетическую

нищету.

Сюрреалистский подход принял форму исследования тех видов деятельности

и артистических приемов, которые освобождали бессознательное и объединяли

его с рациональным в единое целое. Автоматизм - спонтанное производство

"потока сознания" - в литературе, живописи и в повседневной жизни был

определяющей сюрреалистской техникой, полезной, по их мнению, для раскрытия

и исследования запретных мыслей и представлений. Как в поэзии Лотреамона,

так и в картинах Дали и в манифестах Бретона, нападки сюрреалистов на

буржуазную культуру были попыткой разрушить нездорово рациональное

общество, уцепившись за сверхрациональное.

Ситуационистский Интернационал вырос не только из теории авангарда, но

и из французской марксистской традиции, хотя и очень неортодоксальной.

Исторические обстоятельства сделали возможным это пересечение интересов

авангарда и социализма. Преступления сталинизма и очевидная неудача

троцкизма превратили послевоенный Париж в благодатную почву для

возникновения новых синтезов. Особо важное значение для споров, которые

вновь возникли в работах ситуационистов в 1960-е годы, имели идеи

Корнелиуса Касториадиса и группы, возникшей вокруг журнала Socialisme ou

Barbarie ("Социализм или варварство"), в которой некоторое время состоял и

ведущий ситуационистский теоретик Ги Дебор.

Ситуационистский Интернационал формально был создан в 1957 году путем

объединения двух взаимодополняющих, но так до конца и необъединимых течений

в европейском авангарде. С одной стороны, это были революционные художники

из Международного движения за имажинистский Баухаус (IMIB), среди которых

особо выделялись датский художник Асгер Йорн и бельгийский сюрреалист

Кристиан Дотремон. Бывшая обломками, оставшимися после кончины сюрреализма,

эта "северная сеть" поклялась продолжать нападки на официальную культуру

через поэзию, музыку, живопись и "революционную архитектуру". Она также

недвусмысленно отрицала реакционные и мистические наклонности сюрреализма,

высказываясь в пользу радикального коллективного действия.

Второй группой были леттристы - возникшее в Париже

неосюрреалистическое течение, к которому принадлежал и будущий гуру

Ситуационистского Интернационала Ги Дебор. Леттристы предлагали делать с

буквами то же, что дадаисты и сюрреалисты делали со словами, используя

именно их, а не более крупные части в качестве основы единого искусства,

"звуковой поэзии". Леттристский Интернационал (ЛИ) настаивал не только на

том, что авангард должен вырабатывать строгую критику общества, но и на

том, что искусство должно "реализоваться и подавляться". Попросту говоря

леттристы призывали к тому, чтобы повседневная жизнь проживалась как

искусство, тем самым, делая бессмысленным выделение последнего в отдельную

дисциплину.

В тексте, подготовленном для того, чтобы объявить о создании

Ситуационистского Интернационала, Дебор набросал основные тезисы для новой

организации: "То, что называется культурой, отражает и определяет

возможности организации жизни в данном обществе. Наша эпоха в основе своей

характеризуется отставанием революционного политического действия от

развития современных возможностей производства, которые требуют лучшей

организации мира". Или, говоря короче, "прежде всего, мы считаем, что мир

должен быть изменен", - и должен быть найден новый способ действия,

поскольку все предыдущие попытки оказались неудачными.

Период с 1957 по 1962 год стал взрывом творчества ситуационистов,

начиная с "индустриальной живописи" итальянца Галлицио, пытавшегося

разрушить рынок искусств, и кончая "модифицированными" портретами Асгера

Йорна и архитектурными фантазиями Констана. Это был и период расцвета Ги

Дебора и Рауля Ванейгема как теоретиков и пропагандистов. Но практическая

деятельность также вскрыла идеологические трещины внутри СИ, в частности по

вопросу о включении "ситуационизма" в существующий мир искусств.

Результатом стал раскол СИ в 1962 году, после которого большинство из

нескольких десятков человек, составлявших движение, либо отошли от него,

либо были исключены.

Хотя в Ситуационистском Интернационале нашли свое выражение

разнообразные утопические тенденции, отражавшие развитие как авангардных

художественных течений, так и радикальной политической критики, в данной

статье нас интересует прежде всего последнее. Именно после раскола между

германскими и скандинавскими "эстетами", с одной стороны, и более

политизированными парижанами, с другой, ситуационистская теория достигла

своего наивысшего развития. В то время как от Ситуационистского

Интернационала осталось наследие, принадлежащее перу различных авторов,

именно Дебор и Ванейгем были авторами основных ситуационистских текстов.

"Общество зрелища" Дебора и "Революция повседневной жизни" Ванейгема

определяют лицо Ситуационистского Интернационала как теоретически, так и

стилистически.

3. Цели революции

Ситуационисты поставили своей целью ни больше, ни меньше - вызвать

социальную революцию, которая положила бы конец отчуждению человечества,

причиной которого является жизнь в товарных капиталистических общественных

отношениях, и установить эру освобожденного существования, где жизнь

становится искусством. Несмотря на то, что Дебор использовал традиции

авангарда в качестве инструментария, с помощью которого можно было

синтезировать идеи, казавшиеся подходящими, совершенно очевидно, что его

творчество оставалось в рамках марксистской традиции, хотя и очень

еретической. Его "Общество зрелища" недвусмысленно опирается в своем

анализе на теоретические построения марксизма, в частности на его

исторический материализм с упором на концепции классового господства и

классовой борьбы.

Где Дебор отошел от ортодоксального марксизма, так это в том, что он

подчеркивал роль потребления, которое сменило производство в качестве

двигателя зрелого капитализма. Дебор считал, что с переходом к позднему

капитализму накануне Второй Мировой войны, требования экономики определили

образ нового человека - потребителя. Вторя Маркузе, Дебор писал о том, что

в зрелом капиталистическом обществе до того репрессируемые и

сублимированные желания были теперь освобождены, но лишь для того, чтобы

служить капиталу. Присущее капитализму отчуждение, которое раньше осознанно

ощущалось как противоречие и потому служило диалектической основой для

революционных преобразований, теперь стало удобным и бессознательным по

мере того как людей засасывало в апатичное блаженство потребления.

Классовое господство теперь проявлялось в основном в форме культуры и

идеологии, а не грубого принуждения.

Именно это было определяющей характеристикой "общества зрелища"

Дебора: "Жизнь обществ, в которых господствуют современные условия

производства, выступает как огромное скопление зрелищ". Под зрелищем Дебор

понимал все средства и методы, кроме прямого насилия, которые власть

использует, чтобы вытеснить потенциально политические, критические и

творческие человеческие проявления к границам мысли и поведения. Другими

словами, "зрелище" - это общественное отношение.

Загипнотизированные радостями потребления и не осознающие своего все

усиливающегося отчуждения, люди отворачиваются от изменения мира и

собственного освобождения.

Их журнал Internationale Situationniste("Ситуационистский

Интернационал"), издававшийся ежегодно постоянно менявшимся редакционным

коллективом, откликался на большое количество различных тем. Анализ

международного положения от Алжира до восстания в Уоттсе (негритянский

пригород Лос-Анджелеса) соседствовал с критикой политики и языка,

техническими рекомендациями по культурному и художественному вмешательству

в жизнь, и постоянно присутствовавшей концепцией "единого урбанизма",

интегральной теорией города.

На страницах журнала можно было найти инструменты, которыми

пользовались ситуационисты. Самыми известными из них были преобразованные

комиксы и другие образцы массовой культуры. Словесные пузыри романтических

комиксов были наполнены политической пропагандой, обворожительные героини

настаивали на том, что "освобождение рабочих должно быть делом самих

рабочих".

Преобразованные комиксы и плакаты, а также картины Йорна и Галлицио,

или расписанные стены Парижа в мае 1968 года были образцами основной

ситуационистской техники - detournement. Detournement, что можно перевести

как диверсия, разрушение или нападение, был попыткой противопоставить

гипнотической власти общества зрелища его же слова, символы и тотемы. Идея

заключалась в том, что надо отнять у зрелища и его проявлений их смысл,

изменив образ этих объектов, переставив составляющие их части, расположив

различные объекты в новом порядке, тем самым провоцируя шок, который

поднимет субъективное сознание людей до осознания того, что реальность мира

зрелища на самом деле является лишь "материализацией идеологии", а не

естественным состоянием природы. Окончательный detournement, конечно,

должен стать переворотом существующего общества с ног на голову в ходе

революционного фестиваля.

Ситуационистская теория требовала практики, которая разбила бы

неприступные стены идеологической мистификации. Так же как detournement

бросал вызов смыслу зрелища, создание ситуаций, - моментов свободной

спонтанной игры, которые бы одновременно разрушали существующие

общественные отношения и определяли отношения в пост-капиталистическом

будущем, - было необходимо, чтобы достичь революционного праздника. Эти

сознательные попытки избавиться от контроля зрелища над воображением

сделают возможным выражение и реализацию до того репрессируемых желаний и

достижение освобожденной и неотчужденной жизни.

Поскольку ситуационисты разрабатывали свою теорию и практику в

десятилетие после 1957 года, их мало кто знал за пределами авангардных и

ультралевых кругов. К тому же, они казались страшно оторванными от жизни,

настолько, что часто становились объектом насмешек из-за своей занятной

оторванности от "серьезных" общественных и политических дебатов. Но с

казавшимся невероятным взрывом студентов и рабочих в 1968 году, сущность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты