Социальные процессы и отношения в период реформ
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение. 3
Сущность социальных отношений. 5
Природа социальных процессов. 11
Социальная сфера общества, ее сущность. 15
Социальные процессы и отношения в условиях реформ. 20
Заключение. 24
Библиография. 26
Введение.
Целью данной работы является определение природы социальных процессов
и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе.
Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых,
социальные отношения определяют социальную структуру общества, его
качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не
статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов,
так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы.
Как правило, результатом таких однонаправленных взаимосвязанных изменений,
определяющихся мотивами и ориентациями людей, является смена состояния
социальной системы, а значит и изменение ее структуры, элементов и
отношений. Изменения, происшедшие в нашей стране в период реформ,
определяются как революционные. Произошла коренная качественная ломка
социальной структуры, произошло изменение системы ценностей, регуляторов
отношений между людьми, изменились социальные позиции, занимаемые людьми в
обществе, а следовательно изменилась и система социальных отношений.
Существует необходимость выяснить суть этих изменений, определить
тенденции, позитивные и негативные стороны, и, на основе этого, найти
необходимые регуляторы, позволяющие с меньшей социальной ценой достичь
процветания общества.
Наряду с глобальными структурными изменениями в российском обществе в
период реформ, стал возможен плюрализм подходов к социальной структуре
общества, к социальным отношениям. Не отрицая классового подхода К.Маркса к
обществу, представители других теорий говорят о том, что такой подход
годится для анализа социальных структур прошлых обществ, поскольку
отношения собственности, как определяющие положение класса в обществе, на
данный момент оказались размыты, потеряли свою определенность. Люди
взаимодействуют друг с другом скорее на основе статусных признаков, они
объединяются в социальные группы на каких-то общих позициях, интересах,
поэтому автором рассматривается здесь построение общества как совокупность
социальных групп и отношений между ними.
Кроме того, часть работы посвящена рассмотрению социальной сферы
общества, как совокупности условий и факторов, обеспечивающих
воспроизводство, развитие и совершенствование социальных отношений, групп и
индивидов. В социальной сфере реализуется социальная функция общества,
посредством социальных институтов и деятельности социальных субъектов.
Автором используются понятия “ социальные отношения”, “социальная
структура”, “ социальная стратификация”, “ социальная мобильность”, “
социальная сфера общества”, “социальные процессы”, “социальная политика”.
В работе приводятся разные взгляды на природу социальных процессов и
отношений, определяются направления дальнейшего развития общества в
условиях переходного периода, роль государства в регулировании социальных
процессов и отношений.
Сущность социальных отношений.
Под социальными отношениями понимается определенная устойчивая система
связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в
условиях данного общества. Социальные отношения объективны по своей
природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и
выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей
действительности.
Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих
потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают
необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни социальные
отношения. Индивиды выступают во взаимодействие друг с другом не как
чистые «Я», а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития
производительных сил и потребностей.
К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали, что «естественная необходимость,
свойства человеческого существа, в каком бы отчужденном виде они не
выступали, интерес, - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского
общества»[1]. Именно интерес и является таким свойством общественного
человека, который, поскольку он включен в определенные социальные
отношения, делает его представителем определенной социальной общности.
Совокупность социальных отношений представляет собой структуру общества.
Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей,
взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного
ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные
группы и общности разных типов, базовыми единицами социальной структуры
являются нормы и ценности.
Социальные нормы – это средства социальной регуляции поведения
индивидов и групп. Социальные нормы обеспечивают стабильность общества, его
воспроизводство, защиту его от внешних и внутренних разрушительных
воздействий. Важным моментом природы социальных отношений является
необходимость социализации каждого поколения, обучение социальным нормам.
Социальная группа – есть совокупность людей, которые определенным
образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к
данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.
Социальные группы как элементы социальной структуры в каждый данный момент
развития общества имеются в определенном и обозримом количестве, но
бесконечно множество их связей, взаимоотношений. Так, К. Маркс под
«социальным» в собственном его значении понимал «обработку людей людьми», а
социальные отношения полагал не отношениями одного индивида к другому, а
«…отношения рабочего к капиталисту, фермера к земельному собственнику и
т.д.»[2] Любой человек занимает много позиций в обществе. Каждая из этих
позиций, предполагающая определенные права и обязанности, - есть «статус».
Со «статусом» человека связано ожидаемое от него другими людьми поведение,
т.е. «роль».
Социальная роль – это социальная функция, модель поведения, объективно
заданная социальной позицией личности в системе социальных и межличностных
отношений.
Понятие социального института охватывает крупные группировки
социальных ролей. Выполнение индивидами своих социальных ролей, является
необходимым условием деятельности социального института. Институализацию
можно понимать как обмен между различными индивидами, группами и сферами
внутри общества, это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил,
принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой
деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между
людьми в каждом конкретном обществе. В самом общем виде неравенство
означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ
к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для
описания неравенства между группами (общностями) людей применяется понятие
социальной стратификации.
«Социальная стратификация – это дифференциация некой данной
совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит
выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в
неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и
обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния
среди членов того или иного сообщества».[3]
В рамках этого, существует более узкое понятие «социальных отношений».
«Под социальными отношениями понимается отношения сходства и различия,
равенства и неравенства, господства и подчинения между индивидами и
социальными группами».
Существует множество критериев, по которым осуществляется
стратификация. Это – власть, собственность, этническая, классовая,
сословная принадлежность, престиж профессии, образ жизни, отношение к
умственному и физическому труду и т.д.
С социальной стратификацией связано понятие «социальной мобильности».
Под социальной мобильностью понимается « любой переход индивида или
социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или
модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в
другую». Существует два основных типа социальной мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью
подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую,
расположенную на том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью
подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из
одного социального пласта в другой. Высокая интенсивность вертикальной
мобильности – есть степень демократичности общества. В демократических
структурах социальное положение индивида, по крайней мере, теоретически, не
определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет их занять;
в них нет юридических, расовых, религиозных препятствий к подъему или
спуску по социальной лестнице. В то же время, социальная мобильность
является формой латентного процесса, образующего сердцевину преобразований
в социальных системах. За мобильностью скрыты структурные изменения в
обществе.
Социальная структура есть качественная определенность общества,
поэтому ее изменение выражает коренной качественный сдвиг в обществе.
Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в
функционировании взаимосвязанных элементов, позволяющую накапливать
количественные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая
необходимость структурных сдвигов в обществе.
Целостные социальные системы динамичны, что означает, что в них
протекают процессы, т.е. имеет место изменение структурных элементов и
связей между ними, которое постепенно переводит систему из одного состояния
в другое. Целое представляет собой процесс, а поэтому структура является
организацией его во времени.
Социальная структура охватывает размещение всех отношений,
зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных
системах разного ранга сдвигов в обществе. Относительный консерватизм