Сократ

том, что только на пути интеллектуального и морального проникновения в свое

«я», в свой внутренний мир возможны самосовершенствование, добродетель и

благая жизнь.

Сократовское самопознание своим острием было направлено против

«всезнайства» софистов и их ориентации на внешний успех, против их

«техники» доказывать и опровергать любой тезис, даже заведомо ложный. По

мысли Сократа, приобретенные знания и мастерство («техника») в какой-либо

области деятельности, как таковые, еще не дают блага человеку. Они могут

быть использованы и во вред ему. Поэтому нет гарантии относительно того,

как и в каком направлении они будут использованы.

Рассуждая в духе Сократа, можно сказать, что «всезнайству» и мастерству

софистов не хватает самого главного — знания человека, носителя знания и

мастерства. Правда, если «знания о человеке» свести к знаниям

психологических механизмов человеческой природы и использованию их в

определенных (узкоэгоистических и политических) целях, то в этом деле

софисты своим мастерством убеждать, своей «техникой» воздействия на

аудиторию, красноречием и диалектическим (полемическим) искусством достигли

многого. И секрет их успеха — безразличие к истине, индифферентность к

добру, равнодушие к человеку, к его нравственному миру.

«Многознайству» софистов Сократ противопоставил знание своего незнания,

которое свидетельствовало отнюдь не о его скептицизме или ложной

скромности, а о его стремлении к более глубокому знанию, к отказу от

свойственного софистам накопления разнородных знаний, пригодных во всех

случаях жизни. По Сократу, софисты знают многое, обладают

энциклопедическими знаниями. Но их знания носят раздробленный характер,

являются частичными. Это, собственно, и не знания, а всего лишь мнения.

Раздробленность «знаний» (мнений) не позволяет им задуматься о единстве

знания, о различии между разрозненными мнениями и пониманием; софисты

многое «знают», но мало понимают: они сведущи, но не мудры. Оно так и

должно быть, ибо мудрость, тождественная пониманию, не сводится к набору

знаний, к множеству мнений. Вот почему платоновский Сократ в «Пире»,

указывая на отличие подлинного знания (понимания) от мнения, или

представления, замечает, что «правильное, но не подкрепленное объяснением

мнение» нельзя считать знанием: «Если нет объяснения, какое же это знание?

Но это и не невежество. Ведь если это соответствует тому, что есть на самом

деле, какое это невежество? По-видимому, верное представление — это нечто

среднее между пониманием и невежеством».

Итак, верное описание чего-либо существующего «на самом деле», не

будучи неведением, представляет собой некоторую степень знания. В сущности

же это не столько знание, сколько правильное мнение, адекватное

представление. Подлинное знание выходит за пределы описания и констатации

того, что есть «на самом деле»; оно требует обоснования «мнения»,

предполагает выяснение смысла и значения установленного, побуждает к

познанию общего и единого. Стремление к пониманию — отличительная

особенность философии и философа.

При всем внешнем сходстве майевтики Сократа с полемическим искусством

софистов эти два способа ведения диалога совершенно различны по своей сути

и направленности. Искусство софистов, будучи «техническим» знанием,

описательной наукой о человеке, имело в виду «овладение» человеком,

эффективное манипулирование его сознанием и поведением, в то время как

майевтика Сократа, ориентированная на самопонимание, ставила целью

осознание человеком своей автономии, раскрытие им своей сущности как

разумного и нравственного существа. Майевтика Сократа — это способ

реализации дельфийского «Познай самого себя», метод, с помощью которого

собеседник становится соискателем единой истины, единой добродетели,

словом, соискателем общих определений.

Таким образом, сократовское «Познай самого себя» — это поиск общих

(прежде всего этических) определений; это поиск человеком своего

внутреннего мира как высшей ценности, это забота о своей душе, о своем

назначении. Ориентация на познание общего, или всеобщего, в человеке,

установка на оценку поступков в свете этого всеобщего и на гармонию между

внутренними побудительными мотивами и внешней деятельностью для достижения

благой и осмысленной жизни по необходимости приводили Сократа к

размышлениям о взаимоотношении познания (знания) и добродетели...

III. «Даймонион» Сократа

«Началось у меня это с детства,

возникает какой-то голос, который всякий

раз отклоняет меня от того, что я бываю

намерен делать, а склонять к чему-нибудь

никогда не склоняет»

Сократ

Что такое «демон», «демоний», или «даймон» Сократа, какова сущность его

«даймониона», было неясно уже ученикам и друзьям философа, не говоря о

более поздних античных авторах — Цицероне, Плутархе, Апулее,

высказывавшихся на этот счет. О демонии Сократа говорили и отцы церкви.

Одни исследователи видят в демоне Сократа метафору, которой он

иронически прикрывал свои собственные совесть, разум или здравый смысл;

другие — просветленное чувство, просветленное внутреннее чутье или

инстинкт; третьи — выражение внутреннего откровения или проявление

религиозного энтузиазма; четвертые — «чудовищный» феномен, при котором

инстинкт и сознание (их функция) заменяют друг друга; пятые — свидетельство

того, что внутреннему миру каждого присуща трансцендентность.

О демоне Сократа писал также молодой Маркс. Он высказывал мысль о

тенденции философа освободиться от всего мистического и загадочно-

демонического (божественного). Маркс писал, что Сократ, сознавая себя

носителем даймония, не замыкался в себе: «...он носитель не божественного,

а человеческого образа; Сократ оказывается не таинственным, а ясным и

светлым, не пророком, а общительным человеком».

Действительно, Сократ не был ни вдохновенным провидцем, ни исступленным

пророком, ни гением озарения. Но в личности Сократа было нечто такое, что

сближало его, по представлениям его современников, с провидцем и пророком

или во всяком случае позволяло (и позволяет) говорить о нем как об

уникальной фигуре.

Феноменальность Сократа состояла в крайне редко наблюдаемом соединении

горячего сердца и холодного ума, обостренного чувства и трезвого мышления,

фанатизма п терпимости — фанатической преданности идее, доходящей до

всецелого подчинения ей своей жизни, и способности понимать чужие взгляды и

воззрения. Сократ — это воплощение аналитического ума в соединении с

пророческой вдохновенностью; это сплав критического мышления, свободного

исследования с горячим энтузиазмом, граничащим с мистическим экстазом.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученики Сократа расходились в

характеристике его личности и его «даймониона».

По словам Ксенофонта, «божественный голос» (даймонион) давал Сократу

указания относительно того, что ему следует делать и чего не следует.

Основываясь на этом «голосе», Сократ будто бы давал советы друзьям, которые

всегда оправдывались. Таким образом, по Ксенофонту, Сократ предвидел

будущее и признавал за собой дар пророчества. Иное о даймонионе Сократа

сообщает Платон. У последнего ничего не говорится ни о предсказаниях, ни о

велениях божества, обращенных к Сократу, ни о каких-либо советах друзьям. У

Платона сократовский даймонион — явление более сложное и редкое. «Началось

у меня это с детства, — заявляет Сократ в «Апологии» Платона, — возникает

какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю

намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то

голос и возбраняет мне заниматься государственными делами».

У Ксенофонта сократовский даймонион и отвращает от чего-либо, и

побуждает (склоняет) к чему-либо. У Платона даймонион только отвращает

(отговаривает), но никогда не склоняет. Сообщение Ксенофонта дает некоторое

основание для трактовки даймониона Сократа как голоса совести и разума, или

как здравого смысла. Сообщение же Платона, напротив, на первый взгляд во

всяком случае, не дает каких-либо явных поводов для подобной трактовки.

Надо полагать, что сократовский даймонион (называемый также «божественным

знамением») у Платона означает некое обостренное предчувствие, некое

«шестое чувство», или сильно развитый инстинкт, который каждый раз отвращал

Сократа от всего того, что было для него вредным и неприемлемым.

Оказывается, что и бездействие «привычного знамения» многозначительно: если

«божественное знамение» не останавливает Сократа и не запрещает ему что-

либо говорить и делать, тем самым оно молчаливо склоняет его к этому либо

же предоставляет полную свободу действия.

Отсюда можно сделать вывод, что между ксенофонтовской и платоновской

характеристиками даймониона Сократа нет столь существенного различия, как

принято считать. Это и позволяет трактовать даймонион Сократа в

рационалистическом духе, т.е. в качестве метафорического обозначения голоса

собственных совести и разума, или же аллегорического выражения собственного

здравого смысла. Тем не менее подобная интерпретация верна лишь отчасти.

Дело в том, что даймонион Сократа основан на иррациональной вере в

божество, на допущении тесной связи внутреннего «голоса» с вне и независимо

существующим божеством. Это обстоятельство придает сократовскому даймониону

новую черту, новое измерение и заставляет предполагать, что даймонион — это

своего рода полумифологическое олицетворение и полуметафорическое выражение

всеобщего (истинного и объективного), содержащегося во внутреннем мире

человека, в его разуме и душе. «Ведь и душа есть нечто вещее», — говорит

Сократ в «Федре». Поэтому Сократ не только осознает присутствие в себе

даймониона, но и живо его представляет, чувствует и переживает как некую

высшую реальность, как божественное знамение. Отсюда напрашивается вывод

насчет феномена Сократа, его даймония: хотя Сократ не может выразить

всеобщее в слове, в рациональном определении, тем не менее он (как и его

собеседник Лахес) чувствует, что искомое общее понятие (например, мужество)

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты