Сократ и его творчество

совете), Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу.

Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин

в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо

Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в

расправе тиранов над одним честным афинским гражданином.

Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях

античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не

стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил

непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о

жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время

Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В

отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение.

Смерть Сократа

После свержения тирании тридцати и восстановления в Афинах демократии

Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от трагического поэта

Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. В диалоге «Менон» Платон

сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью тиранами и

участник их ниспровержения, выказывает крайнюю неприязнь перед софистами,

говоря, что «софисты—это очевидная гибель и порча для тех, кто с ними

водится» (91 С) Когда Сократ, приведя в пример заурядных детей выдающихся

афинян, высказывает уверенность, что «добродетели обучить нельзя» (94 Е)

Анит грубо его обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что Анит

думает, что и он, Сократ, подобно софистам губит людей, В диалоге

«Эвтифрон» Сократ говорит случайно встреченному им Эвтифрону, что некий

Мелет, человек, по-видимому, молодой и незначительный, написал на него,

Сократа, донос, где обвиняет его в том, что он развращает юношество,

выдумывая новых богов и ниспровергая старых. Эвтифрон успокаивает Сократа.

Однако весной 399 г. до н. э. философ предстал перед гелиеей—судом

присяжных. В качестве обвинителя выступил Мелет, заявивший, что клятвенно

обвиняет Сократа в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит

новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за

то—смерть» Для успеха своего обвинения Мелет должен был набрать по крайней

мере пятую часть голосов тех, кто заседал в Гелие. В ответ на обвинение

Сократ произнес свою защитительную речь, в которой опровергал выдвинутые

против него обвинения, после чего был признан виновным уже большинством

голосов. Теперь Сократу надо было самому себе назначить наказание. Он

предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с

олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае – штраф в одну мину, после чего

присяжные осудили Сократа на казнь еще большим количеством голосов. Тогда

Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему было тогда

70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход в небытие, или жизнь в

Аиде, где он встретится с Гомером и другими выдающимися людьми. В памяти же

потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда как его обвинители

пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху, повесились). Все три

речи Сократа содержатся в платоновском произведении «Апология Сократа».

Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел на остров

Делос корабль с ежегодной религиозной миссией. До возвращения корабля казни

запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось тридцать дней

провести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу, подкупив тюремщика,

пробирается его друг Критон, сообщивший, что стражи подкуплены и Сократ

может бежать. Сократ отказался, считая, что надо повиноваться установленным

законам, иначе он уже эмигрировал бы из Афин. И хотя теперь его осудили

несправедливо, закон надо чтить. Об этом мы узнаём из платоновского диалога

«Критон». В диалоге же «Федон» Платон повествует о последнем дне жизни

Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками. Он говорит им, что не

боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей своей философией и

образом жизни. Ведь само философствование, по его убеждению, есть не что

.иное, как умирание для земной жизни и подготовка к освобождению

бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. Вечером пришла жена

Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его трех сыновей. Он с ними

простился и отпустил их. Затем в присутствии своих учеников Сократ выпил

чашу растительного яда. Согласно Платону, Сократ скончался тихо. Его

последними словами была просьба принести петуха в жертву Асклепию. Такую

жертву обычно приносили богу медицины выздоровевшие. Сократ же хотел этим

подчеркнуть, что смерть тела – это выздоровление души. Нетрудно заметить,

что «федо – новский» Сократ по-другому представляет себе смерть, чем Сократ

из «Апологии». Это неудивительно. Сократ из «Апологии» ближе к

историческому Сократу. В «Федоне» же Платон приписал Сократу уже свои,

более идеалистические взгляды, вложив в его уста свои четыре доказательства

бессмертия души. Такова внешняя сторона жизни и смерти Сократа. Внутренняя

жизнь Сократа. Сократ любил задумчивую созерцательность. Нередко он

настолько уходил в самого себя, что становился неподвижным и отключался от

внешнего мира. В платоновском диалоге «Пир» Алкивиад рассказывает, что

однажды во время осады Потидеи Сократ задумавшись простоял, нс сходя с

места, сутки. Сократ пережил духовную эволюцию. Ему никогда не приходило в

голову, что он мудр, пока на вопрос одного его почитателя, есть ли кто

мудрее Сократа, дельфийский оракул ответил, что нет, чем Сократ был очень

озадачен. Желая опровергнуть пифию, Сохрат стал общаться с теми, кого

считал умнее себя, но с удивлением увидел, что мудрость этих людей

кажущаяся. Но и тогда Сократ не возгордился. Он решил, что Аполлон устами

пифии хотел сказать, что Сократ мудрее других не потому, что он

действительно мудр, а потому, что он знает, что его мудрость ничего не

стоит перед мудростью бога. Другие же не мудры, потому что думают, что они

что-то знают. Сократ так формулирует свое превосходство над другими людьми:

«Я знаю, что я ничего не знаю».

Сократовский поворот философствования от природы к человеку

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного

мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ

сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил

против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного

знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или

линии Платона " в античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических

и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся

место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,

политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс

человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в

духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его

судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,

трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые

эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до

наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к

веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она,

несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской

мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей

и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И

сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно

ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу

во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем

своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого

разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным

вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением

божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и

слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны

гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов

относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от

любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского

оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил

жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-

нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал

делом ненужным и безбожным.

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению

Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким

индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию

справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты,

изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты

подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому,

согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и

в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский

вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух,

сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не

стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для

обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший

путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая

этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-

нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам,

призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний

голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, - знаменитый "демон"

Сократа.

Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и

намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным

пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты