совете), Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу.
Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин
в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо
Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в
расправе тиранов над одним честным афинским гражданином.
Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях
античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не
стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил
непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о
жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время
Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В
отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение.
Смерть Сократа
После свержения тирании тридцати и восстановления в Афинах демократии
Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от трагического поэта
Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. В диалоге «Менон» Платон
сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью тиранами и
участник их ниспровержения, выказывает крайнюю неприязнь перед софистами,
говоря, что «софисты—это очевидная гибель и порча для тех, кто с ними
водится» (91 С) Когда Сократ, приведя в пример заурядных детей выдающихся
афинян, высказывает уверенность, что «добродетели обучить нельзя» (94 Е)
Анит грубо его обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что Анит
думает, что и он, Сократ, подобно софистам губит людей, В диалоге
«Эвтифрон» Сократ говорит случайно встреченному им Эвтифрону, что некий
Мелет, человек, по-видимому, молодой и незначительный, написал на него,
Сократа, донос, где обвиняет его в том, что он развращает юношество,
выдумывая новых богов и ниспровергая старых. Эвтифрон успокаивает Сократа.
Однако весной 399 г. до н. э. философ предстал перед гелиеей—судом
присяжных. В качестве обвинителя выступил Мелет, заявивший, что клятвенно
обвиняет Сократа в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит
новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за
то—смерть» Для успеха своего обвинения Мелет должен был набрать по крайней
мере пятую часть голосов тех, кто заседал в Гелие. В ответ на обвинение
Сократ произнес свою защитительную речь, в которой опровергал выдвинутые
против него обвинения, после чего был признан виновным уже большинством
голосов. Теперь Сократу надо было самому себе назначить наказание. Он
предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с
олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае – штраф в одну мину, после чего
присяжные осудили Сократа на казнь еще большим количеством голосов. Тогда
Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему было тогда
70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход в небытие, или жизнь в
Аиде, где он встретится с Гомером и другими выдающимися людьми. В памяти же
потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда как его обвинители
пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху, повесились). Все три
речи Сократа содержатся в платоновском произведении «Апология Сократа».
Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел на остров
Делос корабль с ежегодной религиозной миссией. До возвращения корабля казни
запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось тридцать дней
провести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу, подкупив тюремщика,
пробирается его друг Критон, сообщивший, что стражи подкуплены и Сократ
может бежать. Сократ отказался, считая, что надо повиноваться установленным
законам, иначе он уже эмигрировал бы из Афин. И хотя теперь его осудили
несправедливо, закон надо чтить. Об этом мы узнаём из платоновского диалога
«Критон». В диалоге же «Федон» Платон повествует о последнем дне жизни
Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками. Он говорит им, что не
боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей своей философией и
образом жизни. Ведь само философствование, по его убеждению, есть не что
.иное, как умирание для земной жизни и подготовка к освобождению
бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. Вечером пришла жена
Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его трех сыновей. Он с ними
простился и отпустил их. Затем в присутствии своих учеников Сократ выпил
чашу растительного яда. Согласно Платону, Сократ скончался тихо. Его
последними словами была просьба принести петуха в жертву Асклепию. Такую
жертву обычно приносили богу медицины выздоровевшие. Сократ же хотел этим
подчеркнуть, что смерть тела – это выздоровление души. Нетрудно заметить,
что «федо – новский» Сократ по-другому представляет себе смерть, чем Сократ
из «Апологии». Это неудивительно. Сократ из «Апологии» ближе к
историческому Сократу. В «Федоне» же Платон приписал Сократу уже свои,
более идеалистические взгляды, вложив в его уста свои четыре доказательства
бессмертия души. Такова внешняя сторона жизни и смерти Сократа. Внутренняя
жизнь Сократа. Сократ любил задумчивую созерцательность. Нередко он
настолько уходил в самого себя, что становился неподвижным и отключался от
внешнего мира. В платоновском диалоге «Пир» Алкивиад рассказывает, что
однажды во время осады Потидеи Сократ задумавшись простоял, нс сходя с
места, сутки. Сократ пережил духовную эволюцию. Ему никогда не приходило в
голову, что он мудр, пока на вопрос одного его почитателя, есть ли кто
мудрее Сократа, дельфийский оракул ответил, что нет, чем Сократ был очень
озадачен. Желая опровергнуть пифию, Сохрат стал общаться с теми, кого
считал умнее себя, но с удивлением увидел, что мудрость этих людей
кажущаяся. Но и тогда Сократ не возгордился. Он решил, что Аполлон устами
пифии хотел сказать, что Сократ мудрее других не потому, что он
действительно мудр, а потому, что он знает, что его мудрость ничего не
стоит перед мудростью бога. Другие же не мудры, потому что думают, что они
что-то знают. Сократ так формулирует свое превосходство над другими людьми:
«Я знаю, что я ничего не знаю».
Сократовский поворот философствования от природы к человеку
Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного
мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ
сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил
против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного
знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или
линии Платона " в античной философии.
Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических
и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся
место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,
политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс
человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в
духовную культуру человечества.
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его
судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,
трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.
Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые
эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до
наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к
веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она,
несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской
мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей
и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И
сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно
ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу
во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем
своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого
разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным
вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением
божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и
слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны
гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов
относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от
любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского
оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил
жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.
Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-
нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал
делом ненужным и безбожным.
Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению
Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким
индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию
справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты,
изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты
подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому,
согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и
в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский
вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух,
сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не
стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для
обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший
путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая
этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-
нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам,
призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний
голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, - знаменитый "демон"
Сократа.
Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и
намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным
пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет