практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,
наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести
собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с
возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не
только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.
В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,
общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:
без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-
творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может
отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-
творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания
наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое
существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно
подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности
социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже
преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,
традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного
сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью
общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,
нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая
взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной
самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах
развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным
воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более
опосредованный характер - через государство, политические, правовые
отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие
приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама
возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на
общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать
бытие.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же
процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и
заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,
которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом
любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни
(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и
т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-
разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена
общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую
сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Обладая объективной природой и имманентными законами развития,
общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках
закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане
общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного
процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила
общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,
вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно
отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и
ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть
общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии
индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,
тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство
духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено
человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи.
Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от
материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи,
предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а
во-вторых, в обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о
предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее - в неживой
природе, в самом фундаменте материи.
Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил материю, а
материя породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а есть ли на
самом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания для
порождения сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом,
однако не была решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту
сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле-
материя, зоо - жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью
чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении
сознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизма
стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же время
ближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материю
свойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственна
пассивная, а живой - активная чувствительность.
Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания в
самих основаниях материального мира, значит, подвести под материализмом
надежный и прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти не
удастся, то возникновение сознания придется признать чудом и здание
материализма просто рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные
предпосылки для порождения сознания в самом фундаменте материального мира
имеются. Они были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является
открытое им и присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно
этого свойства у всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической,
образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых
и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы -
человеческого сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство
материи?
Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить
в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих
свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые
примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на
фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или
атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы
базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой
природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к
другой и выступает в виде механического, физического, химического
отражения.
Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется
рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей
системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит
от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от
среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения
активную роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое
проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть
лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы
отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой
природе (исключая некоторые технические средства) не становится для
отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной
активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения,
несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров,
определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на
внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием
результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под
информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать
активной ориентации в окружающем мире.
Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные
особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность
отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно
важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как
важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает
целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В
этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве
источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно
поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей
среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых
организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на
уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.
Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е.
способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего
возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта
форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения
нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой
ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если
раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность специфична для
живого мира. При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся
материалом для внутренней работы организма с целью выработки