Сознание

сознающим, благодаря отражению (Я(, которое в нем находится(”[3].

Шеллинг утверждает, что предусмотренная гармония между идеальным и

реальным мирами является результатом как сознательной, так и

бессознательной деятельности. При этом имеется в виду, (что деятельность,

которая в нашем поведении сознательно продуктивна, в своем порождении мира

продуктивна бессознательно(. Этим постулируется наличие сознательной и

бессознательной деятельности в субъективном, то есть в самом сознании, а

объективный мир представляется не чем иным, как первоначальной

бессознательной (поэзией абсолютного духа(“[4].

Исходя из данной цитаты, можно заключить, что для Шеллинга

бессознательное является отправной точкой, отрицательным стимулом к

развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место

бессознательное хотение и действование, в результате которого возникает

природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают как определенные

формы бытия и сознания мирового духа. Таким образом происходит развитие

путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.

Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная,

поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание

вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-

психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере

бессознательного.

Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал

бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и

сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал

врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.

Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни

человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать

его роль в познании и поведении людей.

Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится

не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела,

координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.

Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния,

которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в

сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец,

третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной,

научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.

Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой

энергией чувств и разума человека.

Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она

существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе

осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя

вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных,

творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без

контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения

этих задач, может быть направлено на иные предметы.

4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание

Одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились

существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.

Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде

всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования

человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов

общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.

Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и

периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования

речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,

сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и

действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения

эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и

отношений.

В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа

сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют

собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между

ними.

Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык

выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную

функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому

не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли

материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство

знака, звучания и значения, понятия.

Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена

мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства

общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство

выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены

образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную

форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в

языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем,

что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что

напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу

чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса

сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития

сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают

материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием

других людей.

Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство

языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как

значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак -

средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим

людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и

формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному

составу - национален.

Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в

том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью,

остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же

словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не

одинаковое смысловое содержание.

Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в

живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее

средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе

с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками,

начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В

конечном счете, все они так или иначе связаны с естественным языком,

дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких

неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в

математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д.

Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других

наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на

сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,

в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость

мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным

образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично

модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до

завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для

исследования.

Физиологические механизмы психических явлений не тождественны

содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в

виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания

не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические

явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов,

отрицающих специфику психического.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не

означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в

нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не

холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные

предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,

идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне

мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и

порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное,

“пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу

человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,

идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле

этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому

нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,

реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,

индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры

человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому

никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -

объективная, а сознание - субъективная реальность.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не

существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея

есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -

это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная

истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает

и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-

физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект

находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.

Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта,

полученную в ходе предметно - преобразующей деятельности. Этим открывается

принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть

познано через формы своего выявления в чувственно-практической

деятельности.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность и

физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные

явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую

тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как

субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и

материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две

субстанции - духовную и материальную.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.

Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.

Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения

действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего

верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его

компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало

в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и

чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание

себя как особой и единой личности.

Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на

определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного

общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального

развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х

лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый -

уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и

его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря

этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет

возможности свободно ориентироваться в нем.

Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей

принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и

социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания -

возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на

«Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только

совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает

необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их

самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только

самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит,

контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства

удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание

человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через

сопоставление себя с другими людьми.

Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания,

формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.

Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами -

предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность

соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с

предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на

внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая,

напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.

В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его,

сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя

или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и

самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при

условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого

сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая

константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и

общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в

процессе углубления и расширения межличностных отношений.

В заключение рассмотрения темы необходимо резюмировать все

вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,

свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.

Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

сознания.

5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы

- человеческого мозга.

6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно -

единое целое.

7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его

действительность. Оно активно.

Список литературы.

1. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. - М.:

Высшая школа, 1991. - 287с.

2. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.:

Политиздат, 1988. - 592с.

3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т.

Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

4. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата

психологии. - Новгород: НЗКШ, 1990.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

6. Общая психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва: Просвещение,

1986.

7. Философский словарь. М.:Политиздат, 1987

8. Мир философии. М.,1991. Ч.1.

9. История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994.

10. Антология мировой философии. М.:1970. Т.2.

11. Современная западная философия. М.:Политиздат, 1991.

12. Проблема сознания в современной западной философии. М.:1989

13. Платон. Сочинения в 3-х тт. М., 1971. Т.3.

14. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках.

Киев: “Вища Школа”, 1978.

15. Быкова Г.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.:1990.

16. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. 1981.

17. Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993.

18. Лем С. Формула Лимфатера. М.:”Знание”, 1963.

-----------------------

[1] Цит.по: Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных

науках. Киев: “Вища Школа”, 1978. С.47

[2] Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 1989. С.371-372

[3] История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994. С.20-21

[4] Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках.

Киев: “Вища Школа”, 1978. С.25

-----------------------

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Юридический факультет

Контрольная работа

по дисциплине:

«Философия»

на тему: Сознание как отражение и деятельность.

Выполнил студент

2-го курса

заочного отделения

группы 22

Синицын Борис

Игоревич

Рецензент работы:

Граневский Виктор

Викторович

Работа защищена

на оценку ________

Тирасполь 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты