Сознание как отражение и деятельность

соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются

специфические органы по подобной переработке информации - нервные ткани, а

затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге поднимается на следующую

ступень - нейрофизиологического отражения, присущего только высшим

животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а

в целой системе расчлененной, организованной последовательности действий,

лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели, в активной

реализации в столкновении с внешней средой своей внутренней программы,

«видового опыта» организма.

Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде

диалектического единства воздействия внешней среды и реализации внутренних

целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы

поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и

потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия

находит свое более полное выражение на стадии психического отражения,

свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной

нервной системой.

Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и

механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него

автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того,

что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима

ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь

становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе

реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое

существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями

внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи.

Психический образ выступает как отражение объективной реальности,

сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее

схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах.

Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный

сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы

подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь

некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания.

Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер

абстрактно - понятийного. В итоге в громадной степени расширяется

информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один

предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря

образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными

формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями,

возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и

неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с

возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть

привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность

отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать

действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую

действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция

сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается

на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного

мышления появилась и возможность «больной фантазии», преувеличения

относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности,

формируются религия, а затем и идеализм.

Наконец, отражение приобретает социально - детерминированный характер.

Это находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания,

что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его

единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания

обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что

сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, о

чем мы подробно будем вести речь в дальнейшем, является отражением

общественного бытия.

Мы рассмотрели вопрос об отражении и эволюции его форм в процессе

развития материального мира. Уже усложнение форм отражения тесно связано с

уровнем организации материи, особенно с усложнением нервно-физиологических

систем. Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание присуще не

всей материи, а лишь особым образом организованной материи, человеку

разумному. Этот аспект соотношения материи и сознания и предстоит

рассмотреть дальше.

3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного

и бессознательного в психики человека.

Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее

развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией

сложности их поведения, а главное - сложности организации органов отражения

внешнего мира, центральной нервной системы.

Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы

отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С

усложнением организации, с формированием у животных центральной нервной

системы и специализированных органов чувств отражение поднимается на более

высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается

чувствительность, затем – нервно - физиологическое отражение и далее -

психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает

структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и

соответственно отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде

человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой

сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 1400 куб.см (у

приматов мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 10-14 млрд.

нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами.

Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное

«разделение труда» между его отделами. Наиболее простые формы анализа и

синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими

отделами центральной нервной системы - спинным, продолговатым и

промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами, прежде всего

большими полушариями головного мозга, особенно их корой.

Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со

сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само

по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга.

Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей

нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто

связаны с повреждением определенных участков мозга.

Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый - как

соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в

мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект,

тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального.

Остановимся последовательно на каждой из этих проблем.

Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-

разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия

в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители

дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические

и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга

и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.

Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического

взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное,

психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции

оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея

психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому,

идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал

всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель

или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не

физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако и в материализме

психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители

вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность,

отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер,

Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет

мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив

подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные

физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным

колебаниям.

Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи.

Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники

смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного

отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и

идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность

самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.

Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения

психического и физиологического состоит в признании психофизиологического

единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а

психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону

отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо

известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как

материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).

Древняя Индия– мнение:

“В философской системе (Йога Патанджали( бессознательное трактовалось

как высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное понималось

не как форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как

сверхсознательное, на основе которого осуществляется высшая степень

проникновения в сущность вещей.

Однако у (Йога Патанджали( понятие бессознательного употребляется и

для характеристики причин Вселенной, первоначального продукта развития

(пракрити( - великого, включающего в себя интеллект, самосознание и ум

((читта(). (Он ((читта() в сущности бессознателен, хотя становится

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты