сознающим, благодаря отражению (Я(, которое в нем находится(”[3].
Шеллинг утверждает, что предусмотренная гармония между идеальным и
реальным мирами является результатом как сознательной, так и
бессознательной деятельности. При этом имеется в виду, (что деятельность,
которая в нашем поведении сознательно продуктивна, в своем порождении мира
продуктивна бессознательно(. Этим постулируется наличие сознательной и
бессознательной деятельности в субъективном, то есть в самом сознании, а
объективный мир представляется не чем иным, как первоначальной
бессознательной (поэзией абсолютного духа(“[4].
Исходя из данной цитаты, можно заключить, что для Шеллинга
бессознательное является отправной точкой, отрицательным стимулом к
развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место
бессознательное хотение и действование, в результате которого возникает
природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают как определенные
формы бытия и сознания мирового духа. Таким образом происходит развитие
путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.
Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная,
поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание
вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-
психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере
бессознательного.
Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал
бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и
сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал
врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.
Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни
человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать
его роль в познании и поведении людей.
Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится
не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела,
координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.
Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния,
которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в
сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец,
третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной,
научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.
Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой
энергией чувств и разума человека.
Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она
существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе
осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя
вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных,
творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без
контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения
этих задач, может быть направлено на иные предметы.
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание
Одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились
существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде
всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования
человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов
общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.
Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и
периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования
речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,
сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и
действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения
эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и
отношений.
В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа
сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют
собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между
ними.
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык
выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную
функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому
не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли
материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство
знака, звучания и значения, понятия.
Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена
мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства
общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство
выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены
образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную
форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в
языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем,
что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что
напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу
чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса
сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития
сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают
материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием
других людей.
Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство
языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как
значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак -
средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим
людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и
формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному
составу - национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в
том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью,
остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же
словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не
одинаковое смысловое содержание.
Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в
живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее
средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе
с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками,
начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В
конечном счете, все они так или иначе связаны с естественным языком,
дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких
неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в
математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д.
Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других
наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на
сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,
в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость
мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным
образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично
модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до
завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для
исследования.
Физиологические механизмы психических явлений не тождественны
содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в
виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания
не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические
явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов,
отрицающих специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не
означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в
нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не
холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные
предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,
идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне
мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и
порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное,
“пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни
обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу
человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,
идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле
этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому
нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,
реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,
индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры
человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому
никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -
объективная, а сознание - субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не
существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея
есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -
это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная
истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает
и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-
физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект
находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.
Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта,
полученную в ходе предметно - преобразующей деятельности. Этим открывается
принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть
познано через формы своего выявления в чувственно-практической
деятельности.
Субъективный образ как знание, как духовная реальность и
физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные
явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую
тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как
субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и
материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две
субстанции - духовную и материальную.
Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.
Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.
Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения
действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего
верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его
компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало
в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и
чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание
себя как особой и единой личности.
Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на
определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного
общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального
развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х
лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый -
уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и
его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря
этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет
возможности свободно ориентироваться в нем.
Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей
принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и
социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания -
возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на
«Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только
совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает
необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их
самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только
самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит,
контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства
удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание
человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через
сопоставление себя с другими людьми.
Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания,
формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами -
предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность
соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с
предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на
внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая,
напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.
В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его,
сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя
или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и
самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при
условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого
сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая
константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и
общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в
процессе углубления и расширения межличностных отношений.
В заключение рассмотрения темы необходимо резюмировать все
вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,
свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,
логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.
Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого
сознания.
5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы
- человеческого мозга.
6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно -
единое целое.
7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его
действительность. Оно активно.
Список литературы.
1. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. - М.:
Высшая школа, 1991. - 287с.
2. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.:
Политиздат, 1988. - 592с.
3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т.
Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
4. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата
психологии. - Новгород: НЗКШ, 1990.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
6. Общая психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва: Просвещение,
1986.
7. Философский словарь. М.:Политиздат, 1987
8. Мир философии. М.,1991. Ч.1.
9. История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994.
10. Антология мировой философии. М.:1970. Т.2.
11. Современная западная философия. М.:Политиздат, 1991.
12. Проблема сознания в современной западной философии. М.:1989
13. Платон. Сочинения в 3-х тт. М., 1971. Т.3.
14. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках.
Киев: “Вища Школа”, 1978.
15. Быкова Г.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.:1990.
16. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. 1981.
17. Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993.
18. Лем С. Формула Лимфатера. М.:”Знание”, 1963.
-----------------------
[1] Цит.по: Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных
науках. Киев: “Вища Школа”, 1978. С.47
[2] Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 1989. С.371-372
[3] История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994. С.20-21
[4] Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках.
Киев: “Вища Школа”, 1978. С.25
-----------------------
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Юридический факультет
Контрольная работа
по дисциплине:
«Философия»
на тему: Сознание как отражение и деятельность.
Выполнил студент
2-го курса
заочного отделения
группы 22
Синицын Борис
Игоревич
Рецензент работы:
Граневский Виктор
Викторович
Работа защищена
на оценку ________
Тирасполь 2001.