Сравнительный анализ философских школ древности

естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля.

Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные

начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь -

некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в

землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала

между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала

(божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо,

чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к

Дао надо приобщаться. Тот, кто мудр, тот не говорит. Представления о Дао

есть и у Конфуция и в других школах.

Конфуцианство.

Основатель - Кун-цзы (551 - 471 гг. до н.э.). Небо - высшая сила и

грозный повелитель, судьба и рок. Основа порядка в стране - ли (церемонии и

ритуалы). Каждый должен следовать дао - "правильный путь". Конфуций

развивал концепцию политики: лучше, если бы народ знал, поэтому нужно его

просвещать. Характерна оpиентация на практическое поведение. Конфуция

интересовало положение человека в обществе. Каков человек по своей природе?

Конфуций: скорее он добр или нейтрален. Откуда зло? - от недостатка

образования и воспитания человека. Hеобходимо образовывать каждого и всех,

но в рамках кастового слоя. Судьба помещает человека в определенный слой.

Чтобы ей не сопротивлялись, человека нужно образумить. Реализовал на

практике ряд принципов поведения: человеколюбие (жень), справедливость

(инь), знание (джи), церемонии (ли), уважение к родителям (сяо), принцип

почитания старшего брата (ди, все наследовал старший брат), принцип

почитания господина. Все управляется государством на основе сакральных

норм. Юpидическая норма вроде бы не нужна. Эту систему развили: ученики Мен-

цзы (природа человека-пpиpода добра), Сюнь-цзы (исказил концепцию - природа

человека - природа зла). Испpавить зло можно образованием и воспитанием.

Появились школы, противоположные Конфуцию по методам решения проблем.

Моизм.

Главное внимание уделяется проблемам социальной этики, которая

связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы.

Весь смысл заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной

пользы. Школа моизма (Мен-цзы). Судьбы как таковой нет, все люди равны -

образовывать нужно всех. Каждый сам управляет своей судьбой. Самые большие

демократы в Дpевнем Китае. Должны быть государственные принципы

образования.

Легизм.

Шан Ян (природа человека - зло). Учение, сосредоточившее главное

внимание на вопросах социально-политических изменений. Его представители

занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с

государственным управлением. Законники - не послушание и уважение, а закон,

жесточайшие юридические регламентации. Hикто не обязан любить, но каждый

обязан исполнять закон. За нарушение – наказание; чем меньше проступок, тем

больше наказание. Если пресечь в самом начале, то не будет и далее

преступлений. Как наблюдать за исполнением законов, как контролировать?

Хань Фан-цзы: надо, чтобы каждый следил за каждым и доносил. Hаказание за

недоносительство. Система тотальной слежки и доносительства начальнику.

Эклектики.

Стремление соединить в одну систему взгляды и концепции различных

школ. Они утверждали, что каждая из школ постигает действительность своим

способом и необходимо эти способы объединить в такую целостность, которая

была бы новой универсальной системой интерпретации мира.

Древнекитайская философия и современность.

Наибольшее влияние на философию современного Китая оказала школа

Конфуция, появились школы так называемого нового конфуцианства, принципы

этих школ – в том числе умело организованные процессы образования и

воспитания молодежи оказывают благотворное влияние на развитие современного

китайского общества.

В настоящее время существуют также последователи даосизма (в

основном, в Китае), даосские школы считаются тайными, но от этого их

влияние на современное общество не уменьшается. Например, каждый китаец

хоть немного знаком с каким – либо стилем ушу, практикуя этот стиль с

различными целями: самооборона, исцеление от недугов и т.п. Но в каждом

стиле ушу есть так называемая “внутренняя работа” (этот аспект есть даже в

так называемых “внешних” стилях, но там ей уделяется меньше внимания). Дело

в том, что “внутренняя работа” выполняется по даосской системе

самосовершенствования. О “внутренних практиках” даосизма вообще мало

известно, т.к. существует традиция не оставлять письменных руководств по

этой системе самосовершенствования, либо оставлять их в зашифрованной

форме, пример – довольно известная даосская алхимия, “выплавление пилюли

бессмертия”. Если принять такой трактат как прямое руководство к действию,

произойдет сильнейшее отравление такого “практикующего”, были случаи и

летальных исходов.

Цели даосской алхимии (как и японского аналога - сэндо), в

зависимости от уровня практики – обрести тело и душу ребенка (омоложение

организма, продление жизни), превращение практикующего в сверхчеловеческое

существо и слияние с Дао (с миром Богов), т.е. достижение бессмертия – у

достигшего высшей цели даосизма сознание, в отличие от обычного человека, в

момент смерти не прерывается, и он рождается в высшем мире. Доказательством

достижения являются сверхчеловеческие способности такого человека (которые

не афишируются, чтобы предотвратить падение из-за гордости), например,

необычная физическая сила (вспомните Брюса Ли – он внешне ничем не

отличался от среднего китайца).

Но чудес не бывает даже в даосизме, и сверхчеловеческие способности

достигаются сверхчеловеческим трудом. Требуется строго соблюдать заповеди,

прежде всего, касающиеся сохранения жизненных сил (т.е. вести жизнь монаха,

есть более мягкий подход – сексуальные отношения допускаются только для

рождения детей). Практика даосизма опасна – известны случаи, когда

практикующие, не соблюдающие заповеди, сходили с ума, т.е. вместо

ожидаемого возрастания духовности, деградировали. Как правило, даосы не

едят мясо, кроме того, едят меньше среднего человека.

Как учат даосские мастера, в человеке есть изначальная жизненная

энергия (истинная ци) и постнатальная ци. Постнатальная ци – это жизненная

энергия, приобретаемая из пищи и в процессе дыхания. Изначальная ци

способствует развитию, расходуется при сексуальных контактах, в результате

мы начинаем жить за счет грубой постнатальной ци (душа грубеет). Но

постнатальная ци может быть преобразована в изначальную, которая находится

в почках. При растрате сексуальной энергии мозг сжимается, клетки начинают

отмирать. Если в молодости тратить изначальную ци – развивается слабоумие.

Изначальная ци тратиться также на процессы жизнедеятельности. Растрата ци -

это самоубийство. В Китае был монах, проживший 290 лет. Его 4 секрета:

1) занимался цигун – контролировал энергию;

2) монах;

3) скудное питание;

4) вел практику искоренения желаний.

При растрате сексуальной энергии происходит облысение, уменьшается

количество спинномозговой жидкости. При помощи цигуна (сэндо) можно

восстановить выпавшие волосы. Практика воздержания от сексуальных контактов

усиливает печень. У печени есть функция, регулирующая свободное протекание

ци, если же ци не течет свободно – возникают болезни. Слабая печень

приводит к уменьшению способности сосредоточить ум. Для сублимации

сексуальной энергии необходимо использовать дыхательные упражнения.

Подвижный образ жизни усиливает селезенку, голодание усиливает селезенку,

сладкое – наоборот, ослабляет. О важности заповедей: совершение убийства

угнетает функцию печени, воровство – функцию селезенки, прелюбодеяние –

функцию почек; кофе, чай, шоколад – плохо влияют на печень. Нарушение

заповедей ухудшает работу сердца.

Пять ступеней внутренней практики даосизма:

1) исправление недостатков тела – боевые искусства, при этом нельзя

растрачивать энергию;

2) малая небесная орбита (не является секретной) – становление семени

энергией ци, размер наработанной энергии доводится до размера тела;

3) большая небесная орбита – созданное тонкое тело выходит из макушки;

4) тренировка тонкого тела и достижение пустоты;

5) из пустоты – слияние с Дао.

Хочется отметить, что невозможно “перепрыгнуть” через ступень.

4. Античная философия.

Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем

тысячелетнюю историю – с 6 в. до н.э. до 529 года н.э. В истории античности

различается несколько этапов.

1. Эпоха натуралистов. Между 6 и 5 веками до н.э. мы видим

представителей разных школ: ионийцев, пифагорейцев, элеатов, атомистов,

эклектиков.

2. Софисты и Сократ стали первыми гуманистами, они попытались ответить

на вопрос, в чем же суть человека.

3. Платон и Аристотель дали важнейшие образцы большого философского

синтеза.

4. Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского

закончился вместе с языческой эрой кинизма, эпикуреизма, стоицизма,

скептицизма, эклектизма.

5. Религиозный период неоплатонизма и его модификаций.

6. Христианская мысль в лице Филона Александрийского, попытавшегося

синтезировать Ветхий Завет и греческую мысль. Это подготовило средневековую

цивилизацию и европейское христианство.

Ниже приведен краткий обзор философских школ периода античной

классической философии (имеются два направления: идеалистическое, и

материалистическое).

Материалисты ставят проблему архе - первоначала мира.

Милетская школа.

Фалес.

624-547 д.н.э Архе- это вода. Мир произошел из воды, в воде зародилась

жизнь.

Анаксимандр.

610-546 д.н.э Архе- это апейрон, проматерия из которой возник мир,

являющий собой сочетание противоположностей: теплое и холодное, сухое и

влажное. Из этой проматерии возникают четыре превоэлемента: огонь, вода,

земля, воздух. Наш мир один из множества других миров.

Анаксимен.

585-525 д.н.э Архе- воздух. В зависимости от степени уплотнения

появляются: вода, огонь, земля, камень, металл, ветер, облака.

Ксенофан.

580-487 д.н.э Все в мире состоит из воды и земли. Боги-порождение

людского ума. Бог - это сама природа

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты