Сравнительный анализ философских школ древности

Парменид.

540-480 д.н.э Ставит вопрос о путях познания окружающего мира. Нельзя

доверять чувствам, нужно руководствоваться рациональным познанием.

Зенон.

490-430 д.н.э Ставит вопрос о природе движения. Движение- диалектика

прерывного и непрерывного. Отрицание движения- обман чувств. Чувствам

доверять нельзя.

Гераклит.

544-483 д.н.э Мир никем не создан, он вечен, он закономерно

воспламеняется и угасает. Из чистого разума, логоса путем раскола и борьбы

произошло множество вещей. Все течет, но в этом течениии властвует логос,

как закон. Мудрость- есть познание разума, быть мудрым означает склониться

перед логосом и подчиниться ему. Только таким путем человек может обрести

душевную ясность (высшее счастье).

Эмпедокл.

487-424 д.н.э Четыре начала, корня мира: земля, вода, огонь, воздух. Эти

корни пассивны, но на них действуют активные силы: вражда и дружба. Под их

влиянием корни мира постоянно перемешиваются. Образование жизни: из четырех

корней под влиянием дружбы возникают части животных, происходит соединение

отдельных частей. Случайные, неоправданные соединения порождают чудовищ.

Анаксагор.

500-428 д.н.э Нельзя употреблять термины - возникает и уничтожается.

Надо говорить - смешивается и разделяется. В основе всех вещей существуют

семена геометрии, это проматерия. Ничто не возникает изначально и ничто не

пропадает. Нус (ум)- сила разделяющая и сливающая. Источник движения

противостоит материи.

Демокрит.

460-371 д.н.э В основе материи лежат атомы. Пустота вне атома,

пространство вне материи. Если бы небыло пустоты, то невозможно было бы

разделить яблоко. Атомы различаются формой: огонь из шарообразных, земля из

кубических и т.д. Демокрит выделял два вида качества: 1. первичное

качество, зависящее от свойств атомов: плотность, величина, рыхлость. 2.

Вторичное качество - вещь воспринимается человеком: горячее, холодное,

вкус, запах. Представление о космосе, по мнению Демокрита - миры

бесчисленны и различны по размерам, одни миры растут, другие разрушаются;

погибают друг от друга.

ИДЕАЛИЗМ.

Орфей.

Требует вести чистую жизнь, религиозные церимонии. Вино должно

восприниматься как символ слияния с богом. Главный бог Вакх-бог вина.

Пифагор.

580-500 д.н.э Говорил о бессмертии души. Тело - гробница души.

Необходимо выбраться из круга перевоплощения. Изучать науки. Труд - идеал

презренных, только разум достоен почитания. Чувственное познание не

является истинным. Математика - деятельность логики и мысли. Вся вселенная

- гармония и числа.

СОФИСТЫ.

Протагор.

480-410 д.н.э "Человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии и не

сущих в их небытии." Поэтому невозможна общезначимая истина. Все

относительно. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает

истинным. Ничего не существует. Если бы что-либо существовало, то оно было

бы непознаваемо. Если бы даже что-нибудь существовало и оно было бы

познаваемо, то знания о нем нельзя было бы сообщить другим.

Сократ.

469-399 д.н.э Цель философии не познание мира, а научить человека, как

надо жить. Выделяет два вида знаний: конкретное и абстрактное. "Я знаю то,

что я ничего не знаю". С этого начинается путь познания. Источник знания -

внутренний голос. Знание уже находится в душе человека, надо его только

оттуда извлеч. Итог познания - три основные добродетели: умеренность,

храбрость, справедливость.

Платон.

427-347 д.н.э Существует два мира: мир идей - истинное бытие, мир

изменчивых непостоянных вещей. Вещи - смесь бытия и небытия, идеального и

не идеального. Наш мир - мир теней, отражение истинного мира. Парадокс

знаний - если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать. Если ты ничего

не знаешь, то как найдешь, что искать. Учение о душе - душа бессмертна,

является причиной самой себя. В ней находятся все предзнания. Предзнание -

знание о сущности вещей. Сущность вещи - идея. Платон приходит к мысли, что

идеи существуют в другом мире. Платон выделяет идеальное время, когда люди

рождались из земли, не нуждались в жилище, занимались философией. Затем

возникла необходимость борьбы, самосохранения. Идеальное время уходит в

прошлое. Возникает государство. Идеальное государство - правят не многие,

но способные, одаренные от природы, с многолетней подготовкой. Каждый

занимается своим делом: работники, воины, стратеги, правители - философы.

Произведения: "Апология", "Пир", "Государство", "Законы" и т.д.

Аристотель.

384-322 д.н.э Система наук - теоритическая (познание ради самих знаний);

практическая (рекомендации для поведения человека); творческая (познание с

целью принесения пользы). Главная проблема - отношение единичных вещей и

общих понятий (идей). Идеи существуют не реально, а как результат нашего

познания. Характеристики сущности: количество, качество, отношение, место,

время, положение, состояние, действие, страдание. Первый принцип -

несотворимость материи. Материя вечна, но она существует как возможность

вещей. Она пассивна и неподвижна. Активное начало - форма, источник

движения, который существует вне материи. В результате действия формы на

материю получается вещь. Бог бестелесен, его сущность - невозможность.

Наивысшая действительность - это ум. Человек- политическое животное. Труды:

"Метафизика", "Физика", "Политика", "О животных" и др.

Анализ.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiqus - древний.

Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также

тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Общими для античных государств были пути социального развития и

особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на

ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-

культурным комплексом. Главными, стержневыми в античной культуре были

религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и

формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни

этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой

экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того

времени.

Традиция приписывает Пифагору первое употребление термина “философия”.

В слове “софия” есть религиозный оттенок, так как мудрость и всеведение как

таковые даны Богу, а человеку – стремление и любовь к мудрости. Так что же

хотели греки, возлюбившие мудрость? С момента рождения философия предстает

как триединство содержания, метода и цели.

Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее

интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь

отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом,

обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет

философии - бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может

открыться только через уяснение первоначала всех вещей.

Метод: философия стремится к рациональному объяснению, полагая при

этом всеобщее за предмет. В философии значим разум, логика, логос.

Философия должна идти дальше фактов и опыта, опираясь на разум.

Рациональность на уровне логоса - отличие философии от таких

мировоззренческих форм как религия и искусство.

Цель философии – в прозрачном и незамутненном восприятии чистой

истины, что может быть достижимо благодаря применению методов очищения

сознания. Греческая философия родилась именно как бескорыстная любовь к

знанию (либо как проявление природной жажды знаний). Не материальная нужда

и не практическая польза в виде прибыли двигали первыми философами, а ничем

не стесненная свобода самопознания. Слова Аристотеля подтверждают эту

мысль: “Все прочие науки более необходимы, но лучше философии нет ни

одной”. Греческие философы пошли именно по этому пути.

Таким образом, рациональность есть принципиальное отличие (греческой)

философии от других форм познания. Всеобщее как предмет философии и

рациональность как принцип философского познания определили развитие и

западной культуры в целом.

Однако, позднейшая интерпретация философского мышления как

непрерывного чувствования, эксплицирует элемент чувственного как

равноправный в контексте философского познания. Действительно, вопрос:

"Почему есть бытие, а не ничто?", задаваемый по сути философского дела,

вопрос, которого не снимает и существование современной науки, выявляет

удивление (чувство, напряженность чувства, пафос) как конституирующее

основание философского познания. Основание данного вопроса именно в

онтологической, по отношению к бытию философии, природе удивления. Как

писали Платон и Аристотель: "Начало философствования в удивлении".

Медитация (которая есть работа сознания), созерцание не утилитарны,

однако у философии всегда было серьезное моральное и политическое

содержание. Вдумаемся: когда нам удается обрести видение и понимание

целого, внутри которого мы живем, неизбежно меняется наше понимание смысла

жизни, появляется более точная иерархия ценностей, меняется наше отношение

к повседневности. Переживание истины несет огромный заряд энергии (имеется

ввиду переживание относительной истины, ведущей к более высокому духовному

состоянию). Образ идеального государства Платона построен благодаря этому

богатому источнику энергии.

К сожалению, философия некоторых античных школ не представляет

интереса с точки зрения духовного развития личности. Что же будет с

человеком, который последует невежественному учению? Его личное невежество

будет усиливаться, это очень опасно, т.к. фундаментальное невежество –

основная черта животных. Пожалуй, есть три исключения – школы Пифагора,

Сократа и Демокрита, но и они имеют недостатки – адепты этих школ только

говорят о необходимости “повышения духовного уровня”, или, в случае школы

Пифагора - выхода из круговорота перевоплощений, четкая система способов

достижения этой цели у них отсутствует (добродетели Сократа являются

необходимым, но не достаточным условием).

У восточных народов также была и есть своеобразная форма мудрости,

свободная, на первый взгляд, от практических целей. Однако она никогда не

стремилась освободиться от фантастических образов и неотторжима от религии,

поэзии и искусства. Ощутить целое посредством разума и суметь логически

выразить его суть – в этом абсолютная оригинальность греческого гения.

Развитие западной культуры основано на этом открытии.

5. Заключение.

Из приведенного материала следует вывод, что человеку, желающему

“вырваться” из окружающей нас бездуховности, порабощенности “мирскими

желаниями”, которые дорого обходятся нам, снижая продолжительность жизни и

уровень интеллекта, предстоит большая работа. Даже правильный духовный путь

труден и таит опасности, связанные с проявлением “плохой кармы”

(последствий грехов прошлого) практикующего. Но лучше последовать словам

Будды Сакьямуни и “стремиться вперед, подобно рогу носорога”, чем прожить

жизнь, потворствуя своим страстям и слабостям и в итоге перевоплотиться в

одном из “трех скверных миров”. Хочется обратить внимание искателей истины

на необходимость “накопления заслуг” или “белой кармы” (этим часто

пренебрегают), т.е. необходимо совершать “добрые дела”, последствия которых

смягчают проявление “плохой кармы”.

6. Список литературы:

1. "История философии" под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского,

М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. Том I - Философия античного и феодального

общества.

2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

3. “История китайской философии”. М., “Прогресс”, 1989.

4. “Дао и даосизм в Китае”. М., Изд-во Института востоковедения, 1982.

5. “Китайская философия”. Энциклопедический справочник. М., “Мысль”,

1994.

6. А.Е.Лукьянов. “Лао-Цзы и философия раннего даосизма”. М., Изд-во

Института Дружбы народов, 1991.

7. А.Е. Лукьянов. “Дао Книги перемен”. М., “Инсан”, 1993.

8. Журнал “Свободный Китай”. Июль/август 1995 г. (№ 4). Московское

представительство изд-ва “Гуан Хуа”, Китай

9. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга первая. Философия

древности и средневековья). М., 1996.

10. Беседы с В.В. Антоновым.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты