Стоицизм в римской и эллинистической философии
[pic] Московский Государственный Авиационный Институт
(Технический Университет)
Реферат
по философии
на тему “Стоицизм в римской и
эллинистической философии. Эпикур.”
студента гр. 07-107 Кольцова М. А.
М; 1995 г.
[pic]
Содержание:
1. Римская философия........................3
2. Эллинистическая философия........9
1. Римская философия.
С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно
усиливается влияние Рима, который из городской республики становится
сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего
мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города
континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой
культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и
образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были
несколько столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все
стороны известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых
цивилизаций древнего мира, а с другой на территорию “варварских” племен),
образуют широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно
развивались естественные и технические науки, небывалого размаха достигают
политические и юридические.
Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из
того, с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным
поэтому является то, что и римская философия формируется под решающим
влиянием греческого, в частности эллинистического, философского
мышления. Определенным импульсом для расширения греческой философии в Риме
было посещение его афинскими послами, среди которых были наиболее
выдающиеся представители существовавших в то время греческих философских
школ (середина 11 в. до н. э.).
Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских
направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции, (
стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.
Наибольшее распространение как в республиканском, так и позже в
императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают единственным
философским направлением, которое в римский период приобрело новое
звучание. Его начала можно увидеть уже во влиянии Диогена из Селевкии и
Антипатра из Траса (которые прибыли в Рим с упомянутым афинским
посольством). Заметную роль в развитии стоицизма в Риме сыграли также
представители средней стои ( Панэтий из Родоса и Посидоний, которые
сравнительно продолжительный период работали в Риме. Их заслуга состоит в
том, что они способствовали широкому распространению стоицизма в средних
и высших классах римского общества. Среди учеников Панэтия были такие
выдающиеся личности Древнего Рима, как Сципион Младший и Цицерон. Панэтий
в основных положениях своего учения в значительной мере придерживался
старого стоицизма. Так, у него встречается понятие логоса, аналогичное
понятию, например, у Хрисиппа, который придерживался сходных онтологических
воззрений. В области этики он несколько приблизил к практической жизни
идеал стоического мудреца.
На дальнейшее развитие римского стоицизма большое влияние оказал
Посидоний. В области онтологии он развивает основную философскую
проблематику учении Аристотеля, а также вопросы, граничащие с
естественнонаучной проблематикой и космологией. Исходные философские и
этические воззрения греческого стоицизма он соединяет с элементами учения
Платона, а в некоторых случаях и с пифагорейским мистицизмом. (В этом
проявляется определенный эклектицизм, который был типичен для римской
философии того периода.)
Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои) были
Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Сенека (oк. 4 г. до н. э. ( 65 г. н. э.)
происходил из сословия “всадников”, получил всестороннее
естественнонаучное, юридическое и философское образование, сравнительно
длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится
воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на трон
он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год
власти Нерона он посвящает ему трактат “О милосердии”, в котором призывает
Нерона как правителя сохранять умеренность и придерживаться
республиканского духа.
По мере роста престижа и богатства Сенека входит в конфликт со своим
окружением. После пожара в 64 г. н. э. ненависть к Сенеке в Риме растет. Он
покидает город и живет в своем близлежащем имении. Обвиненный в подготовке
заговора, он был вынужден покончить самоубийством .
Наследие Сенеки весьма обширно. К его наиболее выдающимся работам
относятся “Письма Луцилию”, “Рассуждение о провидении”, “О стойкости
философа”, “О гневе”, “О счастливой жизни”, “О свободном времени”, “О
добродетели” и т. д. За исключением “Вопросов природы” (“Quastiones
naturales”), все его работы посвящены этическим проблемам. Если старая
стоя полагала физику душой, то философия новой стои считает ее полностью
подчиненной областью. В воззрениях на природу (так же как и в остальных
частях своего творчества) Сенека, однако, в принципе придерживается учения
старой стои. Это проявляется, например, в материалистически
ориентированном дуализме материи и формы. Разум считается активным
принципом, который сообщает материи форму. При этом однозначно признается
первичность материи. Душу (пневму) он также понимает в духе старого
стоицизма, как весьма тонкую материю, смесь элементов огня и воздуха. В
гносеологии Сенека, как и другие представители стоицизма, является
сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум имеет свое
начало в чувствах. При решении вопроса об активности души он, однако,
принимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется прежде
всего в признании бессмертия души и характеристике телесности как “оков”
души. Сенека исходит из того, что все в мире и во вселенной подчинено
власти строгой необходимости. Это вытекает из его понятия бога как
имманентной, правящей силы, властвующей над разумом (логосом). Сенека
характеризует ее как “высшее благо и наивысшую мудрость”, которая
реализуется в гармонии мира и его целесообразном устройстве. В отличие от
старой стои Сенека (так же как и весь римский стоицизм) почти не занимается
логической проблематикой. Центром и средоточием его системы является этика.
Как основной выделяется принцип согласия с природой (жить счастливо (
значит жить в соответствии с природой) и принцип подчиненности человека
судьбе. Вопросу, как прожить жизнь, посвящены его трактаты “О краткости
жизни” и “О счастливой жизни”. В них проецируются как личный опыт Сенеки,
так и общественные отношения тогдашнего Рима. Утрата гражданских свобод и
упадок республиканских добродетелей в эпоху императорской власти приводят
его к значительным сомнениям относительно будущего. “На три периода
делится жизнь: прошлое, настоящее и будущее. Из них тот, в котором живем,
краток; тот, в котором будем жить, сомнителен, и лишь тот, который мы
прожили, определенный. Только он устойчив, на него не влияет судьба, но и
возвратить его также не может никто”. Сенека отвергает стремление к
накоплению имущества, к светским почестям и должностям: “Чем выше кто
взошел, тем ближе он к падению. Очень бедна и весьма кратка жизнь того
человека, который с великими усилиями приобретает то, что еще с большими
усилиями должен он удерживать”. Однако он использовал свое общественное
положение и стал одним из наиболее богатых и влиятельных людей Рима. Когда
его враги указывали на факт, что его собственная жизнь весьма резко
отличается от идеалов, которые он провозглашает, он ответил им в трактате
“О счастливой жизни”: “...все философы говорят не о том, как живут сами, но
о том, как должно жить. Говорю о добродетели, но не о себе и воюю против
грехов, а это значит и против своих собственных: когда их одолею, буду жить
как надо”. Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного
спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление
страха перед смертью. Этой проблематике он отводит весьма много места в
своих трудах. В этике он продолжает линию старой стои, подчеркивая понятие
человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.
Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих усилий
посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой он избегает
участия в общественных делах и политической деятельности, является,
согласно Сенеке, наиболее достойной. “Лучше искать укрытия в тихой
пристани, чем быть добровольно бросаемым туда-сюда всю жизнь. Подумай,
скольким ударам воли ты уже подвергался, сколько бурь пронеслось в твоей
частной жизни, сколько их ты бессознательно вызвал на себя в публичной
жизни! Не имею в виду, чтобы ты топил свои дни во сне и в наслаждениях. Это
я не называю полноценной жизнью. Стремись найти задачи более важные, чем
те, которыми ты до сих пор занимался, и верь, что важнее знать счет
собственной жизни, чем общего блага, о котором ты пекся до сих пор! Если
будешь так жить, ждет тебя общение с мудрыми мужами, прекрасное искусство,
любовь и свершение блага; осознание того, как хорошо жить и однажды
хорошо умереть.” Его этические воззрения пропитаны индивидуализмом, который
является реакцией на бурную политическую жизнь в Риме.
Другой видный представитель римского стоицизма ( Эпиктет ( первоначально
был рабом После того как его отпустили на свободу, полностью посвятил себя
философии. В его воззрениях много от старой стои, которая повлияла на него,
и от творчества Сенеки. Сам он не оставил никаких работ. Его мысли
зафиксировал его ученик Арриан из Никомедии в трактатах “Рассуждения
Эпиктета” и “Руководство Эпиктета”. Эпиктет отстаивал точку зрения,
согласно которой философия, собственно, является не только познанием, но
и применением в практической жизни. Он не был оригинальным мыслителем, его