Стоицизм в римской и эллинистической философии

Стоицизм в римской и эллинистической философии

[pic] Московский Государственный Авиационный Институт

(Технический Университет)

Реферат

по философии

на тему “Стоицизм в римской и

эллинистической философии. Эпикур.”

студента гр. 07-107 Кольцова М. А.

М; 1995 г.

[pic]

Содержание:

1. Римская философия........................3

2. Эллинистическая философия........9

1. Римская философия.

С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно

усиливается влияние Рима, который из городской республики становится

сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего

мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города

континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой

культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и

образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были

несколько столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все

стороны известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых

цивилизаций древнего мира, а с другой на территорию “варварских” племен),

образуют широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно

развивались естественные и технические науки, небывалого размаха достигают

политические и юридические.

Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из

того, с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным

поэтому является то, что и римская философия формируется под решающим

влиянием греческого, в частности эллинистического, философского

мышления. Определенным импульсом для расширения греческой философии в Риме

было посещение его афинскими послами, среди которых были наиболее

выдающиеся представители существовавших в то время греческих философских

школ (середина 11 в. до н. э.).

Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских

направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции, (

стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

Наибольшее распространение как в республиканском, так и позже в

императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают единственным

философским направлением, которое в римский период приобрело новое

звучание. Его начала можно увидеть уже во влиянии Диогена из Селевкии и

Антипатра из Траса (которые прибыли в Рим с упомянутым афинским

посольством). Заметную роль в развитии стоицизма в Риме сыграли также

представители средней стои ( Панэтий из Родоса и Посидоний, которые

сравнительно продолжительный период работали в Риме. Их заслуга состоит в

том, что они способствовали широкому распространению стоицизма в средних

и высших классах римского общества. Среди учеников Панэтия были такие

выдающиеся личности Древнего Рима, как Сципион Младший и Цицерон. Панэтий

в основных положениях своего учения в значительной мере придерживался

старого стоицизма. Так, у него встречается понятие логоса, аналогичное

понятию, например, у Хрисиппа, который придерживался сходных онтологических

воззрений. В области этики он несколько приблизил к практической жизни

идеал стоического мудреца.

На дальнейшее развитие римского стоицизма большое влияние оказал

Посидоний. В области онтологии он развивает основную философскую

проблематику учении Аристотеля, а также вопросы, граничащие с

естественнонаучной проблематикой и космологией. Исходные философские и

этические воззрения греческого стоицизма он соединяет с элементами учения

Платона, а в некоторых случаях и с пифагорейским мистицизмом. (В этом

проявляется определенный эклектицизм, который был типичен для римской

философии того периода.)

Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои) были

Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Сенека (oк. 4 г. до н. э. ( 65 г. н. э.)

происходил из сословия “всадников”, получил всестороннее

естественнонаучное, юридическое и философское образование, сравнительно

длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится

воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на трон

он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год

власти Нерона он посвящает ему трактат “О милосердии”, в котором призывает

Нерона как правителя сохранять умеренность и придерживаться

республиканского духа.

По мере роста престижа и богатства Сенека входит в конфликт со своим

окружением. После пожара в 64 г. н. э. ненависть к Сенеке в Риме растет. Он

покидает город и живет в своем близлежащем имении. Обвиненный в подготовке

заговора, он был вынужден покончить самоубийством .

Наследие Сенеки весьма обширно. К его наиболее выдающимся работам

относятся “Письма Луцилию”, “Рассуждение о провидении”, “О стойкости

философа”, “О гневе”, “О счастливой жизни”, “О свободном времени”, “О

добродетели” и т. д. За исключением “Вопросов природы” (“Quastiones

naturales”), все его работы посвящены этическим проблемам. Если старая

стоя полагала физику душой, то философия новой стои считает ее полностью

подчиненной областью. В воззрениях на природу (так же как и в остальных

частях своего творчества) Сенека, однако, в принципе придерживается учения

старой стои. Это проявляется, например, в материалистически

ориентированном дуализме материи и формы. Разум считается активным

принципом, который сообщает материи форму. При этом однозначно признается

первичность материи. Душу (пневму) он также понимает в духе старого

стоицизма, как весьма тонкую материю, смесь элементов огня и воздуха. В

гносеологии Сенека, как и другие представители стоицизма, является

сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум имеет свое

начало в чувствах. При решении вопроса об активности души он, однако,

принимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется прежде

всего в признании бессмертия души и характеристике телесности как “оков”

души. Сенека исходит из того, что все в мире и во вселенной подчинено

власти строгой необходимости. Это вытекает из его понятия бога как

имманентной, правящей силы, властвующей над разумом (логосом). Сенека

характеризует ее как “высшее благо и наивысшую мудрость”, которая

реализуется в гармонии мира и его целесообразном устройстве. В отличие от

старой стои Сенека (так же как и весь римский стоицизм) почти не занимается

логической проблематикой. Центром и средоточием его системы является этика.

Как основной выделяется принцип согласия с природой (жить счастливо (

значит жить в соответствии с природой) и принцип подчиненности человека

судьбе. Вопросу, как прожить жизнь, посвящены его трактаты “О краткости

жизни” и “О счастливой жизни”. В них проецируются как личный опыт Сенеки,

так и общественные отношения тогдашнего Рима. Утрата гражданских свобод и

упадок республиканских добродетелей в эпоху императорской власти приводят

его к значительным сомнениям относительно будущего. “На три периода

делится жизнь: прошлое, настоящее и будущее. Из них тот, в котором живем,

краток; тот, в котором будем жить, сомнителен, и лишь тот, который мы

прожили, определенный. Только он устойчив, на него не влияет судьба, но и

возвратить его также не может никто”. Сенека отвергает стремление к

накоплению имущества, к светским почестям и должностям: “Чем выше кто

взошел, тем ближе он к падению. Очень бедна и весьма кратка жизнь того

человека, который с великими усилиями приобретает то, что еще с большими

усилиями должен он удерживать”. Однако он использовал свое общественное

положение и стал одним из наиболее богатых и влиятельных людей Рима. Когда

его враги указывали на факт, что его собственная жизнь весьма резко

отличается от идеалов, которые он провозглашает, он ответил им в трактате

“О счастливой жизни”: “...все философы говорят не о том, как живут сами, но

о том, как должно жить. Говорю о добродетели, но не о себе и воюю против

грехов, а это значит и против своих собственных: когда их одолею, буду жить

как надо”. Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного

спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление

страха перед смертью. Этой проблематике он отводит весьма много места в

своих трудах. В этике он продолжает линию старой стои, подчеркивая понятие

человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.

Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих усилий

посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой он избегает

участия в общественных делах и политической деятельности, является,

согласно Сенеке, наиболее достойной. “Лучше искать укрытия в тихой

пристани, чем быть добровольно бросаемым туда-сюда всю жизнь. Подумай,

скольким ударам воли ты уже подвергался, сколько бурь пронеслось в твоей

частной жизни, сколько их ты бессознательно вызвал на себя в публичной

жизни! Не имею в виду, чтобы ты топил свои дни во сне и в наслаждениях. Это

я не называю полноценной жизнью. Стремись найти задачи более важные, чем

те, которыми ты до сих пор занимался, и верь, что важнее знать счет

собственной жизни, чем общего блага, о котором ты пекся до сих пор! Если

будешь так жить, ждет тебя общение с мудрыми мужами, прекрасное искусство,

любовь и свершение блага; осознание того, как хорошо жить и однажды

хорошо умереть.” Его этические воззрения пропитаны индивидуализмом, который

является реакцией на бурную политическую жизнь в Риме.

Другой видный представитель римского стоицизма ( Эпиктет ( первоначально

был рабом После того как его отпустили на свободу, полностью посвятил себя

философии. В его воззрениях много от старой стои, которая повлияла на него,

и от творчества Сенеки. Сам он не оставил никаких работ. Его мысли

зафиксировал его ученик Арриан из Никомедии в трактатах “Рассуждения

Эпиктета” и “Руководство Эпиктета”. Эпиктет отстаивал точку зрения,

согласно которой философия, собственно, является не только познанием, но

и применением в практической жизни. Он не был оригинальным мыслителем, его

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты