заслуга главным образом состоит в популяризации стоической философии. В
своих онтологических представлениях и во взглядах в области теории познания
он исходил из греческого стоицизма. Исключительное влияние на него имели
труды Хрисиппа. Ядром философии Эпиктета является этика, основанная на
стоическом понимании добродетели и жизни в согласии с общим характером
мира. Исследование природы (физика) важно и полезно не потому, что на его
основе можно изменить природу (окружающий мир), но потому, чтобы в
соответствии с природой человек мог упорядочить свою жизнь. Человек не
должен желать того, чего он не может осилить: “Если хочешь, чтобы твои
дети, твоя жена и твои друзья жили постоянно, то ты или сумасшедший, или
хочешь, чтобы вещи, которые не находятся в твоей власти, были бы в твоей
власти и чтобы то, что является чужим, было твоим”. А так как изменить
объективный мир, общество не в силах человека, не следует и стремиться к
этому.
Эпиктет критикует и осуждает тогдашний общественный порядок. Он делает
упор на мысли о равенстве людей, осуждает рабовладение. Этим его воззрения
отличаются от стоического учения. Центральный мотив его философии (
смирение с данной реальностью ( ведет, однако, к пассивности. “Не желай,
чтобы все происходило, как ты хочешь, но желай, чтобы все происходило как
происходит, и будет тебе хорошо в жизни”. Действительной сущностью человека
Эпиктет считает разум. Благодаря ему человек участвует в общем порядке
мира. Поэтому следует печься не о благосостоянии, удобствах и вообще о
телесных удовольствиях, но только о своей душе. Подобно тому как разум
властвует над человеком, так и в мире властвует мировой разум ( логос
(бог). Он источник и определяющий фактор развития мира. Вещам же, как
управляемым богом, следует ему подчиняться. Свободу и независимость,
которым он придавал большое значение, Эпиктет ограничивает лишь духовной
свободой, свободой смирения с действительностью. Этика Эпиктета в сущности
является рационалистической. И хоть она выразительно отмечена
субъективизмом, все же защищает (в отличие от формирующихся в то время
иррационалистических течений) силу человеческого разума. В сущности вся
философия Эпиктета является выражением пассивного протеста низших
общественных классов против существующих общественных порядков. Этот
протест, однако, не находит реального выхода. Поэтому он выливается в
призыв смириться с существующим положением дел.
К римским стоикам относится и император Мари Аврелий Антонин, во время
правления которого кризисные явления становятся еще более интенсивными.
Высшие общественные классы отказываются что-либо изменить, чтобы сохранить
существующий общественный строй. В стоической этике они видят определенное
средство морального возрождения общества. Император в размышлениях “К
самому себе” провозглашает, что “единственное, что находится во власти
человека,( это его мысли”. “Загляни в свое нутро! Там, внутри, источник
добра, который способен бить не иссякая, если до него постоянно
докапываться” . Мир он понимает как вечно текущий и изменчивый. Основной
целью человеческих стремлений должно быть достижение добродетели, т. е.
подчинение “разумным законам природы в согласии с человеческим естеством”.
Марк Аврелий рекомендует: “Спокойную мысль при всем, что приходит извне, и
справедливость при всем, что реализуется по твоему собственному усмотрению,
то “есть твое желание и действие, пусть заключаются в действиях
общеполезных, ибо это суть в согласии с твоим естеством”. Марк Аврелий (
последний представитель античного стоицизма, и по сути на этом стоицизм
заканчивается. В его творчестве проявляются определенные следы мистицизма,
который тесно связан с упадком римского общества. Стоическое учение, в
частности подчеркивание необходимости “подчинить себя” (мировому разуму (
логосу ( богу), во многом повлияло на формирование раннего христианства.
Эпикуреизм. Единственной материалистической (для своего времени
отчетливо материалистической) философией в античном Риме был эпикуреизм,
который значительно распространился в последние годы Римской республики и в
начале императорского правления. Наиболее выдающимся его представителем был
Тит Лукреций Кар, написавший философскую поэму “О природе”, которая
является также и ценным художественным произведением тогдашней
литературы.
Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учением Демокрита и
Эпикура; последнего он считал наилучшим греческим философом. В своем
произведении он мастерски объясняет, доказывает и пропагандирует воззрения
ранних представителей атомистического учения, последовательно защищает
основные принципы атомизма как от более ранних, так и от современных ему
противников, давая одновременно наиболее цельную и логически упорядоченную
интерпретацию атомистической философии. При этом он во многих случаях
разрабатывает и углубляет мысли Демокрита и Эпикура. Единственным сущим
Лукреций считает атомы и пустоту. Материя, прежде всего, это первичные тела
вещей, во-вторых, все, что есть совокупность названных элементов. Ни одна
сила, однако, атомы уничтожить не может, они всегда побеждают своей
непроницаемостью. Первое же глубоко различно, двойной характер имеют те
две вещи, как это сказано выше, материя и пространство, в нем же все
происходит; необходимы сами они по себе и чисты. Куда простирается
пустота, так называемое пространство, там нет материи; а там, где
простерлась материя, нет пустоты и пространства никоим образом. Первые
тела суть полны без пустоты. Во-вторых, в возникших вещах пустота
существует, возле нее же цельная материя “.
В такой форме Лукреций излагает учение Демокрита и Эпикура об атомах и
пустоте, подчеркивая в то же время несотворимость материи как таковой.
“Если же первые тела, сплошные и без полостей, как уже я об этом говорил,
они несомненно вечны”. С неуничтожимостью и несотворимостью материи, т. е.
с ее бесконечностью во времени, связана и бесконечность материи в
пространстве. Сама вселенная себя не может ограничить: правда (закон
природы; он желает, чтобы границы материи образовала пустота, а
материя—границы пустоты, заслугой этого чередования есть без конца
вселенная “.
2. Эллинистическая философия.
Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до
овладения римлян Египтом. Перелом IV и III в. до н. э. является
периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов.
Поражение в Хэйронее (338 до н. э.) и проигранная Ламийская война
знаменуют собой конец свободной политической жизни в континентальной
Греции. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а
позже постепенно под римское влияние. Этот процесс завершается
образованием римской провинции Ахея в 146 г. до н. э.
Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса
отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание
объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической
жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются
индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и
агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко
падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма,
христианской философии.
Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинис-тического периода был
Эпикур. Его философское мышление восприняло материалистические элементы
предшествующей греческой философии. Доминантную роль среди теоретических
источников Эпикурова учения играет атомистическая система Демокрита.
Главный упор Эпикур, как почти все направления эллинистического и
позднейшего, римского периода, делает на этику. Каноника показывает пути
создания философской системы, она была изложена в трактате с названием
“Правило” (канон). Физике ( учении о природе ( Эпикур посвятил трактат “О
природе” (37 книг), занимался он ею и в “Письмах”. Этика трактует о
выборе и об отказе, и Эпикур рассуждает об этом в книгах “Об образе
жизни”, в “Письмах” и в трактате “О конечной цели”. Учение Демокрита
Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает.
Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в
пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство ( тяжесть. “...
Следует полагать, что атомы не обладают никакими свойствами видимых
предметов, кроме как формой, весом, величиною” и теми свойствами, которые
естественно связаны с формой”. Вместе с Демокритом он признает, что атомы
, движутся в пустоте: “... если бы не существовало того, что мы называем
пустотой, простором или неосязаемой природой, то телам не было бы где
двигаться” и сквозь что двигаться, между тем как очевидно, что они
движутся”. В отличие от Демокрита, который, исходя из выдвинутого им
принципа детерминизма, приписывает атомам лишь прямолинейное движение,
Эпикур допускает и признает закономерным и определенное откло- нение
от прямолинейного, движения (паренклитическое движение). “Движутся атомы
непрерывно и вечно... одни ( поодаль друг от друга, а другие ( колеблясь
на месте, если они случайно сцепятся или будут охвачены сцепленными
атомами. Такое колебание происходит потому, что природа пустоты,
разделяющей атомы, не способна оказать им сопротивление; а твердость,
присущая атомам, заставляет их при столкновении отскакивать настолько,
насколько сцепление атомов вокруг столкновения дает им простору. Начала
этому не было, ибо и атомы и пустота существуют вечно”. Эпикур излагает
основные тезисы атомистической концепции мира во многом доступнее, чем
Демокрит. Абсолютный детерминизм Демокрита не соответствовал общей
концепции Эпикура, завершающейся его этическими взглядами и
представлениями об общественном устройстве. Допущение отклонения от
прямолинейного движения дает возможность более “диалектического”
понимания проблемы движения. Признание существования отклонения является
важным моментом, в частности, при выработке понятия причинности.
Понимание причинности у Демокрита однозначно отвергало любой намек на
объективное существование случайности, что впоследствии вело к фатализму.
Эпикур эту абсолютную необходимость снимает. “В самом деле, лучше уж