Сущность категории свобода

книгу. Штайнер называл «Философию свободы» «непрочитанной» книгой, и спустя

двадцать пять лет после ее первого издания, когда в 1918 году встал вопрос

о переиздании «Философии свободы» Р.Штайнер сказал: «Держались отнюдь не

того, что им давалось, а всяких лозунгов и шаблонов... По сути относились

довольно-таки безразлично к сказанному мною самим, к тому, что сам я счел

нужным издать. Конечно что-то читалось. Но из того, что нечто читается,

никак не следует еще, что оно принималось...»

Говоря о «Философии свободы», Р.Штайнер всегда в первую очередь

подчеркивал, что ничто не имеет такого значения для ее понимания как

«самостоятельное мышление», более того без этого не возможно постичь то,

что в ней заложено. Не мозг должен автоматически мыслить, а должно

включаться свободное сознание, свободное от навязанных правил, терминов и

их комбинаций, которые не зависимо от нас возникают в нашем мозгу и дают

шаблонные оценки происходящему вокруг.

В основу композиции книги легло евангельское изречение: «Познайте

истину, и истина сделает вас свободными». Каждая из обеих частей книги

отражает поступенчатость самого изречения: «познайте истину» – «Наука

свободы», и «истина сделает вас свободными» – «Действительность свободы».

Многими философами поднимался вопрос «свободы воли», одни соглашались с

ее существованием, другие нет, но и те и другие видели в ней высшее

проявление свободы. Штайнер говорит о том, что воля как таковая несвободна.

Человек, осознающий свои желания, думает, что он свободен, если

действует в соответствии с ними. Но возникает вопрос, действительно ли

человек свободен или он только думает, что он свободен, и что все

происходит согласно его воли. Штайнер придерживается той точки зрения, что

подобная свобода является иллюзорной, и в подтверждение проводит аналогию с

камнем, который получив от внешней причины определенное количество движения

через толчок, продолжает с необходимостью двигаться и по прекращении

толчка. Штайнер пишет : «Допустите теперь, прошу вас, относительно камня,

что он во время своего движения мыслит и знает о своем стремлении по

возможности продолжить движение. Этот камень, сознающий лишь свое

стремление и отнюдь не ведущий себя безразлично, будет думать, что он

совершенно свободен и что он продолжает свое движение не по какой-нибудь

причине, а только по той, что он этого хочет. Но это и есть та человеческая

свобода, о которой все утверждают, что они ею обладают, и которая состоит

только в том, что люди сознают свое желание, но не знают причин, которыми

оно определяется".

Настоящая свобода заключается в раскрепощение мысли, ибо только

мышление способно познать причины. В мышлении мы совершенно не зависим от

внешнего мира. Весь непосредственный образ мира мы получаем извне, через

внешние органы чувств; мысль – единственное, что нам дано автономно и без

какой-либо соподчиненности телесным и душевным процессам. И первое узнание

мысли есть опыт в самом прямом эмпирическом смысле слова, но опыт не

чувственный, а сверхчувственный. Суть которого состоит в том, чтобы не

принимать ничего на веру без предварительного прогона через контроль

сознания.

Штайнер говорил о том, что нужно строго держаться опыта, не связывая

его заведомо всякого рода ограничениями, но доверяясь ему, контролировать

его собственной здоровой силой суждения. Р.Штайнер подразделял опыт на

ступени. На первой ступени опыта происходит непосредственное мировосприятие

при отсутствии каких-либо категориальных упорядочений воспринятого.

Данность чистого восприятия – данность хаоса; о познании, по Штайнеру, на

этой стадии не может быть и речи, но налицо – воля к познанию.

Познание начинается тогда, когда в самой данности хаоса обнаруживается

некая более высокая данность: данность мысли, в обнаружении которой опыт

расширяется до сверхчувственного.

Познание – это соединение обеих половинок данности: чистого восприятия

и чистого понятия, когда к данности чувственного опыта подыскивается

соответствующая данность опыта сверхчувственного. По учению Штайнера сама

мысль находится «в» вещи, как сущность ее и смысл, и задача познания

состоит в том, чтобы извлечь ее «из» вещи и понять тем самым саму вещь,

подыскав ей нужное понятие. И только через мышление возможно осмысление

(т.е. соединение с понятием) и упорядоченность этого «извлечения», и только

после этого оно становится познанием.

Мышление и чувствование, по Штайнеру, соответствуют двоякой природе

человеческого существа. Он пишет: «Мышление есть элемент, посредством

которого мы соучаствуем в общем свершении Космоса; чувствование – это то,

посредством чего мы можем идти на попятную и стягиваться в тесноту нашего

собственного существа".

В мышление, говорит Р.Штайнер, человеку дан элемент, соединяющий его

индивидуальность в одно целое с космосом: «Когда мы ощущаем и чувствуем (а

также воспринимаем), мы суть отдельные существа; когда мы мыслим, мы все –

единое существо, которое все проницает». Мышление связывает человека с

миром, а чувствование уводит человека обратно в самого себя, -- и именно

оно делает человека индивидуумом. Р.Штайнер считает, что благодаря тому,

что мышление в человеке выходит за пределы его отдельного бытия и находится

в связи со всеобщим мировым бытием, в человеке возникает влечение к

познанию.

И так, можно обобщить все выше сказанное: Что же такое свобода ? - это

значит научиться самостоятельно мыслить, то есть обнаружить в мысли

содержание мира и понять: в мысли я не только созерцаю развитие Вселенной,

но и принимаю деятельное участие в нем.

Вывод

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль

личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще

возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы

и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит

Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости

с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-

материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из

признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания

человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый

человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами

общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов

должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов

общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы

личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных

организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности,

которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно

охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире,

так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный

момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их

интересы, права и свободы.

Сейчас неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так

как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность

несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое

социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству

в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в

социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению

обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и

одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность

устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с

учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени

сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую

ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества

в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития

истории.

Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за

совершенное преступление - является одним из признаков правового

государства.

Развитие человеческой цивилизации требует и цивилизованного развития

права, поэтому возникла концепция правового государства как определяющая

любую государственность. Прошло время правового беспредела, когда права и

свободы личности ничем не гарантировались и не защищались. Общество имеет

новые пути правового обустройства человека, который будет уверен в

завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

Правовое государство гарантирует личности его права и свободы и их

правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип - подчинение только

закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях

полной демократии.

Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и

ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом

смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает

ответственность - с другой стороны.

Правовое государство и народовластие - это неразделимые понятия,

управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных органов

своим избирателям и смена этих органов при несправлении с возложенными на

них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.

Правовое государство предполагает закрепление интересов личности на

первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину и

женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех членов общества

перед законом независимо от происхождения, положения в обществе.

Конституция России поставила интересы личности на первое место.

Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного,

государственного и общественного имущества, установила статус личности,

гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в

современных условиях для ее развития в обществе.

P.S. Сейчас, когда работа почти завершена, и осталось только напечатать

библиографию, я понял, что тема на самом деле интересная, хотя недели две

назад так, не думал… Считаю самым главным в этой работе для себя, как не

только автора, а в первую очередь Человека следующие слова:

«Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем

додумать до конца понятие человека, не придя к свободному духу, как

чистейшему выражения человеческой природы. Ибо мы поистине люди лишь

постольку, поскольку мы свободны».

«Философия

свободы» Рудольф Штайнер

02.12.01.

Список использованной литературы

1) Введение в философию. Учебник для вузов в двух частях. Том 2, 1990.

2) Жизнь замечательных людей. Э. Кант, Г. Гегель, Д. Юм, А. Шопенгауэр,

О. Конт» под ред. Ф.Ф. Павленков 1998.

3) Краткая история философии» под ред. В.Г. Голобкова 1996.

4) Философия», А.Г. Спиркин, Москва, 2001

5) «Философия свободы», Р.Штайнер изд-во «Ной», 1993

6) «Философский словарь» под ред. Фролова 5-е изд. 1986

-----------------------

[1] (греч. Antinomia – противоречие в законе) – появление в ходе

рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково

обоснованными суждений.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты