внешнего влияния.
Сознание экстатично, оно стремится за пределы любого наличного
состояния. Каждый акт выбора происходит "в пустоте", с нуля, как если бы на
нас не влияли ни полученное воспитание, ни ценностные установки, ни
давление обстоятельств, ни боль, ни угрозы. Прошлое мертво, оно не
определяет настоящего, которое всегда - выбор.
В любой ситуации человек может сказать "нет". Эти слова имели особое
звучание во Франции сороковых годов, так как были написаны во время
фашистской оккупации, а Сартр активно участвовал в движении Сопротивления.
Свободный выбор - удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен
на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. В
поведенческом и нравственном выборе, согласно Сартру, участвует не ясное
рефлексивное сознание человека, а некие дорефлексивные пласты его
внутреннего мира. Человек выбирает не умом, а целостностью своего "я", и
выбор его реализуется в поступке. В работе "Экзистенциализм - это гуманизм"
Сартр приводит пример некоего молодого человека, который не знает, пойти ли
ему защищать родину от оккупантов или остаться с матерью, для которой он -
единственная опора. Он колеблется между ценностями прямого служения
близкому человеку и ратным трудом для общего деля, о котором неизвестно,
принесет ли этот труд пользу. Сартр подчеркивает, что никакая писаная
мораль не может дать здесь ответа. То же христианство призывает нас
возлюбить ближнего, но кто в данном случае "ближний" - воины, сражающиеся
за освобождение родины, или мать? Конечно, молодой человек может обратиться
к кому-нибудь за советом. Например, к священнику. Но ответ он получит в
зависимости от того, к какому священнику пойдет. Если он пойдет к тому
священнику, что сражается, а рядах Сопротивления, то получит один ответ, а
если к священнику-коллаборационисту - то совсем другой. Так что
практически, выбирая советчика, выбор он все равно делает сам.
Пока мы не поступаем, мы не знаем, каковы мы на самом деле. Только
поведение говорит человеку о его истинных качествах. Даже чувства, на
которые пытается сослаться человек при выборе, есть порождение поступка,
который мы совершаем. В этом смысле Сартр игнорирует проблему мотивов,
внутреннего состояния души. Он считает его несущественным, разделяя
прагматическое представление о морали, в соответствии с которым мы судим о
человеке по следствиям его дел, а не по его замыслам.
Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед за Ницше, что "Бог умер", и
потому человек в его представлении не может опереться на божественную
помощь, списать свои деяния на веления всевышнего или вымолить у него
прощение, если Бога нет, то все дозволено. И из этого "все" человек
выбирает свой поступок на собственный страх и риск. Он не может опереться
на людей, потому что каждый - свободен, и на них не обопрешься. Поэтому
индивид выбирает в одиночку, без гарантий и без надежды на успех. При этом,
однако, полагает Сартр, всякий раз при выборе мы считаем, что выбираем
добро, и при том - добро для всего человечества ("если я женюсь, значит,
считаю, что семья - благо для каждого из людей" и т.п.).
Человек совершенно свободен выбирать, но за свой выбор он отвечает
полностью. Разумеется, он отвечает за него не перед обществом, не перед
высшими силами, которых нет, а только перед самим собой. Он должен знать,
что лично расплатится за всякий свой поступок. Самые низкие люди те, кто
считает, что к тому или иному поведению их принудили. Их Сартр презирает.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”,
согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает”
себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою
трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится
заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое
существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-
то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной
субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то
выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма:
“...существование предшествует сущности...” По сути, это означает, что
всеобщие, культурные объективации, которые выступают как “сущности”,
“природа человека”, “ценности” являются лишь отложениями, застывшими
моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает.
“Экзистенция” и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде
внутрииндивидуального состояния, субъективно. В более поздней работе
”Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот принцип как принцип
“несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра не находит иной
основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно
самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства
“проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и
лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую
основу Сартр обозначает как “ничто”. Помысли Сартра, “...человек без всякой
опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым
“человек осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичность)
могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки
подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально
неосмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному
своеволию индивида: “история любой жизни есть история поражения”.
Появляется мотив абсурдности существования: Абсурдно, что мы рождаемся, и
абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.
Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать
образ будущего мира является следствием фундаментальной характеристики
человеческого существования - его свободы. Человек - это свобода.
Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен совершенно независимо
от реальных возможностей осуществления его целей. Свобода человека
сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать
выбор. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении своего
отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме -
это прежде всего свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной
позиции индивида. Следует признать сильную сторону в постановке проблемы
свободы в экзистенциализме. Она заключается в стремлении подчеркнуть, что
деятельность людей направляется, прежде всего, не внешними
обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех или
иных обстоятельствах мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека
зависит очень многое и не надо в случае отрицательного развития событий
ссылаться на обстоятельства. Люди обладают значительной свободой в
определении целей своей деятельности, в каждый конкретно-исторический
момент существует не одна, а несколько. В наличии реальных возможностей
развития события не менее важно и то, что люди свободны в выборе средств
для достижения поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в
действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает
оказывать влияние. Слабость экзистенциалистского подхода состоит в неумении
или нежелании увязать субъективные цели и намерения людей, субъективную
позицию с внешними историческими детерминантами, с тем фактом, что каждый
человек, рождаясь на свет, застает готовыми, сложившимися определенный
уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов...
Он включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они
диктуют. Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека.
Без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если человек в
своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-либо
духовными или материальными факторами, то он, по экзистенциализму, не
отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если
существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит он в
ответе и за последствия своих действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия экзистенциализма обозначила “пограничную ситуацию”, в
которой сейчас находится человек и человечество. Своими выработанными
принципами она указала на необходимость пересмотра ценностных ориентиров,
которыми руководствуется человек как личность и общество.
Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на
доказательства того, что бог не существует. Даже если бы бог существовал,
это ничего бы не изменило, просто суть дела не в том, существует ли бог.
Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не сможет его спасти от
себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом
смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии.
Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический
характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.
Наибольший отклик идеи "философии существования" нашли в кругах творческой
интеллигенции — деятелей литературы, театра, кино и т.д. С уходом из жизни
основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но
его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яковлева А.А. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989г.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999г.
3. Философия: Учебное пособие. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:
Юристъ, 1996г.
4. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших учебных
заведений. - М.:Политиздат, 1989г.
5. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Под общ. ред. И.Т.
Фролова. - М.: Политиздат, 1990.