Свобода человека и экзистенциализм Сартра

внешнего влияния.

Сознание экстатично, оно стремится за пределы любого наличного

состояния. Каждый акт выбора происходит "в пустоте", с нуля, как если бы на

нас не влияли ни полученное воспитание, ни ценностные установки, ни

давление обстоятельств, ни боль, ни угрозы. Прошлое мертво, оно не

определяет настоящего, которое всегда - выбор.

В любой ситуации человек может сказать "нет". Эти слова имели особое

звучание во Франции сороковых годов, так как были написаны во время

фашистской оккупации, а Сартр активно участвовал в движении Сопротивления.

Свободный выбор - удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен

на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. В

поведенческом и нравственном выборе, согласно Сартру, участвует не ясное

рефлексивное сознание человека, а некие дорефлексивные пласты его

внутреннего мира. Человек выбирает не умом, а целостностью своего "я", и

выбор его реализуется в поступке. В работе "Экзистенциализм - это гуманизм"

Сартр приводит пример некоего молодого человека, который не знает, пойти ли

ему защищать родину от оккупантов или остаться с матерью, для которой он -

единственная опора. Он колеблется между ценностями прямого служения

близкому человеку и ратным трудом для общего деля, о котором неизвестно,

принесет ли этот труд пользу. Сартр подчеркивает, что никакая писаная

мораль не может дать здесь ответа. То же христианство призывает нас

возлюбить ближнего, но кто в данном случае "ближний" - воины, сражающиеся

за освобождение родины, или мать? Конечно, молодой человек может обратиться

к кому-нибудь за советом. Например, к священнику. Но ответ он получит в

зависимости от того, к какому священнику пойдет. Если он пойдет к тому

священнику, что сражается, а рядах Сопротивления, то получит один ответ, а

если к священнику-коллаборационисту - то совсем другой. Так что

практически, выбирая советчика, выбор он все равно делает сам.

Пока мы не поступаем, мы не знаем, каковы мы на самом деле. Только

поведение говорит человеку о его истинных качествах. Даже чувства, на

которые пытается сослаться человек при выборе, есть порождение поступка,

который мы совершаем. В этом смысле Сартр игнорирует проблему мотивов,

внутреннего состояния души. Он считает его несущественным, разделяя

прагматическое представление о морали, в соответствии с которым мы судим о

человеке по следствиям его дел, а не по его замыслам.

Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед за Ницше, что "Бог умер", и

потому человек в его представлении не может опереться на божественную

помощь, списать свои деяния на веления всевышнего или вымолить у него

прощение, если Бога нет, то все дозволено. И из этого "все" человек

выбирает свой поступок на собственный страх и риск. Он не может опереться

на людей, потому что каждый - свободен, и на них не обопрешься. Поэтому

индивид выбирает в одиночку, без гарантий и без надежды на успех. При этом,

однако, полагает Сартр, всякий раз при выборе мы считаем, что выбираем

добро, и при том - добро для всего человечества ("если я женюсь, значит,

считаю, что семья - благо для каждого из людей" и т.п.).

Человек совершенно свободен выбирать, но за свой выбор он отвечает

полностью. Разумеется, он отвечает за него не перед обществом, не перед

высшими силами, которых нет, а только перед самим собой. Он должен знать,

что лично расплатится за всякий свой поступок. Самые низкие люди те, кто

считает, что к тому или иному поведению их принудили. Их Сартр презирает.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”,

согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает”

себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою

трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится

заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое

существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-

то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной

субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то

выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма:

“...существование предшествует сущности...” По сути, это означает, что

всеобщие, культурные объективации, которые выступают как “сущности”,

“природа человека”, “ценности” являются лишь отложениями, застывшими

моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает.

“Экзистенция” и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде

внутрииндивидуального состояния, субъективно. В более поздней работе

”Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот принцип как принцип

“несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра не находит иной

основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно

самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства

“проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и

лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую

основу Сартр обозначает как “ничто”. Помысли Сартра, “...человек без всякой

опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым

“человек осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичность)

могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки

подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально

неосмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному

своеволию индивида: “история любой жизни есть история поражения”.

Появляется мотив абсурдности существования: Абсурдно, что мы рождаемся, и

абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.

Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать

образ будущего мира является следствием фундаментальной характеристики

человеческого существования - его свободы. Человек - это свобода.

Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен совершенно независимо

от реальных возможностей осуществления его целей. Свобода человека

сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать

выбор. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении своего

отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме -

это прежде всего свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной

позиции индивида. Следует признать сильную сторону в постановке проблемы

свободы в экзистенциализме. Она заключается в стремлении подчеркнуть, что

деятельность людей направляется, прежде всего, не внешними

обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех или

иных обстоятельствах мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека

зависит очень многое и не надо в случае отрицательного развития событий

ссылаться на обстоятельства. Люди обладают значительной свободой в

определении целей своей деятельности, в каждый конкретно-исторический

момент существует не одна, а несколько. В наличии реальных возможностей

развития события не менее важно и то, что люди свободны в выборе средств

для достижения поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в

действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает

оказывать влияние. Слабость экзистенциалистского подхода состоит в неумении

или нежелании увязать субъективные цели и намерения людей, субъективную

позицию с внешними историческими детерминантами, с тем фактом, что каждый

человек, рождаясь на свет, застает готовыми, сложившимися определенный

уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов...

Он включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они

диктуют. Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека.

Без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если человек в

своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-либо

духовными или материальными факторами, то он, по экзистенциализму, не

отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если

существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит он в

ответе и за последствия своих действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия экзистенциализма обозначила “пограничную ситуацию”, в

которой сейчас находится человек и человечество. Своими выработанными

принципами она указала на необходимость пересмотра ценностных ориентиров,

которыми руководствуется человек как личность и общество.

Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на

доказательства того, что бог не существует. Даже если бы бог существовал,

это ничего бы не изменило, просто суть дела не в том, существует ли бог.

Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не сможет его спасти от

себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом

смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии.

Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический

характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.

Наибольший отклик идеи "философии существования" нашли в кругах творческой

интеллигенции — деятелей литературы, театра, кино и т.д. С уходом из жизни

основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но

его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Яковлева А.А. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989г.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999г.

3. Философия: Учебное пособие. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:

Юристъ, 1996г.

4. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших учебных

заведений. - М.:Политиздат, 1989г.

5. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Под общ. ред. И.Т.

Фролова. - М.: Политиздат, 1990.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты