Т. Веблен
Тема № 25
Торстейн Веблен и социально-психологическое направление
институционализма.
1. Особенности методологии Т. Веблена. Научные труды Веблена. Критика
неклассических идей о гармонии экономических интересов и рыночном
равновесии.
2. Учение Т. Веблена о «праздном классе». Концепция индустриальной
системы. Учение об «абсентеистской собственности».
3. Оценка и роль учения Т. Веблена.
1. Особенности методологии Т. Веблена. Научные труды Веблена. Критика
неклассических идей о гармонии экономических интересов и рыночном
равновесии.
В начале ХХ века в США возник институционализм, виднейшими
представителями которого выступили Торстейн Веблен, возглавивший социально-
психологический (технократический) вариант институциональных исследований,
Джон Коммонс - социально-правовой (юридический), Уэсли Митчелл –
конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический).
Свое название это направление получило после того, как американский
экономист У. Гамильтон в 1916г. впервые применил термин" институционализм".
Его распространение было связано с эволюцией экономической теории в США,
где в 20х годах этого столетия он занял лидирующее положение.
По определению У. Гамильтона институт – это словесный символ для
лучшего описания группы общественных обычаев, "способ мышления", ставший
привычкой для группы людей или обычаем для народа. У. Гамильтон утверждал,
что "институты" устанавливают границы и формы человеческой деятельности.
Мир обычаев и привычек, к которым мы приспосабливаем нашу жизнь,
представляет собой сплетение и непрерывную ткань "институтов".
Институционализм - это в определенном смысле альтернатива
неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят
из смитианского тезиса о совершенстве хозяйственного рыночного механизма и
саморегулируемости экономики и придерживаются “чистой экономической науки”,
то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными
факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы,
рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм
в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и
неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом
объекты исследования, институты, не подразделяются на первичные или
вторичные и не противопоставляются друг другу.
Представителем раннего институционализма является Т. Веблен. Его перу
пpинадлежит pяд исследований: "теория праздного класса" (1899), "Теоpия
делового предпринимательства" (1904), "Инстинкт мастерства и уpовень
pазвития технологии пpоизводства" (1914), "крупные предприниматели и
пpостой человек" (1919), "Инженеpы и система ценностей" (1921),
"Абсентическая собственность и пpедпpинимательство в новое вpемя" (1923).
Как основоположник институционализма Веблен выводит pяд экономических
явлений из общественной психологии, в основе его взглядов лежит
своеобpазное понимание человека как биосоциального существа, pуководимого
вpожденными инстинктами. К числу последних Т. Веблен относит инстинкт
самосохpанения и сохpанения pода ("pодительское чувство"), инстинкт
мастеpства ("склонность или пpедpасположение к эффективным действиям"), а
также склонности к соперничеству, подражанию, праздному любопытству. Так,
частная собственность предстает в его произведениях как следствие
изначальной человеческой склонности к конкуренции: она изображается
наиболее заметным доказательством успеха в соревновании и "традиционной
основой уважения". Более сложная психологическая подоплека свойственна
категории "завистливое сравнение", играющей в системе Веблена чеpезвычайно
важную роль. Пpи помощи этой категоpии Веблен интерпретирует такие
экономические явления, как приверженность людей к престижному потреблению,
а также к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния
испытывает зависть к более крупному капиталисту и стремится догнать его;
пpи достижении желаемого уровня проявляется стремление перегнать других и
тем самым превзойти конкурентов.
Одним из важнейших положений Веблена было требование исторического
подхода в экономической науке. По его мнению, необходимо было осуществить
изучение различных экономических и общественных институтов в их развитии,
от момента их возникновения и до современности. Он много занимался
историей человеческого общества, анализировал возникновение частной
собственности, классов, государства, стремился обнаружить в прошлом истоки
тех противоречий, которые, по его мнению, демонстрировал современный ему
капитализм.
Движущую силу развития Веблен видел в противоречиях между институтами
и внешней средой. По его словам: “Институты - это результат процессов,
происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и,
следовательно, не находившийся в полном “согласии с требованиями настоящего
времени”. По мысли Веблена, несоответствие между уже сложившимися
институтами и изменившимися условиями, внешней средой и делает необходимым
изменение существующих институтов, смену устаревших институтов новыми. При
этом изменение институтов происходит в соответствии с законом естественного
отбора. Веблен писал: “Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь
других видов, - это борьба за существование, а, следовательно, это процесс
отбора и приспособления, эволюция общественного устройства явилась
процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся
развитие институтов человеческого общества и природы человека, прогресс,
можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее
приспособленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления
изменяющемуся с развитием общества и социальных институтов, в условиях
которых протекает человеческая жизнь”. Таким образом, в трактовке Веблена
общественно-экономическое развитие (“эволюция социального устройства”)
предстаёт как реализация процесса “естественного отбора” разнообразных
институтов.
Веблен механически переносил дарвинистское учение о естественном
отборе на область социальных явлений. Он не учитывал при этом, что
“эволюция социальной структуры” - это социальный процесс, закономерности
которого не могут быть сведены к биологическим закономерностям.
Книги Веблена содержат скрытую, а порой и явную полемику с
экономистами неоклассического направления. Всем своим творчеством он давал
понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и
рынках. Веблен писал, что предметом политической экономии является
человеческая деятельность во всех ее проявлениях, общественные науки
призваны заниматься отношениями людей друг к другу.
Hеоклассики нередко представляли человека в виде идеальной счетной
установки, мгновенно оценивающей полезность того или иного блага, с целью
максимизировать общий эффект от использования наличного запаса ресурсов.
Однако, согласно Веблену, экономическое поведение людей носит более сложный
часто иррациональный характер, ибо человек - не "машина для исчисления
ощущений наслаждения и страдания". На поведении людей сказываются,
например, мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого
сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса, и прочие
врожденные и благоприобретенные склонности. Поведение человека не может
сводиться к экономическим моделям, основанным на принципах утилитаризма и
гедонизма. Данные рассуждения Т. Веблен использовал, в частности, в
полемике против одного из столпов неоклассики - Дж. Клаpка.
Согласно Веблену, институты, или "принятая в настоящее время система
общественной жизни", определяют непосредственные цели, подчиняющие
поведение людей. Hо благоприятные условия экономического pазвития
существуют лишь в том случае, когда система институтов находится в гармонии
с конечными целями, вытекающими из инстинктов.
В результате реформ Веблен предвидел установление “нового порядка”,
при котором руководство промышленным производством страны будет передано
специальному “совету техников”, и “индустриальная система перестанет
служить интересам монополистов, поскольку мотивом технократии и
индустриалов явится не денежная выгода”, а служение интересам всего
общества.
Другим важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т.
Веблен считал технику, технологию. Согласно его учению, эту доминирующую
роль техника выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства.
Таким образом, в методологии Веблена, присутствуют элементы историзма, хотя
во многом технократического свойства: институты изменяются потому, что на
них воздействует человеческая психология, с одной стороны, и сплошной поток
технических факторов - с другой. Эта двойственная психолого-
технократическая концепция заложила основы современных теорий стадийности
экономического роста и индустриальной цивилизации.
2. Учение Т.Веблена о «праздном классе». Концепция индустриальной
системы. Учение об «абсентеистской собственности»
Центральное место в произведениях Веблена занимает его учение о
"праздном классе", к образованию которого он также подходил исторически.
Как и многие поклонники классического труда Л. Моргана "Древнее общество",
Веблен различал в истории человечества несколько стадий: ранней и поздней
дикости, хищного и полумиpного варварства, а затем ремесленную и
промышленную стадии. На ранних стадиях люди жили в условиях сотрудничества.
Тогда, как представлялось Веблену, не было собственности, обмена, механизма
цен. Позднее, когда был накоплен излишек материальных благ,
военноначальники и жрецы нашли выгодным править другими людьми. Так начался
процесс формирования "праздного класса", а вместе с ним переход от дикости
к варварству. По мере того как мирные занятия уступали место военным
походам и грабежам, подавлялся свойственный человеку инстинкт мастеpства.
Если раньше человек боролся в основном с природой, то теперь - с другим
человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, у
истоков которой стояли насилие и обман.
В более поздние исторические эпохи, писал Веблен, укоренившиеся
Страницы: 1, 2