Т. Веблен

Т. Веблен

Тема № 25

Торстейн Веблен и социально-психологическое направление

институционализма.

1. Особенности методологии Т. Веблена. Научные труды Веблена. Критика

неклассических идей о гармонии экономических интересов и рыночном

равновесии.

2. Учение Т. Веблена о «праздном классе». Концепция индустриальной

системы. Учение об «абсентеистской собственности».

3. Оценка и роль учения Т. Веблена.

1. Особенности методологии Т. Веблена. Научные труды Веблена. Критика

неклассических идей о гармонии экономических интересов и рыночном

равновесии.

В начале ХХ века в США возник институционализм, виднейшими

представителями которого выступили Торстейн Веблен, возглавивший социально-

психологический (технократический) вариант институциональных исследований,

Джон Коммонс - социально-правовой (юридический), Уэсли Митчелл –

конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический).

Свое название это направление получило после того, как американский

экономист У. Гамильтон в 1916г. впервые применил термин" институционализм".

Его распространение было связано с эволюцией экономической теории в США,

где в 20х годах этого столетия он занял лидирующее положение.

По определению У. Гамильтона институт – это словесный символ для

лучшего описания группы общественных обычаев, "способ мышления", ставший

привычкой для группы людей или обычаем для народа. У. Гамильтон утверждал,

что "институты" устанавливают границы и формы человеческой деятельности.

Мир обычаев и привычек, к которым мы приспосабливаем нашу жизнь,

представляет собой сплетение и непрерывную ткань "институтов".

Институционализм - это в определенном смысле альтернатива

неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят

из смитианского тезиса о совершенстве хозяйственного рыночного механизма и

саморегулируемости экономики и придерживаются “чистой экономической науки”,

то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными

факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы,

рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм

в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и

неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом

объекты исследования, институты, не подразделяются на первичные или

вторичные и не противопоставляются друг другу.

Представителем раннего институционализма является Т. Веблен. Его перу

пpинадлежит pяд исследований: "теория праздного класса" (1899), "Теоpия

делового предпринимательства" (1904), "Инстинкт мастерства и уpовень

pазвития технологии пpоизводства" (1914), "крупные предприниматели и

пpостой человек" (1919), "Инженеpы и система ценностей" (1921),

"Абсентическая собственность и пpедпpинимательство в новое вpемя" (1923).

Как основоположник институционализма Веблен выводит pяд экономических

явлений из общественной психологии, в основе его взглядов лежит

своеобpазное понимание человека как биосоциального существа, pуководимого

вpожденными инстинктами. К числу последних Т. Веблен относит инстинкт

самосохpанения и сохpанения pода ("pодительское чувство"), инстинкт

мастеpства ("склонность или пpедpасположение к эффективным действиям"), а

также склонности к соперничеству, подражанию, праздному любопытству. Так,

частная собственность предстает в его произведениях как следствие

изначальной человеческой склонности к конкуренции: она изображается

наиболее заметным доказательством успеха в соревновании и "традиционной

основой уважения". Более сложная психологическая подоплека свойственна

категории "завистливое сравнение", играющей в системе Веблена чеpезвычайно

важную роль. Пpи помощи этой категоpии Веблен интерпретирует такие

экономические явления, как приверженность людей к престижному потреблению,

а также к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния

испытывает зависть к более крупному капиталисту и стремится догнать его;

пpи достижении желаемого уровня проявляется стремление перегнать других и

тем самым превзойти конкурентов.

Одним из важнейших положений Веблена было требование исторического

подхода в экономической науке. По его мнению, необходимо было осуществить

изучение различных экономических и общественных институтов в их развитии,

от момента их возникновения и до современности. Он много занимался

историей человеческого общества, анализировал возникновение частной

собственности, классов, государства, стремился обнаружить в прошлом истоки

тех противоречий, которые, по его мнению, демонстрировал современный ему

капитализм.

Движущую силу развития Веблен видел в противоречиях между институтами

и внешней средой. По его словам: “Институты - это результат процессов,

происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и,

следовательно, не находившийся в полном “согласии с требованиями настоящего

времени”. По мысли Веблена, несоответствие между уже сложившимися

институтами и изменившимися условиями, внешней средой и делает необходимым

изменение существующих институтов, смену устаревших институтов новыми. При

этом изменение институтов происходит в соответствии с законом естественного

отбора. Веблен писал: “Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь

других видов, - это борьба за существование, а, следовательно, это процесс

отбора и приспособления, эволюция общественного устройства явилась

процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся

развитие институтов человеческого общества и природы человека, прогресс,

можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее

приспособленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления

изменяющемуся с развитием общества и социальных институтов, в условиях

которых протекает человеческая жизнь”. Таким образом, в трактовке Веблена

общественно-экономическое развитие (“эволюция социального устройства”)

предстаёт как реализация процесса “естественного отбора” разнообразных

институтов.

Веблен механически переносил дарвинистское учение о естественном

отборе на область социальных явлений. Он не учитывал при этом, что

“эволюция социальной структуры” - это социальный процесс, закономерности

которого не могут быть сведены к биологическим закономерностям.

Книги Веблена содержат скрытую, а порой и явную полемику с

экономистами неоклассического направления. Всем своим творчеством он давал

понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и

рынках. Веблен писал, что предметом политической экономии является

человеческая деятельность во всех ее проявлениях, общественные науки

призваны заниматься отношениями людей друг к другу.

Hеоклассики нередко представляли человека в виде идеальной счетной

установки, мгновенно оценивающей полезность того или иного блага, с целью

максимизировать общий эффект от использования наличного запаса ресурсов.

Однако, согласно Веблену, экономическое поведение людей носит более сложный

часто иррациональный характер, ибо человек - не "машина для исчисления

ощущений наслаждения и страдания". На поведении людей сказываются,

например, мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого

сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса, и прочие

врожденные и благоприобретенные склонности. Поведение человека не может

сводиться к экономическим моделям, основанным на принципах утилитаризма и

гедонизма. Данные рассуждения Т. Веблен использовал, в частности, в

полемике против одного из столпов неоклассики - Дж. Клаpка.

Согласно Веблену, институты, или "принятая в настоящее время система

общественной жизни", определяют непосредственные цели, подчиняющие

поведение людей. Hо благоприятные условия экономического pазвития

существуют лишь в том случае, когда система институтов находится в гармонии

с конечными целями, вытекающими из инстинктов.

В результате реформ Веблен предвидел установление “нового порядка”,

при котором руководство промышленным производством страны будет передано

специальному “совету техников”, и “индустриальная система перестанет

служить интересам монополистов, поскольку мотивом технократии и

индустриалов явится не денежная выгода”, а служение интересам всего

общества.

Другим важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т.

Веблен считал технику, технологию. Согласно его учению, эту доминирующую

роль техника выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства.

Таким образом, в методологии Веблена, присутствуют элементы историзма, хотя

во многом технократического свойства: институты изменяются потому, что на

них воздействует человеческая психология, с одной стороны, и сплошной поток

технических факторов - с другой. Эта двойственная психолого-

технократическая концепция заложила основы современных теорий стадийности

экономического роста и индустриальной цивилизации.

2. Учение Т.Веблена о «праздном классе». Концепция индустриальной

системы. Учение об «абсентеистской собственности»

Центральное место в произведениях Веблена занимает его учение о

"праздном классе", к образованию которого он также подходил исторически.

Как и многие поклонники классического труда Л. Моргана "Древнее общество",

Веблен различал в истории человечества несколько стадий: ранней и поздней

дикости, хищного и полумиpного варварства, а затем ремесленную и

промышленную стадии. На ранних стадиях люди жили в условиях сотрудничества.

Тогда, как представлялось Веблену, не было собственности, обмена, механизма

цен. Позднее, когда был накоплен излишек материальных благ,

военноначальники и жрецы нашли выгодным править другими людьми. Так начался

процесс формирования "праздного класса", а вместе с ним переход от дикости

к варварству. По мере того как мирные занятия уступали место военным

походам и грабежам, подавлялся свойственный человеку инстинкт мастеpства.

Если раньше человек боролся в основном с природой, то теперь - с другим

человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, у

истоков которой стояли насилие и обман.

В более поздние исторические эпохи, писал Веблен, укоренившиеся

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты