Тема: Базисные категории трансперсональной психологии и их содержательная связь с онтологическими мотивами Вечной философии

Тема: Базисные категории трансперсональной психологии и их содержательная связь с онтологическими мотивами Вечной философии

Базисные категории трансперсональной психологии и их содержательная связь с

онтологическими мотивами « Вечной философии ».

1. Понятие “парадигма “ ( греч, paradeigma - пример, образец ) -

вошло в широкий научный оборот после работ современного американского

историка науки Томаса Куна. [Kuhn,1962] Оно буквально

означает совокупность теоретических, методологических и иных установок,

принятых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми

руководствуются при решении научных проблем в качестве образца, модели

или стандарта. Некоторые из парадигм имеют философскую природу , они общи и

всеохватны, другие парадигмы руководят научным мышлением в довольно

специфических, ограниченных областях исследований.

Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение или

эксперимент; приверженность к специфическим парадигмам есть абсолютно

необходимая предпосылка любого серьёзного научного исследования. Реальность

чрезвычайно сложна и обращаться к ней в её тотальности вообще невозможно.

Наука не в состоянии наблюдать и учитывать все разнообразие конкретного

явления, не может провести все возможные эксперименты. Ученый должен свести

проблему до рабочего объема. и его выбор определяется ведущей парадигмой

данного времени. Таким образом ему не избежать привнесения определенной

системы убеждений в область изучения.

Научные наблюдения сами по себе не диктуют единственных и однозначных

решений,ни одна из парадигм не объясняет всех имеющихся

фактов, и для теоретического объяснения одних и тех же фактов можно

использовать многие парадигмы.

Согласно Куну,парадигмы играют решающую, сложную и неоднозначную роль в

истории науки. Из-за вышеупомянутых причин они, безусловно, существенны и

необходимы для научного прогресса. Однако на определенных стадиях

развития,они действуют как концептуальная “смирительная рубашка”, покушаясь

на возможности новых открытий и на исследования новых областей реальности.

Ранним стадиям большинства наук, которые Кун определяет как “до-

парадигмальные периоды”,- свойственны концептуальный хаос и конкуренция

большого числа расходящихся воззрений на природу. Ни одно из них не стоит

сразу отбрасывать как неверное, так как все они приблизительно

соответствуют наблюдениям и научным методам своего времени. Простая,

элегантная и правдоподобная концептуализация данных, которая готова

объяснить большую часть имеющихся наблюдений и обещает служить руководящей

линией для будущих исследований, начинает в данной ситуации играть роль

доминирующей парадигмы. Когда парадигму принимает большая часть научного

сообщества, она становится общеобязательной точкой зрения на проблемы. На

этом этапе имеется опасность увидеть в ней точное описание реальности,

вместо вспомогательной карты, удобного приближения и модели для организации

существующих данных. Такое смещение карты с территорией характерно для

истории иауки. Ограниченное знание о природе, существовавшее на протяжении

последовательных исторических периодов, представлялось научным деятелям тех

времен всесторонней картиной реальности, неполной лишь в деталях.Это

наблидение столь впечатляет, что историк легко мог бы представить развитие

науки, историей ошибок и идеосинкразий,а не систематическим накоплением

информации и постепенным приближением к окончательной истине.

Как только парадигма принята, она становится мощным катализатором

научного прогресса: по терминалогии Куна, эта стадия называется “периодом

нормальной науки”. Большинство ученых все свое время занимаются

“нормальной наукой”, из за чего эта отдельная сторона научной деятельности

стала в прошлом синонимом науки вообще. Нормальная наука основывается на

допущении того, что научное сообщество знает,что такое Вселенная. Ведущая

теория определяет не только то, чем является мир, но и то, чем он не

явлиется, она определяет то, что возможно, как и то, что в принципе

невозможно.Кун описывал научные исследования, как “напряженные усилия

рассовать природу по концептуальным ящикам, поставляемым профессиональным

образованием”.Парадигмы, следовательно, оказывают не только познавательное,

но и нормативное влияние; в дополнение к тому, что они являются

утверждениями о природе реальности, они так же определяют разрешенное

проблемное поле, устанавливают, допустимые методы и набор стандартных

решений.Под воздействием парадигмы все научные основания в какой-то

отдельной области подвергаются коренному переопределению.

“Нормальная наука” есть, по сути, решение задач; её результаты в

основном предопределены самой парадигмой, она производит мало нового.

Нормальные исследования кумулятивны,так как ученые отборают только те

проблемы, которые могут быть решены при помощи уже существующих

концептуальных и инструментальных средств.

Кумулятивное приобретение фундаментально новых знаний при этих

обстоятельствах, не только неправдоподобноили редкостно, но и в принципе

невероятно. Новые теории не возникают без разрушения старых убеждений о

природе. Действительно новая, радикальная теория никогда не будет всего

лишь дополнением или приращением к существующим знаниям. Она меняет

основные правила, требует решительного пересмотра и переформулирования

фундаментальных допущений прежней теории, проводят переоценку существующих

фактов и наблюдений- только в событиях подобного рода можно признать

настоящую научную революцию. Она может произойти в каких-то ограниченных

областях человеческого знания или может радикально повлиять на целый ряд

дисциплин. Сдвиги от аристотелевской к ньютоновской физике или от

ньютоновской к эйнштейновской,от геоцентрической системы Птолемея к

астрономии Коперника и Галилея, или теории флогистона к химии Лавуазье -

замечательные примеры такого рода. В каждом из этих случаев потребовался

отказ отшироко принятой и достойной научной теории в пользу другой, в

принципе с ней несовместимой. Каждый из этих сдвигов вылился в решительное

переопределение проблем доступных и значимых для научного исследования.

Новая парадигма не выбирается стадийно, шаг за шагом, под воздействием

очевидности и логики.Это происходит мгновенно.Такое изменение похоже на

алхимическое превращение или сдвиг в восприятии фигуры и оно под чиняется

закону “ все или ничто”. Ученые избирающие для себя новую парадигму,

говорят о неожиданном решении или о вспышке проясняющей интуиции, что их

осенило. Сказать почему так происходит наверное довольно сложно.

В течении последних трех столетий в западной науке господствовала так

называемая ньютоно - картезианская парадигма, система мышления, основанная

на трудах британского естествоиспытателя Исаака Ньютона и французского

философа Рене Декарта. Умение увязывать базисные концепции и открытия с

механистической моделью Вселенной, разработанной физикой Ньютона, стало

важным критерием научной узаконенности в подавляющем большинстве

исследовательских областей. Поначалу эта приверженность механистическому

взгляду на мир дала весьма позитивный толчок прогрессу многих наук. Однако

в ходе дальнейшего развития концептуальные рамки выведенные из ньютоно -

картезианской парадигмы утратили свою революционную силу и стали серьезным

препятствием для изысканий и прогресса в науке.

2. С начала двадцатого века, физика, стоящая краеугольным камнем

механистической науки, претерпела глубокие и радикальные изменения,

преодолев механистическую точку зрения на мир и все базисные допущения

ньютоно - картезианской парадигмы. С возникновением теории относительности

Эйнштейна и квантовой механики, традиционные понятия материи, времени и

пространства были превзойдены. Физическая вселенная стала восприниматься

как единая сеть парадоксальных, статистически детерминированных событий, в

которых сознание и творческий разум начали играть принципиальную роль.

[Сapra, 1994]

Между тем, мироввозрение, уже давно устаревшее для современной физики,

продолжает считаться научным во многих других областях - в ущерб будущему

прогрессу. Наблюдения и факты, противоречащие механистической модели

Вселенной чаще всего отбрасываются или замалчиваются. За последние

десятилетия антиэволюционная и антипродуктивная природа старой парадигмы

становилась особенно очевидной, особенно в научных дисциплинах изчающих

человека. В психологии, психиатрии, антропологии и социологии

концептуальная схизма достигла такой степени, что эти дисциплины оказались

перед лицом глубокого кризиса. Возникла насущная необходимость в здвиге

парадигмы, который позволил бы вместить и воспринять постоянно

увеличивающийся наплыв тех революционных фактов из самых разных областей,

которые никак не соответствуют старым моделям. Многие исследователи

полагают, что с новой парадигмой можно будет заполнить брешь, отделяющую

наши так называемые “традиционные” подходы (в частности в психологии и

социологии) от глубокой мудрости древних и восточных систем мышления. [

Grof,1988]

Революционное развитие разнообразных научных дисциплин привело к началу

формирования мировоззрения, которое радикально отличается от механико -

материалистического образа Вселенной. Среди дисциплин и понятий вносящих

свой вклад в эти кардинальные изменения, можно назвать квантово -

релятивистскую физику [Caprа,1975,1982], астрофизику [Davis,1983],

кибернетику, теорию информации и теорию систем [ Bateson,

1972,1979;Maturana & Varela,1980], теорию морфического резонанса [

Sheldrake,1981], пригожинскую теорию структур [Prigogine & Stengers,1984],

теорию холодвижения [ Bohm,1980], голографическую модель мозга

[Pribram,1971, 1977], теорию процесса [Young, 1976], вероятностную теорию

смыслов [Nalimov,1982, 1987], а так же трансперсональную психологию

[Grof, 1992], и разработки Международного института космической

антропоэкологии им. Н.А. Козырева (МИКА), проводимые на протяжении многих

лет.

Признание того, что Вселенная - это не механическая система, а

бесконечно сложная, взаимосвязь вибрационных феноменов различного типа и

частот, подготовило основу, для понимания реальности на совершенно новых

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты