Теоретическое и эмпирическое. Аспекты проблемы в биологии и медицине

знания? В обсуждении этих вопросов прежде всего важно показать, что понятие

"реальность" несет на себе существенную мировоззренческую нагрузку, отражая

те глобальные отношения исследователя с освоенным им фрагментом

действительности, которые создают его мироощущение как естествоиспытателя,

как ученого.

Целостный образ биологической реальности формируется под влиянием массы

факторов объективного и субъективного значения и содержит как инвариантные,

так и вариабельные характеристики. Так, наиболее общим инвариантом

современных представлений о биологической реальности является идея о

необходимости совмещения аспектов организации и эволюции живого.

Вариабельность обусловлена отнюдь не только субъективными моментами

(профессиональная подготовленность исследователя, его стиль мышления, круг

его исследовательских задач), но и неоднозначными связями образа

биологической реальности с теорией. С одной стороны, теория (или

совокупность теоретических концепций) питает картину биологической

реальности, выступает ее фундаментом, предоставляя основные отработанные

понятия и логику их связи. Но с другой стороны, целостное видение сущности

жизни создает стимул развития эмпирических и теоретических знаний,

поскольку включает в себя совокупность идей, еще не ставших принципами

теорий, ряд гипотетических предположений о сущности жизни и ее эволюции,

полуинтуитивные суждения о возможных путях развития теоретического и

эмпирического знания. Общее представление о биологической реальности

создает поле творческой деятельности по формированию новых теоретических

концепций, сплошь и рядом предшествует выбору теории. Это предшествование

обусловлено широким масштабом явлений, охваченных понятием "биологическая

реальность", а также наличием в нем не только собственно познавательного,

но и мировоззренческого отношения. Будучи более рыхлым, более аморфным

образованием, чем какая-либо биологическая теория, целостное видение

сущности жизни, выражаемое для исследователя понятием "биологическая

реальность", имеет свои достоинства по сравнению с теорией.

РАЗДЕЛ 4. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ИЗУЧАЕМОЙ

ПРОБЛЕМЫ.

ПЕРЕД НАМИ СТОяЛА ЗАДАчА – ВЫяВИТЬ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИССЛЕДУЕМОЙ ГРУППЫ

МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К

РАЗВИТИЮ ГИПЕРТОНИчЕСКОЙ БОЛЕЗНИ (ГБ).

Эмпирическим путем были выявлены некоторые факторы риска развития ГБ как в

популяции в целом, так и в определенных группах людей. Таким образом, чтобы

выявить новые факторы риска, необходимо максимально исключить влияние уже

установленных факторов.

К сожалению, при простом анализе группы обследуемых, это сделать довольно

затруднительно.

Согласно литературным данным, лица, имеющие избыточный прирост АД в ответ

на психоэмоциональную нагрузку, в последующем чаще склонны к развитию ГБ,

чем индивидуумы с адекватным приростом. Поэтому было решено разбить весь

контингент на две соответствующие группы, с целью определения возможных

важных различий у их представителей.

Итак, мы столкнулись с необходимостью изучения реакции артериального

давления (АД) у машинистов локомотивов во время периода психоэмоционального

напряжения, чему наиболее соответствует период выполнения ими своих

профессиональных обязанностей, т.е., ведения локомотива. Существует, как

минимум, два пути решения этой проблемы.

Первый - непосредственный – использование оборудования, которое позволяло

бы автоматически регистрировать АД у испытуемого непосредственно во время

рейса. Но этот путь предполагал наличие у нас соответствующего

оборудования, которого мы не имели.

Второй путь – опосредованный – это построение соответствующей модели.

Системы моделирования профессиональных ситуаций уже давно и прочно заняли

свое место в практике профессионального отбора и подготовки кадров, где

нашли многостороннее применение. В то же время, новизна ситуации и

ответственность за результат обследования при использовании такой системы

позволяют добиться должного уровня психоэмоционального напряжения и

исключить элементы обыденности при сохранении профессионального характера

стрессора. Для моделирования психоэмоционального стресса могут быть

предложены различные способы. Но между ними имеются и существенные отличия.

Поэтому немаловажное значение имеет использованный в исследовании тип

психоэмоциональной нагрузки. В плане профессионального стресса, известно,

что количественная рабочая нагрузка сама по себе не является стрессовым

фактором при работе, а более важно время ожидания и непредсказуемость.

Критериальными для ж/д транспорта являются: готовность к экстренному

действию в условиях монотонно действующих факторов (интегральное качество),

переключение внимания, эмоциональная устойчивость. Во время управления

локомотивом пики психического (эмоционального) напряжения у машиниста

возникают при трактовке им сигналов семафоров (особенно, при их смене).

Этот критерий и был взят как ведущий при разработке компьютерной программы,

предназначенной для определения уровня готовности к экстренному действию.

Во время тестирования машиниста с помощью этой программы на ЭВМ мы и

проводили свои измерения.

РАЗДЕЛ 5. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

В ОБЩЕМ КОНТЕКСТЕ БИОЛОГИчЕСКОГО ЗНАНИя В ОБРАЗАХ РЕАЛЬНОСТИ ОТРАЖАЕТСя НЕ

СТОЛЬКО "ОБЪяСНЕНИЕ" БИОЛОГИчЕСКИХ яВЛЕНИЙ, СКОЛЬКО "ПОНИМАНИЕ" ЦЕЛОСТНОГО

ФЕНОМЕНА ЖИЗНИ, ВЫРАЖАЮЩЕЕ КОНКРЕТНО-НАУчНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО

ЭВОЛЮЦИОНИСТА. ПОЭТОМУ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАВИТ ЗАДАчУ ПЕРЕХОДА ОТ СУГУБО

ЛОГИчЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИя СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУчНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕяТЕЛЬНОСТИ К ЕЕ МИРОВОЗЗРЕНчЕСКИМ АСПЕКТАМ. БОЛЕЕ ТОГО, ПОНяТИЕ ОБРАЗА

РЕАЛЬНОСТИ ИМЕЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОНяТИЮ "КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

ПРЕДПОСЫЛКИ НАУКИ". СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛЕДНЕГО УЖЕ НЕ ОСТАЕТСя В ПРЕДЕЛАХ

ГНОСЕОЛОГИИ, НО ЗАХВАТЫВАЕТ ТОТ СУЩЕСТВЕННЫЙ МОМЕНТ, чТО ОПРЕДЕЛЕННАя

СОВОКУПНОСТЬ ИСХОДНЫХ ПРИНЦИПОВ, ПО КОТОРЫМ СТРОИТСя ОТНОШЕНИЕ К ТОМУ ИЛИ

ИНОМУ ФРАГМЕНТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПРИОБРЕТАЕТ МИРОВОЗЗРЕНчЕСКОЕ ЗВУчАНИЕ.

Мировоззренческая функция понятия реальности предопределяется уже тем

фактом, что в нем непременно присутствует не только знание, но и убеждение.

Физик или биофизик изучает живое с убеждением в конечном торжестве

физического стиля мышления над временно, как ему кажется, неподатливым

биологическим объектом. Мировоззренческая установка ведет к определенным

оценочным суждениям относительно методологических средств познания.

Объект биологического эксперимента, методы его проведения и конкретная

цель, формулируемая исследователем, - эти основные компоненты

экспериментальной деятельности и их взаимодействие претерпели за последние

два - три десятилетия существенные изменения. В настоящее время трудно

говорить о "чисто" биологическом эксперименте - вся совокупность физико-

химических, кибернетических, математических методов, используемых в

эксперименте, дает возможность определить его как биологический только в

том смысле, что он направлен на познание биологического объекта. Активная

роль биологии в решении экологических, медицинских, научно-технических

(бионика), экономических и многих других проблем создает ту потребность

широкого обсуждения содержания и функции современного биологического

эксперимента, которая реализуется на основе привлечения мировоззренческих,

этических, ценностных аспектов. До сих пор бытующее представление о

"нейтральности" эксперимента к мировоззренческой проблематике обнаруживает

свою несостоятельность, если ориентироваться на реальную общественную роль

современной биологии, на те поистине грандиозные задачи, которые ставит

перед ней современное общественное развитие. Эта причастность биологии как

науки о жизни к мировоззренческой проблематике обнаруживается уже в том,

казалось бы, сугубо гносеологическом срезе, с которого мы начинаем

обсуждение экспериментальной деятельности в биологии. Субъект-объектное

отношение поистине составляет основной смысл, основное содержание

эксперимента, поскольку в нем человек действует "против природы с помощью

самой природы" (Гегель). В эксперименте исследователь как бы навязывает

природному объекту свою цепь, спои вопросы к нему, хотя и приготовленные

предшествующим знанием об объекте, но трем не менее остающиеся в

определенном смыслив внешними для объекта. В отличии от наблюдения

эксперимент имеет дело не только с управляемым процессом, осознанно

направленным к определенной, заранее сформулированной, цепи, но и с особым

предметом. Экспериментатор неизбежно упрощает естественный объект, когда

стремится изучить определенные его свойства, "очищает" его от случайных

воздействий, создает ему "идеальные" условия для проявления именно тех

свойств, которые ставятся в центр эксперимента.

Объектом эксперимента может выступать конкретное биологическое образование

(структура, система), либо отдельная функция, либо механизм процесса,

раскрывающий взаимодействие структур и функций. В целом вопрос о

системности живой природы не вызывает сомнений. Более того, именно изучение

живых материальных образований в значительной мере способствовало

формированию системных представлений о мире.

Основными системами живого, образующими различные уровни организации, в

настоящее время признаются: 1) вирусы - системы, состоящие в основном из

двух взаимодействующих компонентов: молекул нуклеиновой кислоты и молекул

белка; 2) клетки - системы, состоящие из ядра, цитоплазмы и оболочки;

каждая из этих подсистем, в свою очередь, состоит из особенных элементов;

3) многоклеточные системы (организмы, популяции одноклеточных); 4) виды,

популяции - системы организмов одного типа; 5) биоценозы - системы,

объединяющие организмы различных видов; 6) биогеоценоз - система,

объединяющая организмы поверхности Земли; 7) биосфера - система живой

материи на Земле.

Система каждого уровня отличается от других уровней и по структуре, и по

степени организации (биологическая классификация). Но взаимодействие

элементов системы не обязательно предполагает жесткую, постоянную связь.

Эта связь может носить временный, случайный, генетический, целевой

характер. Несмотря на все растущий авторитет структурно-функциональных

исследований в биологии, центральным объектом экспериментальной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты