только окружающий мир, но и себя. В понятие интеллекта, если рассматривать
его с точки зрения информатики, включаются способность предвидеть некоторые
события и, прежде всего, результат собственных действий, анализировать и
оценивать своё состояние и окружающую обстановку и принимать решения,
сообразуясь со своими представлениями о своих целях и об окружающем мире.
Но интеллект это ещё и способность формулировать цели, отличать плохое от
хорошего, изобретать, совершать открытия, устанавливать причинные связи
между событиями и т.д.; при этом ,наверно, одно из главнейших свойств
интеллекта - способность к абстагированию, к отвлечённому мышлению,
благодаря которым возникают самосознание и рефлексия.
С указанных позиций попробуем интерпретировать начальные стадии
антропогенеза и развития разума и показать возможную схему процессов, в
результате которых внутри стада неоантропов возникли новые связи между
отдельными особями, между стадом и окружающей средой, представить себе, как
эти связи деформировались по мере того , как наш предок приобретал новые
свойства, всё более отдаляющие его от животных, как действовали алгоритмы
эволюции в критические, поворотные моменты истории человечества.
Данный процесс самоорганизации не был однозначным и прямолинейным. Он
приводил к разным формам прачеловека, как тем, которые были способны
успешно развиваться в природных условиях, так и к тем, которые практически
остановились в своём развитии, а затем и уничтожались жёстким естественным
отбором. Причём наибольшие перспективы в будущем не всегда оказывались у
тех, кто сегодня показался бы сильным и благополучным. Ведь те приматы, к
которым принадлежали наши предки, относились не к самым сильным и наилучшим
образом приспособленным к жизни в тропическом лесу, и когда около
миллионов лет назад началось общее похолодание климата, уменьшилась
влажность и стала сокращаться площадь тропических лесов, они ушли из леса
жить в опасной саванне, где обстоятельства жизни качественно другие. И
начался стремительный переходный процесс, который должен был привести либо
к вымиранию вида, либо к формированию совершенно новой организации, иного
биологического вида. Произошло именно последнее.
Чтобы не погибнуть, наш предок должен был приучиться к новой пище и
отказаться от вегетарианства, что сделало его более сильным, энергичным и
подвижным. Поскольку австралопитек не мог теперь в минуту опасности
забраться на дерево, то, чтобы знать, что происходит вокруг, ему было
необходимо встать на задние лапы. Благодаря этому у него высвободились
передние конечности, которые постепенно превратились в руки, способные
использовать палку или камень в качестве орудия для добычи пищи или защиты.
Т.о., трудности подобного образа жизни позволили нашему предку реализовать
потенциальные возможности, заложенные в него эволюцией. В этих условиях,
видимо, даже ничтожное превосходство “квазиинтеллекта” начинало давть
огромный эффект, что позволило выживать уже не самым сильным, а самым
находчивым. Отсюда - высочайшая скорость эволюции ( особенно мозга). Наш
предок в кратчайшие сроки овладел возможностями использовать примитивные
средства, бывшие в его распоряжении, и создавать новые вещи, ранее
неизвестные природе - орудия труда из камня, дерева, кости; человек
начинает использовать огонь.
Произошло в т. ч. изменение морфологии мозга, выразившееся в появлении
лобных долей, которые качественно изменили мироощущение индивида. Произошло
и изменение структуры мозга, особенно степень резервирования. У человека
она равна нескольким сотням, у приматов, собак, дельфинов - в пределах 10.
Начальная стадия антропогенеза очень показательна с точки зрения
теории самоорганизации. Возникновение новой стабильной структуры – человека
разумного – началось в заведомо неблагоприятных для человека условиях.
Австралопитеки должны были погибнуть, вытесненные их привычной среды
обитания. Но потенциал эволюции необъятен, а пути не предсказуемы. Именно
эта неблагоприятная коллизия, резко обострившая противоречия их жизни,
подняла их на качественно новый уровень развития и заставила однажды
превратиться в людей. Подобная перестройка (бифуркация), изменившая сам
харктер эволюционного развития, можно назвать неолитической революцией. С
ней связаны первые табу, положившие основу нравственности, особенно табу
“не убей”, которое заложило основы современной нравственности и тем самым
привело эволюцию на рельсы общественного развития. Возникла новая система
сохранения и передачи коллективной информации от учителя к ученику.
Необходимость такой системы и связанное с ней распространение языка,
необходимость сохранения умельцев, жрецов и т. п. людей, способных
создавать, накапливать и передавать информацию и были, вероятно, основной
причиной кардинальной перестройки основного содержания эволюционного
процесса. С этой революцией, видимо, связан и феномен возникновения
духовного мира человека. Почему этот духовный мир столь разнообразен и
неповторим для каждого человека? Может быть потому, что различное
многомерное видение мира приводит к поведенческому разнообразию, что
облегчает адаптацию вида к изменяющимися условиям жизни, и т. о.
разнообразие духовного мира – некий аналог генетического разнообразия,
которое обеспечивает стабильность существования популяции.
Но при всем этом испокон палеолита и мезолита еще не выделялся из
основной природы, а оставался “естественной” его составляющей и полностью
вписывался в естественные биогеохимические циклы.
Вторая кардинальная перестройка процесса развития рода человеческого
произошла в неолите. Ее принято называть неолитической революцией. В чем ее
суть?
Появление лука, копий, усовершенствование каменного оружия, методов
коллективной охоты, наконец, просто увеличение количества населения,
впервые поставило проблему Мальтуса в планетарном масштабе. Люди научились
эффективно охотиться и быстро уничтожали стада мамонтов и других крупных
копытных, которые составляли основу людского рациона. Потребности человека
перестали соответствовать ресурсным возможностям экологической ниши. Возник
первый экологический кризис, он с небольшим промежутком времени охватил все
континенты, исключая, может быть, зоны тропического леса.
Человечество оказалось на грани катастрофы. Возможность гибели от
голода стала реальностью для большинства племён планеты. В это время
происходит резкое сохранение численности населения, вызванное, с одной
стороны, кроме того, ледниковым периодом, с другой - борьбой за
сокращающийся и жизненно необходимый ресурс. Но люди сумели преодолеть
экологический кризис. Они изобрели земледелие, а чуть позже и скотоводство.
Экологическая ниша человечества качественно расширилась.
Обычно принято подчёркивать, что в результате неолитической революции
человек научился ставить себе на службу новые силы природы, в ещё большей
степени подчинить её своим потребностям. В действительности произошло нечто
большее. Появление земледелие и скотоводства создало основу для появления
частной собственности. Этот феномен оказался мощнейшим стимулом
человеческой деятельности и развития цивилизации вообще.
Более того, частная собственность (земля и скот), оказалась той формой
организации производительных сил общества, которая наилучшим образом
соответствовала уровню их развития. Теперь человеку, обладавшему землёй и
скотом стало проще обеспечить своё выживание. Появление прибавочного
продукта сделало возможным удовлетворение и других потребностей, о которых
человек ранее и не подозревал, и которые росли и развивались. У человека
появлялись новые цели, новые интересы, связанные с дальнейшим развитием
этой собственности. Их удовлетворение стало мощнейшим стимулом
совершенствования орудий труда. Возник новый тип производственных
отношений. Т.о., победа неолитической революции открыла перед человечеством
совершенно новые перспективы развития, а не просто расширило экологическую
нишу. Вторая революция завершила эру “животной” жизни человека.
Итак, около 10 тыс. лет назад в процессе антропогенеза человек
окончательно выделился из животного мира. Однако и теперь, создавая и
организуя свою экологическую нишу. Человек видел в природе неограниченный
резервуар возможностей, из которого он может черпать всё и в неограниченных
количествах.
СОВРЕМЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Разум, дающий человеку определённый горизонт предвидения, не просто
усложняет процесс самоорганизации - он создаёт известные возможности для
нового антропоцентризма, для целенаправленного воздействия на особенности
эволюции биосферы с целью сохранения её параметров в пределах, необходимых
для дальнейшего развития вида homo sapiens. Но при этом разум же рождает и
иллюзии, из которых, видимо, самая опасная - иллюзия вседозволенности,
независимости общества от того, что происходит в природе.
В конце неолита человек начал перестраивать структуры природы под свои
нужды. Именно в этом и состояла опасность для рода человеческого, т.к.
деятельность общества перестала вписываться в естественный кругооборот
веществ. Иногда это приводило к исчерпанию возможностей локальных
экологических ниш. Пример - гибель сельскохозяйственной цивилизации
Месопотамии из- за неправильного использования поливного земледелия.
Случайность ли это, или экологические кризисы неизбежны?
Основным движителем развития любых надорганизменных структур является
РЫНОК. РЫНОК - это (в представлении, расширенном аналогично дарвиновской
триаде) сложнейшая иерархически организованная система отбраковок старых и
замещения новыми непрерывно рождающимися структурами. РЫНОК - это
универсальный механизм отбора, аккумулирующий в себя все прочие принципы
отбора, действующий как на организменном, так и на надорганизменном
уровнях, в Природе и Обществе.
Если какой-либо вид, сообщество или организационная структура
функционирует недостаточно эффективно и не выдерживает конкуренции, то чаще
всего он заменяется другими, более эффективными, а затем постепенно
начинает деградировать и сходит со сцены. Такая смена претендентов и
обеспечивает устойчивое развитие живых систем.
Если же в этой конкурентной борьбе некоторое сообщество становится