ложности последних.
4. Положения науки не могут противоречить догматам веры. Фома
утверждает, что рациональные истины не могут противоречить догматам веры,
что разум должен лишь подтверждать эти догматы. Таким образом, не отрицая
ценность науки, Аквинат ограничивает ее роль интерпретацией догматов
откровения, доказательством их соответствия данным разумного знания.
Полезно, чтобы разум занимался догматами веры, но “чтобы только не возомнил
заносчиво, - пишет Фома, - что понял их или доказал” .
Таким образом можно сделать вывод о том, что Фома Аквинский вовсе не
отделил науку от теологии, а, напротив, без остатка подчинил ее теологии.
Если цели науки даны a priory, если она не может прийти к результатам,
противоречащим истинам откровения, если критерием истинного или ложного
являются догматы веры и если объект науки в конечном счете трансцендентная,
а не материальная действительность, то это в достаточной мере доказывает не
автономность науки, а ее глубокое порабощение, доказывает, что она целиком
втиснута в рамки христианской ортодоксии.
Прежде чем приступить к изложению метафизической теории бытия
Аквината, необходимо определить характер и место томизма среди основных
философских направлений. Действительно ли томизм является реализмом? Ответ
на этот вопрос может быть только один: философия Фомы Аквинского, как и его
последователей, является не реализмом, а объективным идеализмом.
Философские направления можно разделить на материализм и идеализм, в
зависимости от того, что считается первичным материя или дух. Те, кто
утверждает, что материя первична, а мышление вторично, относятся к лагерю
материалистов. Те же, кто первичным считает дух, образуют идеалистическое
направление, в пределах которого можно разграничить две разновидности:
объективный идеализм, полагающий, что окружающая нас действительность
существует независимо от нас, но является продуктом идеального начала
(например, отражением идеи у Платона или порождением абсолютного духа у
Гегеля), и субъективный, согласно которому мир, материальные тела являются
комплексом наших ощущений. Философия Фомы Аквинского говорит о том, что
первичен дух - Бог, а материя является его творением, и следовательно
относится к идеалистическому лагерю, но она так же признает, что
материальный мир не является комплексом наших ощущений, зависимым от
субъекта, а существует независимо от нас, и таким образом является
идеализмом объективного типа. Философия Аквината так же признает
существование как душ, так и целой иерархии чистых духов, или ангелов. Т.е.
мы можем утверждать, что томизм имеет спиритуалистический характер. Однако,
мне кажется, что томистскую философию можно назвать и реализмом в строго
определенном смысле, а именно как противостоящую субъективному идеализму в
его онтологической трактовке, ибо томизм признает существование
материального мира независимо от субъекта.
Фома считал, что реально существуют лишь единичные вещи, или
субстанции, состоящие из сущности (essentia) и существования (existentia).
Он полагает, что различие между сущностью и существованием не есть нечто
только мысленное, зависящее от наших актов сознания, а является чем-то
фактическим, реально существующим. Исходя из этой предпосылки Аквинат
утверждает, что вещам присуща сущность, но сущность не имплицирует их
существования. Это происходит потому, что все существующее в мире создано
Богом, а следовательно, зависит от него. В Боге же как в простом,
несоставном бытии сущность и существование тождественны. Поэтому сущность
Бога имплицирует его существование, в то время как сущность сотворенных
вещей не имплицирует их существования. Человек или животное существуют
благодаря сопричастности божественному акту творения. Следовательно,
согласно Фоме, мир материальных вещей существует не в силу собственной
природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя или
существовать не должен. В противоположность этому миру Бог - бытие
абсолютно необходимое, а следовательно, должен существовать безусловно, ибо
это заключено в его природе.
Категории материи (materia) и формы (forma) Фома заимствует из
аристотелевской метафизики. Он повторяет, что реально существуют лишь
единичные вещи, состоящие из материи и формы. что материя представляет
principium individuationis - основу индивидуализации, что материя, лишенная
формы, пассивна, недиференцированна и не может без нее существовать, что
форма является активным элементом, конструирующим единичное бытие, которое
благодаря форме приобретает способность к изменениям.
Однако форма в толковании Фомы была совокупностью общих существенных
признаков, присущих вещам определенного вида, и не существовала вне или до
них. Аквинат различал в субстанциях три рода форм, или универсалий:
1. Универсалия, содержащаяся в вещи в качестве ее сущности (universale
in re), определяемая им так же как непосредственная универсалия (universale
directum).
2. Универсалия, абстрагированная от субстанции, т.е. существующая в
человеческом уме (post rem). В этом виде реально (formaliter) она
существует только в уме, а в вещи имеет лишь свою основу. Эту универсалию
Фома называет рефлексивной (reflexivum). Поэтому форма, т.е. общее,
существует в вещи как сущность еще не абстрагированная, в уме же - как
извлеченная активным умом (intellectus agens).
3. Универсалия, независимая от вещи в божественном уме (universale
ante rem). Универсалии в уме творца - это неизменные, постоянные, вечные
формы, или основы, вещей, или, говоря иначе, образцовые экземпляры,
являющиеся моделью, целью творения из ничего единичных вещей, принадлежащих
к определенному виду.
Согласно Фоме, в процессе рационального познания ум извлекает из вещей
не что иное, как божественную идею, определяющую их объективное
существование.
Единичные вещи как самостоятельные бытия состоят из возможности
(potentia) и акта (actus). Под возможностью или потенцией понимается
возможное бытие, под актом же - бытие действительное, абсолютно
существующее. Т.е. категории возможности и акта имеют более общий характер,
чем форма и материя.
Материя как потенция уже не существует извечно, а оказывается
созданной Богом из ничего, а потому из первичной становится вторичной,
производной. Возможность присуща ей не в силу ее природы, а вложена в нее
творцом и только благодаря ему осуществляется и переходит в
действительность. А поэтому любое изменение в природе и в обществе как
переход из возможности в акт имеет свой конечный источник в творческой
божественной силе. Бог является неким перводвигателем, так как в нем ничего
не находится в состоянии возможности, а он весь - абсолютный акт.
Однако эти рассуждения соответствуют позиции августинизма, и Фома не
останавливается на них, а идет дальше: он вводит понятие естественных
причин, посредством которых Бог правит миром. Отсюда следует. что нельзя
пассивно ожидать божьего приговора, а нужно активно заниматься земными
делами в пределах тех целей, которые преследует провидение.
Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины,
доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных
возможностей. Рациональным доказательством догматов веры занимается
естественная теология. выполняющая по отношению к теологии пропедевтическую
функцию. Центральной проблемой естественной теологии являются
“доказательства” бытия Бога.
Фома утверждает, что высказывание “Бог существует”, с одной стороны
является очевидным, с другой стороны, не зная, что такое Бог, мы не можем
принять его существование за что-то очевидное. Поэтому, а так же для
усиления веры, необходимо обосновывать существование творца при помощи
того, что является более очевидным, чем он сам, а именно при помощи
результатов его творения.
Аквинат говорит, что доказать существование творца можно двумя
способами: через причину (propter quid) и через следствие (quia). Т.е. в
первом случае речь идет о доказательстве априорном (от причины к
следствию), а во втором - об апостериорном (от следствия к причине). В
соответствии с этим Фома Аквинский формулирует пять “доказательств-путей”
Бога.
1. Доказательство от движения (кинетическое), исходит из того, что
вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то
другим, ибо движение есть переход возможности в акт. То, кто актуализирует
потенцию, есть форма, некое бытие в акте. Следовательно, в понятие движения
входит то, что движется и то, что движет. Поэтому, если бы какое-то бытие,
приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то это было бы
совершенно чем-то другим, а это другое в свою очередь приводилось в
движение третьим и т.д. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, и
поэтому мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не
движется и которая все движет. Такой причиной должна быть чистая форма,
чистый акт, которым и является Бог.
Видно, что кинетическое доказательство основано на двух предпосылках:
1. Всякое бытие, находящееся в движении, должно быть приведено в движение
посредством другого бытия, являющееся его двигателем. 2. Цепь двигателей не
может быть бесконечной. Можно видеть, что ни одна из этих предпосылок не
является следствием законов физики или механики.
2. Доказательство от производящей причины гласит, что в материальном
мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от
первой причины. т.е. Бога. Невозможно. рассуждает Фома, чтобы нечто было
собственной производящей причиной, поскольку оно существовало бы раньше
себя, а это нелепо. А так как не существует бесконечной цепи действующих
причин, то необходимо положить некоторую первичную производящую причину, а
именно Бога.
3. Доказательство от необходимости и случайности исходит из того, что
в природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и
уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Другими словами,
эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный
характер. Невозможно представить, чтобы подобного рода вещи существовали
всегда, ибо то, что может существовать, временами реально не существует.
Как явления случайные, они требуют наличия необходимой причины,