Традиционная и современная культура

Традиционная и современная культура

Содержание

Введение 3

Традиционная русская культура. 5

Символизм. Религиозные течения в философии. 5

Современная культура. 14

Взгляды на современную культуру. 14

Современная культура и цивилизация

15

Пути преодоления кризисных явлений в культуре

16

Литература 18

Введение

Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории,

оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе

преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в

условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что

проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое

значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь

она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ

материального производства и человеческих потребностей до величайших

проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении

долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и

укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей

человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура

воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности -

труд, быт, досуг, область мышления и т. д., на образ жизни общества и

личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека

проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки

сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер

поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения.

Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к

имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень

сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и

образа их мышления.

Социальное влияние культура приобретает, прежде всего, в качестве

необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу

своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а

следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными

в знаковых и символических системах, традициях и т.д. Сам ход реформ, целью

которой является достижение качественно обновленного общества, требует

обращения к колоссальному культурному потенциалу, накопленному

человечеством за время его существования. Освоение духовных сокровищ

народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам

обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет

постичь смысл забытых уроков истории, дает возможность выявить живые,

развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный

прогресс, ни само совершенствование личности.

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и

заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им

культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества

в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных

богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности

каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в

постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих

критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции.

С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего

общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому

перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций

социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения

культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями

между народами, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже

отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые

складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании,

деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль

играет знание и адекватное современности понимание истории мировой

культуры.

Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в

прошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимопроникновение

исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое -

настоящему» легко трансформируется сегодня в иную: «настоящее - прошлому».

Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек

отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно,

что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот

к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких

социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический

момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а

человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и

экологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальной

потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт

в настоящее и будущее.

Сложившиеся реалии современного мира привели к перелому в сознании

человека - его взгляд устремлен ко все более глубокому выходу за пределы

своей жизни, не ограничивающейся в сознании индивида датами рождения и

смерти. Закономерной тенденцией становится осознание себя в контексте

исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни,

так и на будущее, на социально-культурные идеалы и возможности их

реализации в рамках расширения международных связей, вовлечения во

всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Значительные

социокультурные изменения, затрагивающие практически все стороны

общественной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят

вопрос о межкультурном взаимодействии, о его роли в эволюции локальных

этнических культур и развитии общемировой культуры.

Традиционная русская культура.

Символизм. Религиозные течения в философии.

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом,

охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в

прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-

политического строя.

Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного

ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской

культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после

периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой

чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и

положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого

рода прельщения и смешания. Вместе с тем русскими душами овладели

предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори,

но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы

проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце

мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение

конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в

предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и

огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела

расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое

состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха

пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и

обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и

искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были

открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли

чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение

жизни»[1].

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех

областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в

изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру

огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы,

создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения,

возникали новые направления во всех областях культуры.

Рассмотрению двух из них и посвящена данная работа.

«СИМВОЛИЗМ» - направление в европейском и русском искусстве, возникшее

на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном

выражении посредством СИМВОЛА «вещей в себе» и идей, находящихся за

пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую

реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира,

его «нетленной» Красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе,

трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, доверие к

вековым культурным ценностям как единящему началу.

Культура русского символизма, как и сам стиль мышления поэтов и

писателей, формировавших это направление, возникали и складывались на

пересечении и взаимном дополнении, внешне противостоящих, а на деле прочно

связанных и поясняющих одна другую линий философско-эстетического отношения

к действительности. Это было ощущение небывалой новизны всего того, что

принес с собой рубеж веков, сопровождавшееся чувством неблагополучия и

неустойчивости.

Поначалу символическая поэзия формировалась как поэзия романтическая и

индивидуалистическая, отделившая себя от многоголосия «улицы», замкнувшаяся

в мире личных переживаний и впечатлений.

Те истины и критерии, которые были открыты и сформулированы в XIX

столетии, ныне уже не удовлетворяли. Требовалась новая концепция, которая

соответствовала бы новому времени. Надо отдать должное символистам - они не

примкнули ни к одному из стереотипов, созданных в XIX веке. Некрасов был

дорог им, как и Пушкин, Фет - как и Некрасов. И дело тут не в

неразборчивости и всеядности символистов. Дело в широте взглядов, а

главное, в понимании того, что всякая крупная личность в искусстве имеет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты