Три этапа развития философских взглядов Ницше

Три этапа развития философских взглядов Ницше

Реферат по обществоведению

На тему:

«Три этапа развития

философских взглядов Ницше»

[pic]

Санкт-Петербург

2001-2002 учебный год

Содержание

1) Вступление

с. 3

2) Первый этап развития философских взглядов с. 4

3) Низвержение кумиров

с.13

4) “Заратустра”

с. 21

5) Заключение

с. 24

6) Список литературы

с. 25

Вступление

Фридрих Вильгельм Ницше, явившись одним из величайших немецких

философов не только девятнадцатого века, но и за всю историю философии,

оставил после себя яркий след, воплощённый в уникальных трудах, трактовка

которых по-прежнему вызывает массу споров. Некоторые люди склонны

критиковать взгляды Ницше на те или иные явления, указывая лишь на те

моменты, которые теоретически могут содержать одобрение нарушения многих

морально-этических устоев современного цивилизованного общества. Другие же

ими восхищаются, находя в его философии что-то “родное” для себя, то, что

совпадает с их собственными соображениями.

Если же просто запастись терпением, спокойствием стороннего

наблюдателя и ознакомиться хотя бы с некоторыми трудами этого великого

философа, то становится понятно одно: разность в понимании зависит от

личных качеств людей, а за лаконичностью, меткостью и резкостью суждений

скрываются очень глубокие и точно изложенные мысли, рассказывающие нам о

духовных исканиях Ницше, о непрерывной, мучительной, направленной на поиск

истины работе мысли этого человека.

К сожалению, философия Ницше была воспринята некоторыми людьми слишком

однобоко или в искажённом варианте, что привело к ломке в сознании людей и

возникновению ряда личностей, крайне радикально настроенных по отношению к

другим. Чтобы действительно понять философию Ницше, необходимо также

тщательно ознакомиться с его биографией и с теми условиями, которые оказали

наиболее сильное влияние на формирование его взглядов в тот или иной период

жизни этого философа.

Первый этап развития философских взглядов

Родословная Фридриха Ницше теряется в глубине XVI в. Его сестра

Элизабет писала о семейной легенде, гласившей, что некий польский шляхтич

Ницкий был одним из тех, чьими усилиями саксонский курфюрст Август Сильный

был избран в 1697 г. королем Польши, за что и удостоился графского титула.

Но после отказа Августа от польской короны его верный сторонник из-за

участия в заговоре против нового короля Станислава Лещиньского бежал с

семьей в немецкие земли и после трехлетних скитаний осел в Саксонии.

Столь романтическую легенду документальные данные, однако, не

подтверждают. Ни о каком графе Ницком в изданном за 1839-1848 гг. в

Лейпциге 10-томном справочнике польских дворянских родов не упоминается.

Достоверно установлено, что предки Ницше уже с 1570 г. жили в Верхнем

Лаузице, затем в Бибре, небольшом городке близ старинного Наумбурга. Отец

философа Карл Людвиг Ницше родился 10 октября 1813 г. в семье

ойленбургского суперинтенданта Ф.А.Л. Ницше (1756-1826).

Окончив теологический факультет одного из лучших тогда немецких

университетов в Галле, К.Л. Ницше после недолгого пребывания при

альтенбургском герцогском дворе в качестве воспитателя трех принцесс

получил от хорошо знавшего его прусского короля Фридриха Вильгельма IV

церковный приход в деревне Рекен близ Люцена.

По обычаю молодой пастор нанес визиты соседям, в числе которых был и

его коллега в деревне Поблес Д. Ёлер, отец 11-ти детей. Среди них рекенский

пастор сразу выделил 17-летнюю Франциску, также очарованную кареглазым

стройным мужчиной с прекрасными манерами и моднейшим шелковым галстуком.

Роман протекал стремительно; уже 10 октября 1843 г., как раз в день

рождения жениха, состоялась свадьба.

Через год, 15 октября 1844 г., в семье появился первенец, здоровый и

крепкий малыш. Счастливый отец нарек мальчика, родившегося в день именин

обожаемого короля, тем же именем - Фридрих Вильгельм. В июле 1846 г. у

Людвига и Франциски родилась дочь Элизабет, а еще через два года - второй

сын Иозеф.

Больше всех пастор любил старшего сына, с которым он много и охотно

занимался. Самым лучшим временем для маленького Фрица были часы, когда отец

усаживался за фортепиано и начинал что-нибудь импровизировать. Притихший

ребенок усаживался поближе и не сводил с отца восхищенных глаз. Не тогда ли

и зародилась страстная любовь Ницше к музыке?

В 1848 г. в безмятежную жизнь пасторского дома ворвалась буря

германской революции, прокатившейся с запада на восток по всей стране.

Монархически настроенный Людвиг был глубоко напуган и потрясен. Трудно

судить, насколько повлияло это на здоровье пастора, но в конце августа он

тяжело заболел и через год, 30 июля 1849 г., скончался.

В литературе есть различные версии о причинах болезни Людвига Ницше и

ее связи с трагической судьбой старшего сына. Ясно лишь, что умер он от

размягчения мозга, возможного последствия травмы, полученной при падении с.

каменной лестницы своего дома. Но эта болезнь по наследству не передается,

хотя само падение с лестницы могло быть вызвано уже начинавшей

прогрессировать болезнью мозга.

Через полгода смерть вновь посещает семью Ницше. На сей раз ее жертвой

стал годовалый Иозеф. Позднее Фридрих в автобиографических заметках описал

странный сон, который видел накануне:

"Я слышал в церкви погребальные звуки органа. Пока я пытался понять, в

чем дело, одна из могил внезапно вздыбилась, из нее поднялся мой отец в

саване. Он поспешил в церковь и быстро вернулся с маленьким ребенком на

руках. Вновь приоткрылся могильный холм, он влез внутрь, и крышка гроба

захлопнулась. Тотчас смолкли мощные звуки органа, и я проснулся. На

следующий день Йозефхену внезапно стало плохо, начались боли и судороги, и

через несколько часов он умер. Мой сон сбылся полностью".

Весной 1850 г. семья перебралась в старинный Наумбург. Этот город

знаменит величественным готическим собором, и доныне украшающим центр

города. Фридрих, которому еще не было и шести лет, пошел учиться в мужскую

народную школу. Серьезный, немного замкнутый и неразговорчивый мальчик, с

вьющимися белокурыми волосами и унаследованными от бабушки прекрасными,

хотя и близорукими голубыми глазами, чувствовал себя в школе неуютно и

одиноко. Его мягкие манеры и рассудительность, вежливый тон вызывали

постоянные насмешки над "маленьким пастором", как его окрестили

одноклассники. Забавляло их и то глубокое чувство, с которым Фридрих

декламировал отрывки из Библии и духовные гимны. Такая отчужденность

Фридриха от коллектива сохранилась навсегда. Была ли она защитным панцирем

легкоранимого и застенчивого характера или нет, но чувство одиночества

стало его спутником на всю жизнь.

Учеба в школе, а затем в Домской гимназии давалась Фридриху легко, хотя

удивительная тщательность и аккуратность заставляли его засиживаться над

тетрадями и учебниками до полуночи. А уже в пять часов утра он вставал и

спешил в гимназию.

Но больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенно

музыка. Его кумирами стали классики - В.А. Моцарт и И. Гайдн, Ф. Шуберт и

Ф. Мендельсон, Л. ван Бетховен и И.С. Бах. В современной же музыке Г.

Берлиоза или Ф. Листа он не находил ничего, способного взволновать

человека. Тех же людей, которые презирали музыку. Ницше рассматривал как

"бездуховных тварей, подобных животному".

Осенью 1858 г. мать Фридриха получила от ректора земельной школы-

интерната "Шульпфорте" письмо, где ее сыну как необычайно одаренному

мальчику предлагалось место в школе. Предложение было лестным, ибо Пфорта

являлась одним из самых престижных учебных заведений в Германии. Среди ее

выпускников были такие блестящие умы, как знаменитые романтики братья Ф.А.

и В. Шлегели и Новалис (псевдоним Ф. Гарденберга), поэт и драматург Ф.Г.

Клопшток, известный философ И. Г. Фихте, крупнейший историк Л, Ранке.

Позднее питомцами школы стали выдающийся историк К. Лампрехт и один из

последних канцлеров империи - Т. фон Бетман-Гольвег. Понятно, что

польщенная мать с радостью согласилась. Проведший детство в тепличном

женском окружении, Фридрих вступил в иной, более суровый мир интерната.

Складывавшееся в те годы мировоззрение Ницше нашло отражение в

написанном им в октябре 1861 г. сочинении о поэте Ф. Гёльдерлине (1770-

1843), тогда не признанном и почти неизвестном. Его творчество, воспевавшее

слияние человека и природы в духе античности и ярко отразившее разлад

общества и личности, привлекло юношу тем, что Гельдерлин сумел выразить

настроения, присущие тогда и Ницше.

В этом "эллинском монахе" он увидел родственную душу, сказавшую немцам

"горькую истину" об их жалком и убогом филистерстве. Но учитель литературы,

в полном соответствии с общепринятыми негативными оценками Гёльдерлина,

"дружески посоветовал автору избрать какого-нибудь более здорового и ясного

немецкого поэта". Разочарованный Ницше еще глубже замкнулся в себе и уже

никогда больше не высказывал перед преподавателями Пфорты своих истинных

чувств и мыслей.

Не складывались и отношения Ницше с воспитанниками. Они видели

интеллектуальное превосходство однокашника, осыпали его насмешками, их

раздражало равнодушие Ницше к тем маленьким радостям, которые приносили

экскурсии, обычно заканчивавшиеся кружкой доброго пива или бокалом вина в

одном из многочисленных ресторанчиков, располагавшихся по тенистым берегам

Заале. Лишь с пасторским сыном из Рейнланда Паулем Дейссеном у Фридриха

возникла дружба на почве общей любви к древнегреческой литературе, особенно

к Анакреону, и намерения изучать после окончания школы теологию в Боннском

университете.

В апреле 1862 г. Ницше создает два философско-поэтических эссе: "Рок и

история" и "Свобода воли и рок", где содержатся чуть ли не все основные

идеи его будущих произведений. Вновь и вновь на протяжении всей жизни он

будет возвращаться к этим темам, с каждым разом все более страстно и

открыто. О чем пишет в эссе "Рок и история" молодой Ницше?

"Мораль - результат всеобщего развития человечества. Она - сумма всех

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты