Три этапа развития философских взглядов Ницше

психолога Пауля Рэ (18491901), с которым Ницше тесно сдружился, живя в

Сорренто.

Несомненно, дружба с Рэ сыграла известную роль в переломе ницшевского

мировоззрения, но Ницше уже до этого знакомства явно охладел к

вагнерианству и метафизике немецкого идеализма. В Пауле Рэ он нашел не

вдохновителя, а единомышленника. Не случайно на подаренной Ницше книге

"Происхождение моральных чувств", вышедшей за год до "Человеческого", Рэ

написал: "Отцу этой книги с благодарностью от ее матери". Так что влияние

бесспорно, но влияние обоюдное.

Оторопевшие от измены Ницше почитатели Вагнера онемели от ярости, а в

августе 1878 г. сам маэстро разразился крайне агрессивной и злобной статьей

"Публика и популярность". Имя Ницше в ней не называлось, но явно

подразумевалось. Его книга расценивалась как следствие болезни, а блестящие

афоризмы - как ничтожные в интеллектуальном плане и прискорбные в

моральном. Зато очень высоко отозвался о книге Якоб Буркхардт, сказавший,

что она "увеличила независимость в мире". Аристократически мыслящему

Буркхардту, поклоннику Ренессанса и певцу индивидуальности личности, не

могло не импонировать предостережение Ницше против социализма, который

"жаждет такой полноты государственной власти, какою обладал только самый

крайний деспотизм, и он даже превосходит все прошлое тем, что стремится к

формальному уничтожению личности; последняя представляется ему

неправомерной роскошью природы, и он хочет реформировать ее, превратив в

целесообразный орган коллектива".

Новый, 1879 г. принес Ницше неимоверные физические страдания: почти

каждодневные приступы болезни, непрерывная рвота, частые обмороки, резкое

ухудшение зрения. Продолжать преподавание он был не в силах, и в июне Ницше

получит по его прошению отставку с назначением ежегодной пенсии в 3 тыс.

франков. Он уехал из Базеля в Сильс-Марию, в долину Верхнего Энгадина -

тихое местечко с густым хвойным лесом и маленькими голубыми озерами.

Сгорбившийся, разбитый и постаревший лет на 10 полуслепой инвалид, хотя ему

не исполнилось еще и 35 лет.

Но и в тот ужасный 1879 г. он создал новые книги: "Пестрые мысли и

изречения", "Странник и его тень". А в следующем, 1880 г. появилась

"Утренняя заря", где сформулировано одно из краеугольных понятий ницшевской

этики - "нравственность нравов".

Вначале Ницше проанализировал связь падения нравственности с ростом

свободы человека. Он полагал, что свободный человек "хочет во всем зависеть

от самого себя, а не от какой-либо традиции". Последнюю он считал "высшим

авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а

оттого, что он вообще велит". А отсюда следовало еще пока не высказанное,

но уже прочерченное отношение к морали как к чему-то относительному, так

как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит

безнравственным, даже и в том случае, если в его основе лежат мотивы, "сами

положившие начало традиции".

Как продолжение "Утренней зари" зимой 1881-1882 г. Ницше написал в

Генуе "Веселую науку", выходившую позже несколькими изданиями с

дополнениями.

С этого сочинения началось новое измерение мысли Ницше, невиданное

никогда прежде отношение к тысячелетний европейской истории, культуре и

морали как к личной своей проблеме: "Я вобрал в себя дух Европы - теперь я

хочу нанести контрудар". Но столь интимная сопереживаемость с историей не

могла обернуться ни чем иным, как "отравлением стрелой познания" и

"ясновидением" , а сам Ницше - "полем битвы". Легко пожать плечами при этом

признании, полагая, что оно было высказано человеком, страдающим манией

величия. Труднее признать как непреложную данность поразительнейший дар

Ницше жить в возвышенном мире и не воспринимать это как "нечто фальшивое и

жуткое".

Особенно впечатляют два фрагмента "Веселой науки" - "Безумный человек"

и "Величайшая тяжесть". В первом возникает тема "смерти Бога", образ

которого увенчан в многочисленных надгробиях и церквах, разбросанных по

всей Земле. Диагноз Ницше фиксирует глубинную ситуацию эпохи, когда

сверхчувственный мир лишается своей действенной силы будить и созидать.

Отныне человек вступает в эру совершеннолетия, теперь он предоставлен

самому себе. Авторитет Бога и церкви исчезает, но на их место приходит

авторитет совести, авторитет рвущегося на освободившееся место разума.

Сверхчувственный мир идеалов умирает, но творческое начало - прерогатива

библейского Бога - переходит в человеческую деятельность. Но коль скоро

этот сверхчувственный мир начиная с Платона, вернее с христианского

толкования его учения, трактуется как мир подлинный, то его гибель означает

для Ницше конец всей предыдущей западной философии в лице метафизики или

платонизма. Ее заменяет "веселая наука" Ницше, открывающая "ужасные

истины". Второй фрагмент в общих чертах намечает развитую позднее идею

"вечного возвращения". Неверно усматривать в этой концепции нечто

мистическое. Наоборот: она происходит от естественнонаучных позитивистских

посылок, представленных, в частности, Ойгеном Дюрингом в книге "Курс

философии" (1875), которую внимательно изучал Ницше.

Дюринг высказал мысль, что Вселенную в принципе можно было бы

представить в любой момент в виде комбинации элементарных частиц. Тогда

мировой процесс будет калейдоскопом их различных комбинаций, число которых

имеет предел. А это означает, что после завершения последней комбинации

может вновь складываться первая. Следовательно, мировой процесс - не что

иное, как циклическое повторение однажды уже бывшего. Дюринг как позитивист

отвергал такую гипотезу, считая количество комбинаций уходящим в "дурную

бесконечность" (выражение Гегеля). Однако эта идея глубоко поразила Ницше.

Ницше вслед за Дюрингом исходит из того, что в основе бытия лежит некое

определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а

биологически. Кванты эти, подобно объективациям воли в философии

Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя при этом

отдельные сочетания. А так как число квантов постоянно, то периодически

должны складываться комбинации, уже бывшие когда-то прежде: "Все

становление имеет место только в рамках вечного круговращения и постоянного

количества силы". Таким образом, бытие в том виде, в каком оно существует,

не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется, никогда не

переходя в небытие - неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение. Но,

следовательно, повторяется и человек, а значит, никакой потусторонней

небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение вечно, поскольку

неизбежно возвращается.

“Заратустра”

Мысль о вечном возвращении настолько глубоко захватила Ницше, что он

в необыкновенно короткое время (всего за несколько месяцев) создал

величественную дифирамбическую поэму "Так говорил Заратустра". Он писал ее

в феврале и в конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло и в феврале

1884 г. в Сильсе. Через год Ницше создал четвертую часть поэмы, столь лично-

интимную, что вышла она всего в 40 экземплярах за счет автора для близких

друзей. Из этого числа Ницше подарил только семь, ибо больше дарить было

некому. Непостижимо чужд стал Ницше эпохе. Горько читать его письма, в

которых он робко извиняется за просьбу ознакомиться с его книгой. Не

успеха, не славы, даже не простого человеческого сочувствия ждал он: он

надеялся найти хоть какой-нибудь отклик на сжигающие его мысли. И все

напрасно! Даже самые близкие люди - сестра, Овербек, Роде, Буркхардт -

избегали в ответных письмах всяких суждений, словно тягостной повинности,

настолько непонятны им были боль и страдания его лихорадочного разума.

Время работы над "Заратустрой" - один из тяжелейших периодов в жизни

Ницше. В феврале 1883 г. в Венеции скончался Рихард Вагнер. Тогда же Ницше

пережил серьезную размолвку с матерью и сестрой, возмущенными его

намерением жениться на Лу Андреас-Саломе (1861-1937), в будущем известной

писательнице, авторе биографий P.M. Рильке и 3. Фрейда, которую они считали

"совершенно аморальной и непристойной особой". Тяжело пережил Ницше и

помолвку сестры с учителем гимназии Бернхардом Фёрстером, вагнерианцем и

антисемитом. В апреле 1884 г. Ницше писал Овербеку: "Проклятое

антисемитство стало причиной радикального разрыва между мною и моей

сестрой".

"Заратустра" занимает исключительное место в творчестве Ницше. Именно

с этой " книги в его умонастроении происходит резкий поворот к

самоосознанию в себе человека-рока. Но вряд ли следует считать, что эта

поэма означает начало третьего, уже собственно "ницшеанского" этапа его

творчества, ибо "Заратустра" вообще стоит особняком в творчестве Ницше. Эта

необыкновенная музыкально-философская книга вообще не укладывается в

привычные каноны анализа. Ее органическая музыкальность требует не столько

осмысления, сколько сопереживания. Справедливо замечает доктор философских

наук К.А. Свасьян, автор предисловия и составитель двухтомного собрания

сочинений Ницше, что эта книга ставит "перед читателем странное условие:

понимать не ее, а ею". Добавим к этому, что "Заратустра" практически не

переводима с немецкого на другие языки, как не переводим, например,

волшебник языка Гоголь. Необычайная игра слов, россыпи неологизмов,

сплошная эквилибристика звуковых сочетаний, ритмичность, требующая не

молчаливого чтения, а декламации. Неповторимое произведение, аналог

которому вряд ли сыщется в мировой литературе.

Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий

на Библию, а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гёте,

Вагнера и т.д., и т.п. На многие шедевры этих авторов Ницше дает пародии с

одной-единственной целью: показать, что человек - это еще бесформенная

масса, материал, требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания.

Только так человечество превзойдет самого себя и перейдет в иное, высшее

качество - появится сверхчеловек. Ницше закончил первую часть "Заратустры"

словами: "Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал

сверхчеловек".

Известно, какой кровавый след оставили в истории нелюди, возомнившие

себя сверхчеловеками. Но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. Его

сверхчеловек - результат культурно-духовного совершенствования человека,

тип, настолько превосходящий современного Ницше человека по своим

интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый

биологический тип. Аргументы сверхчеловека не пистолет и дубинка: они

сводятся к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над

прежним уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради нового

бытия, к которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов.

Не случайно, не красного словца ради поставил Ницше появление

сверхчеловека в зависимость от смерти богов. На первый взгляд, кажется, что

Ницше помещает человека на опустевшее место Бога. Но это не так. Если Бог

мертв, то его место так и остается пустым, и не созидание, а только

господство над сущим в виде господства над Землей переходит к сверхчеловеку

будущего.

Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над массой людей, не

фюрер, не дуче, не каудильо, не генеральный секретарь, как это, может быть,

кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую

степень духовного расцвета человечества, олицетворение тех новых моральных

идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным

устремлением человечества.

Очень просто возмутиться идеей сверхчеловека, но непозволительно

представлять это возмущение, возможно и понятное, как опровержение Ницше.

Он мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс величайших

самопреодолений, как великое торжество духовной природы человека, а не

индульгенцию буйствующему произволу хамов.

Другое заблуждение, вытекающее из неверного толкования сверхчеловека

у Ницше, заключается в том, что Ницше объявляют философом одной ключевой

общественной проблемы - "поддержания господства власть имущих, борьбы с

восстаниями порабощенных".

Действительно, господство знати - одна из главных основ общественно-

морального идеала Ницше. Но нам прежде всего надо уяснить, что вкладывает

Ницше в понятия "господство" и "знать".

"Господство" Ницше понимал не как политическую или юридическую и, тем

более, не экономическую власть над людьми. Его "господство" относится к

сфере духа - это власть в силу выдающихся духовных качеств, которыми

обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше

недвусмысленно писал: "Но ужасом является для нас вырождающееся чувство,

которое говорит: "Все для меня".

Тогда станет понятно, что "аристократия" в учении Ницше вовсе не

равнозначна социальной власти немногих избранных над массами: во всех его

произведениях "знать" и "чернь" всегда употребляются не как социально-

политические, а исключительно как моральные категории. Общественная

иерархия здесь совершенно ни при чем. Не богатством или бедностью

определяются знать и чернь, а величием или ничтожеством. Величие души -

удел немногих, а оно-то и придает смысл самому существованию человека.

Заключение

Таким образом, мы видим, что в развитии философских взглядов Фридриха

Ницше можно выделить три следующих друг за другом этапа: активное освоение

культуры прошлого – литературы, истории, философии, музыки,

сопровождавшееся романтическим поклонением античности; критика основ

западноевропейской культуры (“Странник и его тень”, “Утренняя заря”,

“Весёлая наука”), сведение счетов с кумирами XIX века; период написания

“Заратустры”, учение о “сверхчеловеке” (начиная с 1881 года).

В течение каждого из этих периодов Ницше испытывал разные по своему

содержанию переживания, и с каждым периодом философ накапливал бесценный

опыт, совершенствуя вместе с тем своё учение и рассматривая всё новые и

новые взгляды на жизнь.

Изучив историю становления взглядов этого философа, мы смогли не

только углубить своё понимание и видение его идей, но также в который раз

убедиться в уникальности неповторимого таланта Фридриха Ницше и

гениальности выражения им своих взглядов.

Список литературы

1) Базарбаев Б.Ж. “Философские портреты: своевременные и

несвоевременные размышления о проблеме и драме человека.” М.:

Российская академия управления. 1994.

2) Патрушев А. И. “Жизнь и драма Фридриха Ницше”. Новая и

новейшая история No5. 1993.

3) Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, том 2, издательство

“Мысль”, Москва 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты