Творчество и интуиция

выставить как-нибудь на показ... Нам нужны художники, которые владели бы

искусством индустриальных отношений… Нам нужны люди, которые могут

составить план работы для всего, в чем мы видим право, добро и предмет

наших желаний".

Проявления творческой деятельности многообразны. Это многообразие

отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе

с тем богатство сущностных сил человека. Определенные виды творчества

тяготеют преимущественно к материально-практической или к духовной сфере

общественной жизни. Так, например, техническое творчество направлено на

преобразование прежде всего материального производства. Его наивысшее

проявление — крупнейшие изобретения (паровая машина, космическая ракета,

лазер). Научному и художественному творчеству принадлежит важнейшая роль в

отражении и духовном пересоздании действительности: научные открытия дают

представление об устройстве мира, литературные, музыкальные и другие

шедевры постигают действительность и самого человека в художественных

образах, существенно тем самым влияя на мировоззрение людей. Особое место

занимает социальное творчество. В широком смысле слова оно охватывает все

виды творчества, в узком — имеет своим предметом преимущественно

совершенствование общественных отношений.

Разграничение сфер влияния различных видов творчества, отчасти

закрепленное в специальных институтах, регламентирующих их функционирование

и развитие (система образования и воспитания, право, творческие союзы и

др.), не только не исключает, но, напротив, предполагает взаимодействие

всех видов творчества: например, на стыке научного и технического

творчества возникает научно-техническое творчество; своеобразный синтез

художественного и технического творчества представляет собой дизайн.

Каждый вид творчества включает подвиды. В искусстве — это роды и жанры, в

науке — различные сферы и типы исследования, в технике — изобретательство,

конструирование и др. Наиболее сложным с этой точки зрения является

социальное творчество, включающее ряд подвидов, которые, впрочем, могут

перерасти в особые виды. Экономическое (хозяйственное) творчество — один из

наиболее быстро развивающихся его подвидов — наиболее непосредственно

реагирует на жизненные потребности людей и в значительной мере формирует

их. К числу других подвидов относятся политическое, правовое,

педагогическое творчество, связанные с соответствующими социальными

институтами. Подвиды могут образовываться и в результате комбинирования

основных видов творчества.

Дифференциация творческой деятельности не исчерпывается выделением

основных видов и подвидов. Не менее важна дифференциация в аспекте форм

творчества. Под формой творчества следует понимать специфический способ

выражения его содержания, включая как внешнюю обусловленность, так и

внутреннюю напряженность творческого действия.

Прежде всего необходимо учитывать различие форм творчества в ценностном

плане, т.е. в зависимости от вклада в культуру и социальный прогресс.

Сравнительная шкала нововведений строится на основе их иерархической

соподчиненности: определенные формы творчества рассматриваются как

промежуточные ступени между репродуктивной деятельностью и наиболее

выдающимися достижениями культуры. Место в этой иерархии характеризует

уровень творчества. Формы творчества располагают при этом как от низшей к

высшей, так и от высшей к низшей.

Применяя "восходящий" принцип расположения форм творчества, их

совокупность можно представить в виде усеченной пирамиды. Нижнее, широкое,

основание составляет самая многочисленная группа участников трудовой,

научной, технической и другой деятельности, которые откликаются на запросы

жизни, находя (иногда стихийно) оригинальные решения, не выходящие, однако,

за пределы разового или местного применения. Среднее основание социальной

пирамиды, отражающее соответствующий уровень творчества, составляют

инициаторы, результаты деятельности которых способствуют прогрессу

определенных отраслей деятельности. Верхнее, узкое, основание содержит

сравнительно немногочисленный слой новаторов, т.е. основоположников новых

направлений духовно-теоретической или практической деятельности. В пределах

этого уровня можно выделить "суперуровень", т.е. уникальных по своим

способностям и энергии людей, придавших серьезное ускорение общественному

прогрессу в целом (К. Маркс и Дж. Кейнс — в экономике, И. Ньютон и А.

Эйнштейн — в физике, В. Шекспир и В. Моцарт — в искусстве и др.).

Высшие формы творчества зависят от низших, поскольку достижению

творческой самостоятельности предшествует подражание известным образцам.

Взаимосвязь уровней происходит и в обратном направлении, которому, пожалуй,

принадлежит главенствующая роль в условиях действующей культуры. Так,

крупнейшие изобретения открывают новые направления общественного развития,

побуждают к имеющим местное значение усовершенствованиям. Конечно, следует

учитывать и непрерывное изменение градаций на шкале новизны в ходе

исторического развития.

Второе направление дифференциации форм творчества осуществляется в

зависимости от субъекта творчества — личности или коллектива. Различают

индивидуальное и коллективное творчество. Как то, так и другое своеобразно

воплощают различные пути формирования субъекта творчества и его социальную

обусловленность. В индивидуальном творчестве главенствующим является

стремление творческой личности к самостоятельности, свободе действий.

Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества

(кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно. Понятно,

что различие между названными формами творчества не следует

абсолютизировать, поскольку в "чистом виде" они не встречаются.

Индивидуальное творчество так или иначе осуществляется в определенном

коллективе. В свою очередь, плодотворное сотрудничество не только не

исключает, но, напротив, требует ярких индивидуальностей. Применяемые в

единстве обе формы творчества позволяют реализовать присущие личности

потребности в самореализации, общении и придать коллективу необходимые ему

стабильность и динамику.

Третье направление дифференциации форм творчества проводится в

зависимости от отношения к процессу труда, в соответствии с чем различают

профессиональное и непрофессиональное (самодеятельное) творчество. В первом

случае создание нововведений и их включение в социальную действительность

обусловлено самим характером деятельности, служебными обязанностями (работа

в НИИ, КБ, театральных коллективах и др.). Во втором случае творчество

людей в той или иной сфере деятельности является побочным с точки зрения их

социального статуса или основного круга занятий. Самодеятельное творчество

выступает как дополнение к основной трудовой деятельности или как

разновидность досуга. Оно же — резерв для развития профессионального

творчества.

Закономерное возрастание роли профессионального и самодеятельного

творчества в структуре экономической деятельности имеет в настоящее время

исключительно важное значение для Республики Беларусь (как и для других

стран СНГ). Практика неоспоримо свидетельствует о высокой деловой

активности слоя предпринимателей (особенно занимающихся малым и средним

бизнесом), которые более динамично создают новые рабочие места, осваивают

новые виды продукции. Сказанное, однако, отнюдь не означает недооценки

государственного сектора экономики, но для его работников еще предстоит

найти адекватные новым условиям формы поощрения творческой активности.

3. Творчество и интуиция

Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не

имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто

оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и

мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в

творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно

рациональности', а является ее естественным и необходимым дополнением.

Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества.

Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является

новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и

политике определяется принципиальной новизной полученных результатов в

масштабах их исторической значимости. Да и для отдельного человека поначалу

творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное.

Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший "трагическое несоответствие между

творческим горением, в котором зарождается творческий замысел, интуиция,

образ, и холодом законической реализации творчества", т. е. происходит

потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учреждении. В

этом трагедия творчества и его граница, наличие восходящей и нисходящей

линий в творческом прозрении. "Творчество носит напряженно-личный характер,

и вместе с тем оно есть забвение личности... Творчество всегда есть

самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия". Принимая эти

оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: "Творчество есть...

тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не

рождающегося". Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир и

его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, "включая"

духовные потенции и "озарения", материализует их в своих действиях по

изменению действительности. Положительная творческая деятельность

субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию

(опирается на конструктивные процессы объективного мира).

Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся

обстоятельствам бытия, то антипод творчества - догматизм - ориентирован на

сохранение стабильности и в конечном счете ведет к деградации. (В

определенных условиях стабильность, "здравый" консерватизм имеет позитивное

значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм - на

размышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила

широкое распространение. Платон считал творчество божественной

способностью, родственной особому виду безумия. Кант называл творчество

отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность

рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты