невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере
бессознательного.
Возникновение догматизма исторически связано с религиозными
представлениями, преувеличением роли верования. В философии догматизм -
выражение метафизического мышления. Однако динамическая действительность
может быть верно познана лишь с помощью изменяющихся представлений и
понятий. "Наша теория - это теория развития, а не догма, которую надо
выучить наизусть и механически повторять".
Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон
рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л.
Фейербах полагал, что интуиция коренится не в усмотрении высших идей, а в
чувственности человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция -
непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного,
целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии
Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы),
непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный
первопринцип творчества.
Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике,
шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством
интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др.). В письме Марксу Энгельс
30 мая 1873 г. писал, что утром в постели ему пришли диалектические мысли
по поводу естественных наук. Они легли, как потом оказалось, в основу
учения о формах движения материи. На разработку данной идеи у Энгельса ушло
более 10 лет. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время
прогулки по берегу озера.
Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без
логического выведения); неосознанность путей получения результата;
внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом
случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное
видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики
человека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у
человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А.
Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща
художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект,
логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая
в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю,
человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми
условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное
знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов
решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая
доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г)
подсказка (аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное
открытие оказалось чем-то совершенно неожиданным, почти всегда оно
предчувствуется.
Интуиция сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому необходимо тщательно
проверять интуитивные решения, обращаясь к логике.
4. Рациональное познание
Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к
своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека,
который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные
закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный прежде всего
общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания,
его постоянное углубление, расширение и совершенствования.
Рациональное познание - это познавательный процесс, который
осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы
рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых,
присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых
предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от
их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой
реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные
средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-
четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).
К основным формам рационального познания традиционно относят три
логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие
отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение -
форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или
отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или
нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе
новое знание.
Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они
выражают содержание множества других форм рационального познания. В их
числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы
системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип,
теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ,
метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного
мышления, познавательная традиция).
Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается
отмеченной выше опосредующей функцией первых по отношению к воспринимаемым
объектам и к формам рационального познания. Эта взаимосвязь имеет более
сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются
"обработке" мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей
картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием
информации, поступающей от органов чувств (особенно велико значение
творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического единства
чувственного и рационального в познании — интуиция.
Процесс рационального познания регулируется законами логики (прежде
всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и
достаточного основания), а также правилами вывода следствий из посылок в
умозаключениях. Он может быть представлен как процесс дискурсивного
(понятийно-логического) рассуждения — движения мышления по законам и
правилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соединения
суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суждений и умозаключений в
рамках процедуры доказательства и т.д. Процесс рационального познания
совершается сознательно и контролируется, т.е. познающий субъект осознает и
обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами
логики. Поэтому иногда его называют процессом логического познания, или
познанием в логической форме.
Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается такого рода
процессами. Наряду с ними оно включает в себя явления внезапного достаточно
полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при
неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату.
Такие явления называют интуицией. Ее нельзя "включить" или "выключить"
сознательным волевым усилием. Это неожиданное "озарение" ("инсайт" -
внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.
До определенного времени такого рода явления были неподвластны
логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие
исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-
вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую
форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое
отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и
др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и
оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма
познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов
(периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них.
Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная
логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее
рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения.
Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения —
начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного
"озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения
на данном этапе — подсознательный анализ, главным инструментом которого
являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по
последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить
проблему в новой системе измерений. Третий этап — внезапное "озарение"
(инсайт), т.е. осознание результата, качественный скачок от незнания к
знанию;то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап —
сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им
логически стройной формы, установление логической цепи суждений и
умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли
результатов интуиции в системе накопленного знания.
Заключение
В данной работе я рассмотрела два вопроса: что такое творчество и его
основные виды, а также что такое познание, в том числе, рациональное
познание. И теперь можно уверенно сказать, что творчество — это
человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные
ценности, а познание – обусловленный прежде всего общественно-исторической
практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное
углубление, расширение и совершенствования.
Список литературы
1. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. - М.: Политиздат. 1991.
2. Философия. /Под общ. ред. Ю.А. Харина. - Мн., 1993.
3. Философия. /Под общ. ред. В.П.Кохановского