Творчество и интуиция

невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере

бессознательного.

Возникновение догматизма исторически связано с религиозными

представлениями, преувеличением роли верования. В философии догматизм -

выражение метафизического мышления. Однако динамическая действительность

может быть верно познана лишь с помощью изменяющихся представлений и

понятий. "Наша теория - это теория развития, а не догма, которую надо

выучить наизусть и механически повторять".

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон

рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л.

Фейербах полагал, что интуиция коренится не в усмотрении высших идей, а в

чувственности человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция -

непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного,

целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии

Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы),

непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный

первопринцип творчества.

Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике,

шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством

интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др.). В письме Марксу Энгельс

30 мая 1873 г. писал, что утром в постели ему пришли диалектические мысли

по поводу естественных наук. Они легли, как потом оказалось, в основу

учения о формах движения материи. На разработку данной идеи у Энгельса ушло

более 10 лет. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время

прогулки по берегу озера.

Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без

логического выведения); неосознанность путей получения результата;

внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом

случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное

видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики

человека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у

человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А.

Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща

художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект,

логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая

в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю,

человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми

условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное

знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов

решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая

доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г)

подсказка (аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное

открытие оказалось чем-то совершенно неожиданным, почти всегда оно

предчувствуется.

Интуиция сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому необходимо тщательно

проверять интуитивные решения, обращаясь к логике.

4. Рациональное познание

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к

своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека,

который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные

закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный прежде всего

общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания,

его постоянное углубление, расширение и совершенствования.

Рациональное познание - это познавательный процесс, который

осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы

рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых,

присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых

предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от

их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой

реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные

средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-

четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального познания традиционно относят три

логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие

отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение -

форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или

отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или

нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе

новое знание.

Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они

выражают содержание множества других форм рационального познания. В их

числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы

системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип,

теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ,

метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного

мышления, познавательная традиция).

Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается

отмеченной выше опосредующей функцией первых по отношению к воспринимаемым

объектам и к формам рационального познания. Эта взаимосвязь имеет более

сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются

"обработке" мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей

картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием

информации, поступающей от органов чувств (особенно велико значение

творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического единства

чувственного и рационального в познании — интуиция.

Процесс рационального познания регулируется законами логики (прежде

всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и

достаточного основания), а также правилами вывода следствий из посылок в

умозаключениях. Он может быть представлен как процесс дискурсивного

(понятийно-логического) рассуждения — движения мышления по законам и

правилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соединения

суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суждений и умозаключений в

рамках процедуры доказательства и т.д. Процесс рационального познания

совершается сознательно и контролируется, т.е. познающий субъект осознает и

обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами

логики. Поэтому иногда его называют процессом логического познания, или

познанием в логической форме.

Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается такого рода

процессами. Наряду с ними оно включает в себя явления внезапного достаточно

полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при

неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату.

Такие явления называют интуицией. Ее нельзя "включить" или "выключить"

сознательным волевым усилием. Это неожиданное "озарение" ("инсайт" -

внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

До определенного времени такого рода явления были неподвластны

логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие

исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-

вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую

форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое

отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и

др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и

оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма

познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов

(периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них.

Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная

логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее

рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения.

Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения —

начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного

"озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения

на данном этапе — подсознательный анализ, главным инструментом которого

являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по

последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить

проблему в новой системе измерений. Третий этап — внезапное "озарение"

(инсайт), т.е. осознание результата, качественный скачок от незнания к

знанию;то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап —

сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им

логически стройной формы, установление логической цепи суждений и

умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли

результатов интуиции в системе накопленного знания.

Заключение

В данной работе я рассмотрела два вопроса: что такое творчество и его

основные виды, а также что такое познание, в том числе, рациональное

познание. И теперь можно уверенно сказать, что творчество — это

человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные

ценности, а познание – обусловленный прежде всего общественно-исторической

практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное

углубление, расширение и совершенствования.

Список литературы

1. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. - М.: Политиздат. 1991.

2. Философия. /Под общ. ред. Ю.А. Харина. - Мн., 1993.

3. Философия. /Под общ. ред. В.П.Кохановского

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты