Учение Гегеля о бытие
Министерство общего и профессионального образования РФ
Сыктывкарский государственный университет
Исторический факультет
Заочное отделение
Специальность – история
Контрольная работа
Учение Гегеля о бытии
Студент IV курса: Толстиков Константин Станиславович ________
Преподаватель: ____________________________________________
Введение.
Что есть философия? Философия - это скорее мировоззренческая форма
сознания. Под мировоззрением можно понимать обобщённую систему взглядов
человека (и общества) на мир в целом, на своё место в нём, понимание и
оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества;
совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических,
правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций,
верований, убеждений и идеалов людей.
Человек всегда испытывал и испытывает духовную потребность в том,
чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова,
не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор,
пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо
также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной
науки и не могут быть ею даже и осознанны. Каждая наука-это своего рода
обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков.
Философия же даёт систему знания о мире как целом. Иными словами можно
сказать так, что предметом философии является не одна какая-нибудь сторона
сущего. а всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия
нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия
частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и
единство.
Мы можем с уверенностью сказать, что основные усилия осознавшей себя
философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти
высшее начало и смысл бытия.
Но что есть бытие? Что содержит в себе данное понятие? Нельзя не
заметить, что во всех без исключения философских системах рассуждения
мыслителей любого уровня интеллектуальной одарённости начинались с анализа
того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли,
что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из
чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своём бесконечном
многообразии явления. Так сформировался ключевой вопрос философии о бытии,
и так же сформировалось относительно устойчивое понятие того, чем является
бытие.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно
общее о существовании, о сущем вообще. Отдельные вещи, процессы, явления
возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация
факта бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.
Впервые этот термин-термин «Бытие» -ввёл античный философ Парменид ( V-
|V вв. до н.э.). Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно
не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени.
Вообще же для античной философии в той или иной мере свойственно
нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах; гносеологическом,
онтологическом и этическом.
Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным
богопознанием, соотношение Бога и бытия подвергалось тщательному
продумыванию.
В средние века оформилось онтологическое доказательство бытия Бога,
состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия мыслительного.
В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит секуляризация
философии. Для данной эпохи характерна «объективизация» понятия бытия и
одновременно развитие субъективистских концепций.
Здесь следует подробнее остановиться на неком «революционном» этапе
формирования философской мысли и связанном с этим решении проблем бытия.
Для Европы, её культуры и европейского сознания, X|X век-век
классический. Таковым он стал и для европейской философии. Первая половина
века прошла под знаменем творчества классиков немецкого идеализма: И.
Канта, И.Г. Фихте, В.Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Огромным открытием в
немецкой классической философии, неким поворотным пунктом в мышлении, как
способе познать вещи, сущность бытия и окружающего мира, осознании роли и
места индивидуума во всемирно-историческом процессе, какпроцессе
становлении бытия является создание диалектики , как науки, как системы,
как логики. Заслуга эта принадлежит Г. Гегелю, на философской системе
познания бытия которой и хотелось бы подробнее остановиться.
Учение Гегеля о бытии, как часть «Науки логики».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – крупнейший немецкий
философ-идеалист. В философии Гегеля немецкая идеалистическая философия
конца 18-го – начала 19-го вв. достигла своей вершины.
Гегель родился в Штутгарте. В 1788-93 гг. Гегель учился в Тюбингенском
университете, по окончании которого служил домашним учителем в буржуазных
и аристократических семьях: в начале в Берне ( 1793-96 ), затем во
Франкфурте на Майне. В 1801 г. Гегель переехал в Иену и вскоре приступил к
преподавательской деятельности в университете. Здесь в 1806 г. Гегель
закончил своё первое крупное произведение-«Феноменология духа» уже
содержавшее основные идеи его философской системы.
Как известно «Феноменология духа» является введением к гегелевской
философии в целом. В результате «являющегося», «феноменологического знания»
Гегель приходит к выводу, что основой мира является абсолютная идея. Она
развивается по принципу триады: тезис-антитезис-синтез, выступая сперва в
виде чистых логических сущностей затем в форме инобытия, идеи или природы,
и, наконец, в различных формах конкретного духа. Соответственно получается
три части системы: логика, философия природы, философия духа.
Логическое учение излагается Гегелем в «Науке логики» (так называемая
«Большая логика»), первой части «Энциклопедии философских наук» (так
называемая «Малая логика») и популярно в «Философской пропедевтике»
(лекционный курс Гегеля, который он читал для гимназистов в Нюрнберге). «В
обычной энциклопедии науки эмпирически, в том виде, каком они
существуют…Философская же энциклопедия есть наука раскрывающая необходимую,
определённую понятием взаимосвязь и философское происхождение основных
понятий и принципов наук.( Наука в целом делится, по мысли Гегеля, на три
части-логику, науку о природе, науку о духе – три ступени системы Гегеля
упоминавшиеся выше. Логика – наука о чистом понятии и абстрактной идее;
природа представляет собой внешнюю реальность идеи, её экстериоризацию, дух
– снятие экстериоризации, возвращение идеи к самой себе.
Логика в системе Гегеля занимает центральное место. И это понятно: её
предметом является сама абсолютная идея как система саморазвивающихся
категорий, составляющая основу всей действительности. Согласно Гегелю,
система категорий, построенная по принципу субординации, соподчинения, есть
форма, в которой понятие обретает конкретность. Простой механический набор
понятий не передаёт всей сложности реальных отношений, их
взаимообусловленности и взаимопереходов. Задача Логики – обнаружить эту
реально существующую систему отношений, лежащую в основе как бытия, так и
тождественного с ним сознания.
Система категорий даёт возможность понять не только мир как целое, но
и каждое его наиболее общее отношение, выражаемое той или иной категорией.
Но категории, не имеющие род или видовое отличие, можно осмыслить только в
сопоставлении друг с другом, во взаимных переходах, т.е. в определённой
системе, каждое звено которого связанно с остальными. И поскольку в этом
диалектическом развитии категорий «угадывается» действительная диалектика
вещей, то идеалистическая диалектика Гегеля, систематически изложенная в
логическом учении в виде саморазвития понятий, приобретает глубокий
рациональный смысл.
Логика Гегеля распадается на учение о бытии, учение о сущности и
учение о понятии. Изложение приобрело строгую последовательность потому,
что Гегель не только высказал идею субординации категорий, но и правильно
указал на общий её принцип – движение мысли от абстрактного к конкретному,
т.е. от многостороннего к многостороннему, от пустоты к полноте содержания.
Логика, таким образом, начинается с характеристики самых
абстрактных категорий бытия. Вначале предмет, если мы отвлечёмся от всех
его определений, только есть, и мы знаем о нём только то, что он есть.
Поэтому началом движения всех логических категорий будет чистое бытие. Это
самая пустая абстракция, совершенно лишённая определений и потому равная
своей противоположности, т.е. ничто. « Чистое бытие образует начало потому,
что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределённая
непосредственность, а первое начало не может быть чем-то опосредованным и
определённым».2 Речь здесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета
равно его отсутствию - утверждать подобное бессмысленно; Гегель
рассматривает не определённое бытие того или иного предмета, а бытие
вообще, мысль о котором настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью
о небытии. Бытие по Гегелю лишено всяких определений, представляет собой
чистую отвлечённость и потому равно ничто, ибо ничто есть то же самое
отсутствие определений.
Гегель высказывает бытие как предикат абсолютного т.е. получает первую
дефиницию абсолютного: абсолютное есть бытие. Но чистое бытие есть чистая
абстракция, есть ничто. Из этого вытекает вторая дефиниция абсолютного, где
последнее является ничто. Если есть противоположность в этой
непосредственности как бытие и ничто, то кажется очень странным, что эта
противоположность уничтожается, и поэтому существуют попытки фиксировать
бытие и предохранить его от перехода. Таким образом размышляя, приходят к
мысли, что нужно найти для бытия твёрдое определение, благодаря которому
можно было бы отличить его от ничто. Но все такие дальнейшие и более
конкретные определения уже не оставляют бытие чистым бытием, каково оно
есть непосредственно вначале. Такое стремление находить в бытии или в
Страницы: 1, 2