Учение Гегеля о бытие

Учение Гегеля о бытие

Министерство общего и профессионального образования РФ

Сыктывкарский государственный университет

Исторический факультет

Заочное отделение

Специальность – история

Контрольная работа

Учение Гегеля о бытии

Студент IV курса: Толстиков Константин Станиславович ________

Преподаватель: ____________________________________________

Введение.

Что есть философия? Философия - это скорее мировоззренческая форма

сознания. Под мировоззрением можно понимать обобщённую систему взглядов

человека (и общества) на мир в целом, на своё место в нём, понимание и

оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества;

совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических,

правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций,

верований, убеждений и идеалов людей.

Человек всегда испытывал и испытывает духовную потребность в том,

чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова,

не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор,

пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо

также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной

науки и не могут быть ею даже и осознанны. Каждая наука-это своего рода

обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков.

Философия же даёт систему знания о мире как целом. Иными словами можно

сказать так, что предметом философии является не одна какая-нибудь сторона

сущего. а всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия

нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия

частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и

единство.

Мы можем с уверенностью сказать, что основные усилия осознавшей себя

философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти

высшее начало и смысл бытия.

Но что есть бытие? Что содержит в себе данное понятие? Нельзя не

заметить, что во всех без исключения философских системах рассуждения

мыслителей любого уровня интеллектуальной одарённости начинались с анализа

того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли,

что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из

чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своём бесконечном

многообразии явления. Так сформировался ключевой вопрос философии о бытии,

и так же сформировалось относительно устойчивое понятие того, чем является

бытие.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно

общее о существовании, о сущем вообще. Отдельные вещи, процессы, явления

возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация

факта бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.

Впервые этот термин-термин «Бытие» -ввёл античный философ Парменид ( V-

|V вв. до н.э.). Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно

не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени.

Вообще же для античной философии в той или иной мере свойственно

нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах; гносеологическом,

онтологическом и этическом.

Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным

богопознанием, соотношение Бога и бытия подвергалось тщательному

продумыванию.

В средние века оформилось онтологическое доказательство бытия Бога,

состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия мыслительного.

В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит секуляризация

философии. Для данной эпохи характерна «объективизация» понятия бытия и

одновременно развитие субъективистских концепций.

Здесь следует подробнее остановиться на неком «революционном» этапе

формирования философской мысли и связанном с этим решении проблем бытия.

Для Европы, её культуры и европейского сознания, X|X век-век

классический. Таковым он стал и для европейской философии. Первая половина

века прошла под знаменем творчества классиков немецкого идеализма: И.

Канта, И.Г. Фихте, В.Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Огромным открытием в

немецкой классической философии, неким поворотным пунктом в мышлении, как

способе познать вещи, сущность бытия и окружающего мира, осознании роли и

места индивидуума во всемирно-историческом процессе, какпроцессе

становлении бытия является создание диалектики , как науки, как системы,

как логики. Заслуга эта принадлежит Г. Гегелю, на философской системе

познания бытия которой и хотелось бы подробнее остановиться.

Учение Гегеля о бытии, как часть «Науки логики».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – крупнейший немецкий

философ-идеалист. В философии Гегеля немецкая идеалистическая философия

конца 18-го – начала 19-го вв. достигла своей вершины.

Гегель родился в Штутгарте. В 1788-93 гг. Гегель учился в Тюбингенском

университете, по окончании которого служил домашним учителем в буржуазных

и аристократических семьях: в начале в Берне ( 1793-96 ), затем во

Франкфурте на Майне. В 1801 г. Гегель переехал в Иену и вскоре приступил к

преподавательской деятельности в университете. Здесь в 1806 г. Гегель

закончил своё первое крупное произведение-«Феноменология духа» уже

содержавшее основные идеи его философской системы.

Как известно «Феноменология духа» является введением к гегелевской

философии в целом. В результате «являющегося», «феноменологического знания»

Гегель приходит к выводу, что основой мира является абсолютная идея. Она

развивается по принципу триады: тезис-антитезис-синтез, выступая сперва в

виде чистых логических сущностей затем в форме инобытия, идеи или природы,

и, наконец, в различных формах конкретного духа. Соответственно получается

три части системы: логика, философия природы, философия духа.

Логическое учение излагается Гегелем в «Науке логики» (так называемая

«Большая логика»), первой части «Энциклопедии философских наук» (так

называемая «Малая логика») и популярно в «Философской пропедевтике»

(лекционный курс Гегеля, который он читал для гимназистов в Нюрнберге). «В

обычной энциклопедии науки эмпирически, в том виде, каком они

существуют…Философская же энциклопедия есть наука раскрывающая необходимую,

определённую понятием взаимосвязь и философское происхождение основных

понятий и принципов наук.( Наука в целом делится, по мысли Гегеля, на три

части-логику, науку о природе, науку о духе – три ступени системы Гегеля

упоминавшиеся выше. Логика – наука о чистом понятии и абстрактной идее;

природа представляет собой внешнюю реальность идеи, её экстериоризацию, дух

– снятие экстериоризации, возвращение идеи к самой себе.

Логика в системе Гегеля занимает центральное место. И это понятно: её

предметом является сама абсолютная идея как система саморазвивающихся

категорий, составляющая основу всей действительности. Согласно Гегелю,

система категорий, построенная по принципу субординации, соподчинения, есть

форма, в которой понятие обретает конкретность. Простой механический набор

понятий не передаёт всей сложности реальных отношений, их

взаимообусловленности и взаимопереходов. Задача Логики – обнаружить эту

реально существующую систему отношений, лежащую в основе как бытия, так и

тождественного с ним сознания.

Система категорий даёт возможность понять не только мир как целое, но

и каждое его наиболее общее отношение, выражаемое той или иной категорией.

Но категории, не имеющие род или видовое отличие, можно осмыслить только в

сопоставлении друг с другом, во взаимных переходах, т.е. в определённой

системе, каждое звено которого связанно с остальными. И поскольку в этом

диалектическом развитии категорий «угадывается» действительная диалектика

вещей, то идеалистическая диалектика Гегеля, систематически изложенная в

логическом учении в виде саморазвития понятий, приобретает глубокий

рациональный смысл.

Логика Гегеля распадается на учение о бытии, учение о сущности и

учение о понятии. Изложение приобрело строгую последовательность потому,

что Гегель не только высказал идею субординации категорий, но и правильно

указал на общий её принцип – движение мысли от абстрактного к конкретному,

т.е. от многостороннего к многостороннему, от пустоты к полноте содержания.

Логика, таким образом, начинается с характеристики самых

абстрактных категорий бытия. Вначале предмет, если мы отвлечёмся от всех

его определений, только есть, и мы знаем о нём только то, что он есть.

Поэтому началом движения всех логических категорий будет чистое бытие. Это

самая пустая абстракция, совершенно лишённая определений и потому равная

своей противоположности, т.е. ничто. « Чистое бытие образует начало потому,

что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределённая

непосредственность, а первое начало не может быть чем-то опосредованным и

определённым».2 Речь здесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета

равно его отсутствию - утверждать подобное бессмысленно; Гегель

рассматривает не определённое бытие того или иного предмета, а бытие

вообще, мысль о котором настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью

о небытии. Бытие по Гегелю лишено всяких определений, представляет собой

чистую отвлечённость и потому равно ничто, ибо ничто есть то же самое

отсутствие определений.

Гегель высказывает бытие как предикат абсолютного т.е. получает первую

дефиницию абсолютного: абсолютное есть бытие. Но чистое бытие есть чистая

абстракция, есть ничто. Из этого вытекает вторая дефиниция абсолютного, где

последнее является ничто. Если есть противоположность в этой

непосредственности как бытие и ничто, то кажется очень странным, что эта

противоположность уничтожается, и поэтому существуют попытки фиксировать

бытие и предохранить его от перехода. Таким образом размышляя, приходят к

мысли, что нужно найти для бытия твёрдое определение, благодаря которому

можно было бы отличить его от ничто. Но все такие дальнейшие и более

конкретные определения уже не оставляют бытие чистым бытием, каково оно

есть непосредственно вначале. Такое стремление находить в бытии или в

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты