Учение Гегеля о бытие

ничто устойчивое значение, Гегель определяет как ту самую необходимость,

которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и сообщает им истинное,

т.е. конкретное значение. Развивая свою мысль дальше, Гегель находит истину

бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении исчезновения друг в друге,

или в становлении. «Истину как бытия, так и ничто представляет собой

единство их обоих, это единство есть становление».3 Таким образом, имеются

три необходимых момента бытия: бытие – тезис, ничто – антитезис,

становление – их синтез. В становлении бытие и ничто сняты (упразднены и

сохранены). Обе эти категории – бытие и ничто, стало быть, содержатся в

становлении как снятые моменты. Снятие – важнейшая категория гегелевской

философии. В связи с характеристикой становления Гегель даёт разъяснение

категории «снятие». «Оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем

прекратить, положить конец».4 Гегель, следовательно, пытается

сформулировать мысль о диалектическом характере отрицания, являющегося, по

его мнению, моментом связи, моментом развития. Отрицание отрицания – один

из важнейших законов диалектики Гегеля, который используется при построении

всей его системы.

Продолжая следовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом

становления есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это

ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как

бытие с некой определённостью. Гегель развивает свою мысль следующим

образом: « Становление – вот истинное выражение результата бытия и ничто,

так как оно есть их единство; оно есть единство не только бытия и ничто, но

и беспокойство в самом себе – единство, которое не только неподвижно, как

отношение с собой, но благодаря различию бытия и ничто, которое заключено в

нём, противопоставляется в себе самому себе. Наличное бытие – есть это

единство, или становление в этой форме единства; наличное бытие, поэтому,

односторонне и конечно…»5 Определённость то же самое, что и односторонность

и конечность наличного бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая

определённость, которая тождественна с бытием. «Качество есть вообще

тождественная с бытием, непосредственная определённость…».6 Нечто есть то,

что оно есть, благодаря своему качеству, и, теряя своё качество, оно

перестаёт быть тем, что оно есть. Качественная определённость, по Гегелю,

«едина со всем бытием, она не выходит за свои пределы и не находится также

внутри его, а есть его непосредственная ограниченность.»7 Гегель придает

большое значение категории качества. Это связано с тем, что философ

стремится отмежеваться от механицизма, игнорировавшего качественные

изменения в мире.

Итак, наличное бытие есть определённое бытие. Основа же всякой

определённости есть отрицание. Утверждая одно, мы отрицаем другое. Выходя

за пределы нечто, мы получаем другое, и так без конца. Гегель называет

подобную бесконечность дурной бесконечностью. Обнаруживается множество

бытий с присущими каждому индивидуальностями, внутренними характеристиками.

Эту внутреннюю характеристику Гегель называет в – себе –бытием. « Бытие

качества как таковое противоположность этому отношению с другим есть в –

себе – бытие».8 В каждом наличном бытии или нечто заключены два момента:

момент в - себе – бытия и момент бытия для другого, поскольку данное нечто

раскрывается, обнаруживается лишь в соотношении с другими нечто. Быть для

другого, по Гегелю, означает выявлять себя в связи и отношении с другим.

Например, А определяется через Б, Б через В. Здесь А выступает как нечто, Б

– как другое. Но Б есть не только другое, а и нечто, определяемым чем-то

третьим. Следовательно, нечто определяется через нечто, т.е. само через

себя. Вот это соотношение с самим собой Гегель называет истинной

бесконечностью в противоположность дурной или нестинной бесконечнтсти.

Таким образом, следующей категорией качества является для – себя –

бытие. Но здесь существует противоречие. Для-себя-бытие возникает следующим

образом: нечто определяется другим, но последнее само есть нечто.

Следовательно, нечто приходит к себе, достигает своего конца и цели и

посему становится законченным. Законченное наличное бытие ограничивается

уже не другим, а собою и в себе. Вот это соотношение с собой, которое

опосредуется через отрицательное отношение к другому, есть для – себя –

бытие, и выступает как идеальное. Для-себя-бытие есть одно, другое исчезло.

Категории для – себя – бытия, по Гегелю, соответствуют монады Лейбница и

атомы Демокрита.

Из понятия для–себя–бытия Гегель дедуцирует категории притяжения и

отталкивания. Для-себя-бытие, как одно, отрицательно относится к себе, т.е.

отталкивается от себя и тем самым порождает множество. « Для-себя-сущее

одно как таковое не есть безотносительное подобно бытию, а есть отношение

подобно наличному бытию; но оно соотносится не с другим, подобно нечто, а

как единство нечто и другого он есть отношение с самим собой, и это

отношение есть именно отрицательное отношение».9 Таким образом, одно

оказывается совершенно несовместимым с собой, что и порождает многое. Этот

процесс для-себя-бытия условно называется отталкиванием. Но множество

представляет собой тождество единых, здесь происходит как бы притяжение

единых в одно целое. « Единое исключает себя из самого себя и полагает себя

как многое, но каждое из многих само есть единое, и поскольку оно ведёт

себя как таковое, то это всесторонне отталкивание переходит в свою

противоположность – в притяжение.10 Через понятие для-себя бытия Гегель

переходит в категории количества. Сконструировав данную категорию, Гегель

пытается показать, как оно, становясь всё более конкретным, получает

качественную характеристику и, наконец, возвращается к качеству. Качество,

по Гегелю, есть первая непосредственная определённость, тождественная с

бытиём. Количество же есть тоже определённость, но ставшее безразличным к

бытию. Количество меняется, а бытие остаётся тем же. С изменением

количества деревьев участок остаётся лесом, а не становится лугом или

прудом. Количественная граница, таким образом, есть и не есть граница,

поскольку она свободно переступается. «Количество есть чистое бытие, в

котором определённость положена уже не как тождественная с самим бытием, а

как снятая им безразличная».11 Весь дальнейший логический анализ количества

осуществляется Гегелем таким образом, чтобы показать, что количество

получает всё больше и больше качественные оттенки. Для примера Гегель

приводит древний софизм «Лысый». Если выдернуть один волос головы, два, три

– станет ли человек лысым? Разумеется нет. Но если продолжать выдёргивать

из головы по волосу, то рано или поздно наступит момент, когда появится

лысина. Изменение чисто количественное переходит в качественное.

Гегель рассматривает три группы количественных отношений: прямое,

обратное и степенное. Разбирая прямое количественное отношение, Гегель

говорит, что определённость одного определённого количества заключается в

определённости другого определённого количества. Эта определённость есть

само определённое количество – показатель отношения. Например, 2 есть

показатель отношения 16 к 8.Стороны отношения здесь могут бесконечно

меняться; только их отношение остаётся постоянным: вместо 16 к 8 можно

взять отношения 4 к 2, 8 к 4 и т.д. Здесь, таким образом, качественная

сторона количества ещё не выступает чётко, т.к. стороны отношения

бесконечно варьируются. В обратном количественном отношении его сторонами

являются множители постоянного произведения, например 16*2=32 Здесь

качественный момент выявляется более определённо, в том смысле, что

постоянное произведение (32), хотя и может быть выражено через другие

множители (8 *4), но вариации этих множителей строго определена

произведением (32). Здесь связанность количественных отношений проявляется

более жёстко.

В степенном количественном отношении, по Гегелю, качественное различие

количества обнаруживается более полно. Стороны отношения здесь уже не могут

меняться, они абсолютно скованы, например 42=4*4. «Это отношение, - говорит

Гегель, - есть изображение того, что определённое количество есть в себе, и

выражает ту его определённость, или то его качество, которым оно отличается

от другого».12 Более обстоятельно Гегель рассматривает и обосновывает своё

положение о качественных различиях в количестве, когда рассматривает

категорию меры.

Завершающей категорией учения Гегеля о бытии выступает мера. По его

мнению, мера есть истина количества и качества. “Качество, - пишет Гегель,

- есть в первую очередь тождественная с бытием определённость, так что

нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество.

Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него

определённость. Так, например, дом остаётся тем, что он есть, будет ли он

больше или меньше, и красное остаётся красным, будет ли оно светлее или

темнее. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное

количество”.13

Мера, по Гегелю, есть качественное количество, единство качества и

количества. Эти две категории суть моменты единого целого, меры,

представляющей собой завершённое бытие. Всё налично сущее имеет имеет свою

меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах которых предмет

остаётся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры приводит к появлению

нового качества. Поскольку количество и качество связаны, то количественные

изменения приводят к изменениям качества. Будучи моментом меры, качество и

количество до некоторой степени сохраняют свою природу. Так, количество до

поры до времени может изменяться, не затрагивая качества. Однако это

равнодушное возрастание и уменьшение количества имеет свою границу,

переход которой изменяет качество.

Гегель приводит ряд примеров из «предметного мира», для пояснения

закона перехода количественных изменений в качественные, а это

арифметические отношения, химические соединения, агрегатные состояния воды

в зависимости от температуры и т.д. Так, например, соединение кислорода и

азота даёт ряд окислов азота, появляющихся лишь при определённых

количественных отношениях и обладающих вследствие этого качественными

различиями.

Движение от одного качества к другому совершается при непрерывном

постепенном изменении количества. Переход в новое качество совершается

посредством скачка, после накопления количественных изменений. Каждый

пункт, где происходит взаимное изменение качества и количества, образует

узел.

Процесс меры, который попеременно то оказывается только изменением

количества, то переходом количества в качество, Гегель образно называет

узловой линией отношения меры.

Следует также упомянуть, что мера как единство количества и качества

есть, по Гегелю, вместе с тем завершённое бытие. Когда мы говорим о бытии,

оно является сначала как что–то совершенно абстрактное и лишённое

определений, но бытие существенно есть то, что состоит в самоопределении, и

своей завершенной определённости бытие достигает в мере. Гегель также

рассматривает меру как дефиницию абсолюта, и, согласно этому способу

рассмотрения, было сказано, что Бог есть мера всех вещей. Ведь прославление

Бога состоит главным образом в провозглашении, что именно Он положил всему

границы: морю и суше, рекам и горам, а также различным видам растений и

животных. В подобном представлении заключена, кроме того, мысль, что всё

человеческое: богатство, честь, могущество и точно также радость, печаль и

т.д.- имеет свою определённую меру, превышение которой ведёт к разрушению,

к гибели.

В своих рассуждениях «Науке Логики» Гегель довольно чётко говорит о

том, каким образом категория меры переходит в сущность. Здесь он вводит

понятие субстрата изменений. Качество, количество, мера, согласно Гегелю,

не представляет собой чего-то самостоятельного, а суть состояние некоторого

субстрата, например, лёд, вода, пар, суть различные состояния одного и того

же вещества. Ряды отношения меры, говорит Гегель, должны быть мыслимы, как

состояния, в основе которых лежит нечто пребывающее, субстрат, как их

носитель. «Теперь такие отношения, - пишет Гегель, - определены лишь как

узлы одного и того же субстрата. Тем самым меры и положенные с ними

самостоятельности низводятся до состояний. Изменение есть лишь изменение

некоторого состояния и переходящее в положенно как остающееся в этом

изменении тем же самым».14 Этот субстрат, лежащий в основе изменений, есть

сущность, которая просвечивает через пёструю игру изменений, или видимость,

и в которую переходит бытие.

Учение о сущности составляет второй раздел «Науки Логики» Гегеля,

которое затем переходит в учение о понятии.

Заключение

Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с уверенностью

сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью которого является

анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем естествознании, в

теоретических и технических дисциплинах и разработках, приближённых к

практике технико-экономической деятельности, метод развития ещё не выступал

в сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан. Произведения

Гегеля, и в их числе «Наука Логики», в которой Гегель развил своё учение о

бытии, с самого начала выполняли важнейшую задачу – сформулировать

парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме. И только после

этого история дала примеры «движения науки» и практики, в котором всё более

сознательно ставились и решались проблемы развития. Философия Гегеля стояла

у истоков широкого распространения диалектики как теории развития, как

метод познания и действия. В известном смысле, всё сделанное великим

философом раньше, т.е. до создания своеобразного идейного центра – «Науки

Логики» – служило поиску логического принципа и формированию системы

логики, а написанное позже было развёртыванием заключённых в ней

теоретических элементов.

Гегелевская система всё реально существующее превращала в логические

категории в плане единой и диалектически развивающейся деятельности

абсолютной идеи, которая развивается от абстрактного к конкретному,

благодаря чему система Гегеля приобрела строгую последовательность. Поэтому

бытие по Гегелю есть начальная категория всей философской системы. Бытие

есть первое и чистое полагание абсолютной мысли; о нём известно только то,

что оно есть некое ( пока неизвестно какое ) качество, количество и мера.

Логика Гегеля в наиболее полной мере охватывает большинство предшествующих

учений о бытии. Гегель рассматривал бытие как развивающееся целое, которое

для абсолютного идеализма есть объективно развивающаяся идея.

Не исключено, что философская система Гегеля имеет и противников,

которые находят ошибку философа главным образом в том, что движение мысли

от абстрактного к конкретному он принял за реальный путь развития самой

действительности. Логическое и историческое у него полностью совпадают. К

тому же примат у философа принадлежит логике: история есть лишь предметное

воплощение логического саморазвития идеи, прикладная логика и т.д.

Однако даже сам Гегель был далёк от мысли, что система философских

категорий может передать всё богатство реальности; эта система отражает

самые общие, самые основные связи развивающейся действительности. Философия

изучает не мир в целом, а мир как целое. Философская система Гегеля даёт

человеку ориентиры столь же реальные, как параллели и меридианы на глобусе,

которые хотя и не проведены на Земле, тем не менее не являются прост

выдумкой и помогают человеку осваивать мир.

Даже если учение Гегеля ложно, как считают многие философы, оно ещё

сохраняет значение, которое не просто принадлежит истории. Оно наилучшим

образом представляет определённый вид философии, которая у других менее

согласована и менее всеобъемлюща.

Список использованных источников и литературы.

1.Источники.

1.1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974

2.Литература.

2.1. Овсянников М.Ф. Гегель, М., 1971

2.2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия, М., 1986

2.3. Овсянников М.Ф, Философия Гегеля, М., 1959

3.Справочная литература.

3.1. Большая советская энциклопедия, М., 1964

3.2. Философская энциклопедия, М., 1973

( Гегель Г.В. Работы разных лет, Т.2, с. 148 // Гулыга А.В. Немецкая

классическая философия, М., 1986, с. 228

2 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М.,1974, с.217.

3 Там же, с. 222

4 Гегель, Соч., т. V, с. 99 // Овсянников М.Ф., Философия Гегеля, М., 1959,

с. 99

5 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974,с. 225

6 Там же, с. 228

7 Гегель, Соч., Т. V, с.65 // Овсянников М.Ф., Философия Гегеля, М., 1959

с. 100

8 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974, с.229

9 Там же, с. 238

10 Там же, с.239

11 Там же, с.242

12 Гегель, Соч., Т. V, с.375 // Овсянников М.Ф. , Философия Гегеля,

М.,1959, с.106

13 Гегель, Там же, Т. I, с. 145 // Там же, с. 108

14 Гегель, Там же, Т.V, с. 438 // Там же, с. 111

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты