Учение о бытии М. Хайдеггера
ХГТУ
Реферат на тему:
Учение о Бытии
Мартина Хайдеггера
| |Выполнил |
| |Зеленов И.М. |
| | |
Хабаровск, 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА БЫТИЯ. АНАЛИТИКА DASEIN 5
ПОДЛИННЫЙ И НЕПОДЛИННЫЙ СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 10
ОНТОЛОГИЯ НИЧТО 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
ВВЕДЕНИЕ
Хайдеггер (Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 – 26 мая 1976),
немецкий мыслитель, оказавший громадное влияние на философию XX в. Его
направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной
онтологии и, против его воли, к экзистенциализму.
В современной философии, как и во всей предшествующей истории
философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все
остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку,
поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия
отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет
особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может
открыться. Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной
группы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего
дома, т.е. преодоление своей бездомности и осиротелости. Поиски бытия –
это поиски своих корней, с помощью которых человек способен преодолеть
бессмысленность окружающего мира, почувствовать себя необходимой и
незаменимой частью бытия, «пастухом бытия», которому завещана весть о
бытии, являющаяся основной задачей его жизни. Эти поиски являются
фундаментом человеческого существования.
За века, прошедшие со времен Парменида, под бытием понимали многое
–мышление, мир идей, Бога, материя и т.д. Понимание бытия, прикосновение к
нему, осененность бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из
бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его само-бытным, делая его
самого бытием.
Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан
человек с бытием, что есть самобытность человека? – эти вопросы занимают
важнейшее место в онтологической проблематике философов ХХ века. Возможны
ли вообще рациональные и однозначные ответы на вопросы: в чем заключается
человечность человека, то есть его бытие, в чем причина появления массового
человека, для которого гуманные ценности и идеалы – пустой звук.
Произведения великого философа, имевшие огромный успех при его жизни и
продолжающие оказывать неослабевающее влияние на современность, на мой
взгляд, являются одними из значительнейших в истории философии. Отдельные
темы и приемы его мысли развертывают как прямые его ученики (Х.Г. Гадамер,
Х. Арендт, Ж. Бофре), так и отталкивающиеся от него философы (Сартр, Ж.
Деррида). Современная этика (Э. Левинас, А. Глюксман), политология (Р.
Рорти), философия техники (Ш. Ширмахер), богословие, в том числе
православное (Х. Яннарас), идеологическая публицистика пропитаны идеями
Хайдеггера. Весомость его мысли лишь подчеркивается критикой в его адрес
(Ясперс, Р. Карнап, Т. Адорно, Г. Грасс, Ю. Хабермас) и повторяющимися
попытками его развенчания. Книги Хайдеггера имеют вид произведений
вневременного характера. Очарование хайдеггеровской мысли огромно. Человек,
однажды попавший в орбиту ее влияния, рискует остаться там навсегда. Такая
участь постигла в Германии многих. Уже в конце 20-х здесь появился
неологизм «хайдеггерствовать», то есть говорить языком лекций и семинаров
Хайдеггера. Сила этого человека оказалась столь значительной, что подчиняла
себе и людей, никогда Хайдеггера не слышавших: по прочтении его работ
пробуждалось непреодолимое желание мыслить в русле Хайдеггера. И его
словами.
Его творчество, в корне изменившее направление европейской мысли до
сих пор не осмыслено. Стремление понять мысль Хайдеггера требует
постоянного усилия. Можно сказать даже, что сама мысль существует только
пока это усилие есть, и пока оно есть, можно надеяться, что хайдеггеровская
мысль может быть сформулирована, удержана и понята.
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА БЫТИЯ. АНАЛИТИКА DASEIN
С момента публикации работы, «Бытие и время» (трактат впервые вышел
весной 1927 в издававшемся Гуссерлем «Ежегоднике по феноменологии и
феноменологическому исследованию»), принесшей ему широкую известность, и
вплоть до последних лет своей жизни Хайдеггер не уставал повторять, что в
центре его внимания находится проблема бытия. Фундаментальная онтология,
согласно Хайдеггеру, должна начать с вопроса о бытии, то есть о смысле
бытия. Он обосновывает необходимость и актуальность новой постановки
вопроса о бытии, потому что старое понимание бытия со времен Платона
превратилось в догму.
По мнению Хайдеггера, Платон ответствен за деградацию метафизики к
физике. Философы-досократики (Анаксимандр, Парменид, Гераклит) понимали под
истиной самораскрытие бытия. Платон же отвергнул понятие истины как
несокрытости, бытие он основал на истине так, что мышление, а не бытие
стало устанавливать отношения между содержанием и идеями. Таким образом,
бытие должно было соотнестись и оконечиться человеческой мыслительной
способностью и языком.
Более того, последующая работа философской мысли привела фактически к
упразднению вопроса о бытии. Постепенно господствующим стало мнение, что
вопрос о бытии вообще излишен, ибо:
1. бытие – самое общее понятие, которое охватывает все сущее. Но
всеобщность бытия иного порядка, чем всеобщность материальных родов, по
отношению к которым бытие трансцендентно.
2. понятию бытия нельзя дать определение. Но неопределимость бытия,
напротив, понуждает к вопросу о его смысле.
3. бытие принимается как само собой разумеющееся понятие. Но ведь именно
самопонятное есть истинная и единственная тема философии. Таким образом,
став физикой, метафизика забыла о бытии, более того, забыла о самом
забвении.
Понимание бытия всегда существует, но оно остается смутным. В
хайдеггеровском определении бытия определенным оказывается лишь
отграничение его от предметного, эмпирического мира, мира сущего. Все
остальное – достаточно зыбко и неопределенно. Вопрос в том, как поставить
вопрос о бытии. «Чтобы проблему бытия истолковать со всей возможной
прозрачностью, необходимо сначала прояснить способ проникновения в бытие,
понимания и концептуального владения его смыслом, а также прояснить
возможность определенного сущего в качестве образца и указать подлинный
путь доступа к нему»[1]. Сущим мы называем очень многое. Тогда возникает
вопрос о том, с какого же сущего следует считывать смысл бытия. К бытию
необходимо подходить с точки зрения такого сущего, которое способно
раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самого себя, т.е.
нужно указать на такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает.
Хайдеггеровская онтология есть фундаментальная (или критическая)
онтология, потому что сам вопрос и способ его постановки включается в
существо онтологии. Здесь важно отметить феноменологическое начало
хайдеггеровской философии. Феноменология ищет феномен, а это, прежде всего
- открытость, себя-в-самом-себе-показывающее, то есть то, что говорит само
за себя. Вопрос о бытии, мыслимый феноменологически, предполагает вопрос-
феномен: этот вопрос задает не онтолог, а некое сущее самим своим
существованием осуществляет вопрос о бытии. Сущее, в бытии которого речь
идет о самом этом бытии, сущее, отличающееся от другого сущего тем, что оно
онтологично, – устроено так, что находясь среди сущего, относится,
выносится из сущего к бытию сущего в возможной целостности его смысла –
именно это интересует Хайдеггера.
Неэффективность традиционного вопроса о бытии преодолевается
Хайдеггером анализом того, кто в состоянии вопрошать. Им может быть сущее,
бытийствующее и одновременно рефлексирующее о бытии. Если вопрос о бытии
ставится отчетливо, развертывается в своей совершенной прозрачности, то,
согласно Хайдеггеру, он должен быть подготовлен пониманием того отдельного
сущего, которое имеет доступ к бытию. Направленность понимания, понятийного
познания и выбора сущего – это конституитивные правила вопрошания и
одновременно модус бытия сущего, в качестве которого выступаем мы сами,
вопрошающие о бытии. Это сущее, имеющее бытийственную возможность
спрашивания, Хайдеггер обозначает термином Dasein[1]. Хайдеггер выбирает
термин «Dasein» и одновременно отказывается от традиционного содержания -
«существование» у Канта, «наличное бытие» у Гегеля – так как для него нет
единого понятия существования. Если у Гегеля понятие Dasein имеет самый
низкий онтологический статус и выступает как своего рода категориальное
клеймо, которым абсолютный дух помечает ограниченность и абстрактность
любых достоверностей индивидуального опыта, то Хайдеггер тем же словом
обозначает независимую от абсолютов целостность этого опыта: всю
реальность, с которой от рождения и до смерти имеет дело данный,
незаместимый в своей самобытности индивид.
Сущее, вопрошающее о бытии – Dasein – должно быть определено в своем
бытии, но в то же время бытие становится доступным только через это сущее.
Тем не менее нельзя говорить о наличии круга в доказательстве, ибо сущее в
своем бытии может быть определено и без эксплицитного понимания бытия. «Не
«круг в доказательстве» лежит в вопросе о смысле бытия, но пожалуй странная
«назад- или вперед-отнесенность» спрошенного (бытия) к спрашиванию как
бытийному модусу сущего»[2]. Dasein выделяется из другого сущего,
выделяется онтически, поскольку «для этого сущего в его бытии речь идет о
самом этом бытии». «Понятность бытия, – подчеркивает Хайдеггер, – сама есть
бытийная определенность присутствия. Онтическое отличие присутствия в том,
что оно существует онтологично»[2],-т.е. устроено так, что, находясь среди
сущего, относится, выносится из сущего к бытию сущего в возможной
целостности его смысла. Онтически-онтологический круг Хайдеггер замыкает на