Учение о бытии М. Хайдеггера

Учение о бытии М. Хайдеггера

ХГТУ

Реферат на тему:

Учение о Бытии

Мартина Хайдеггера

| |Выполнил |

| |Зеленов И.М. |

| | |

Хабаровск, 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА БЫТИЯ. АНАЛИТИКА DASEIN 5

ПОДЛИННЫЙ И НЕПОДЛИННЫЙ СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 10

ОНТОЛОГИЯ НИЧТО 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

ВВЕДЕНИЕ

Хайдеггер (Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 – 26 мая 1976),

немецкий мыслитель, оказавший громадное влияние на философию XX в. Его

направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной

онтологии и, против его воли, к экзистенциализму.

В современной философии, как и во всей предшествующей истории

философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все

остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку,

поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия

отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет

особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может

открыться. Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной

группы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего

дома, т.е. преодоление своей бездомности и осиротелости. Поиски бытия –

это поиски своих корней, с помощью которых человек способен преодолеть

бессмысленность окружающего мира, почувствовать себя необходимой и

незаменимой частью бытия, «пастухом бытия», которому завещана весть о

бытии, являющаяся основной задачей его жизни. Эти поиски являются

фундаментом человеческого существования.

За века, прошедшие со времен Парменида, под бытием понимали многое

–мышление, мир идей, Бога, материя и т.д. Понимание бытия, прикосновение к

нему, осененность бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из

бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его само-бытным, делая его

самого бытием.

Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан

человек с бытием, что есть самобытность человека? – эти вопросы занимают

важнейшее место в онтологической проблематике философов ХХ века. Возможны

ли вообще рациональные и однозначные ответы на вопросы: в чем заключается

человечность человека, то есть его бытие, в чем причина появления массового

человека, для которого гуманные ценности и идеалы – пустой звук.

Произведения великого философа, имевшие огромный успех при его жизни и

продолжающие оказывать неослабевающее влияние на современность, на мой

взгляд, являются одними из значительнейших в истории философии. Отдельные

темы и приемы его мысли развертывают как прямые его ученики (Х.Г. Гадамер,

Х. Арендт, Ж. Бофре), так и отталкивающиеся от него философы (Сартр, Ж.

Деррида). Современная этика (Э. Левинас, А. Глюксман), политология (Р.

Рорти), философия техники (Ш. Ширмахер), богословие, в том числе

православное (Х. Яннарас), идеологическая публицистика пропитаны идеями

Хайдеггера. Весомость его мысли лишь подчеркивается критикой в его адрес

(Ясперс, Р. Карнап, Т. Адорно, Г. Грасс, Ю. Хабермас) и повторяющимися

попытками его развенчания. Книги Хайдеггера имеют вид произведений

вневременного характера. Очарование хайдеггеровской мысли огромно. Человек,

однажды попавший в орбиту ее влияния, рискует остаться там навсегда. Такая

участь постигла в Германии многих. Уже в конце 20-х здесь появился

неологизм «хайдеггерствовать», то есть говорить языком лекций и семинаров

Хайдеггера. Сила этого человека оказалась столь значительной, что подчиняла

себе и людей, никогда Хайдеггера не слышавших: по прочтении его работ

пробуждалось непреодолимое желание мыслить в русле Хайдеггера. И его

словами.

Его творчество, в корне изменившее направление европейской мысли до

сих пор не осмыслено. Стремление понять мысль Хайдеггера требует

постоянного усилия. Можно сказать даже, что сама мысль существует только

пока это усилие есть, и пока оно есть, можно надеяться, что хайдеггеровская

мысль может быть сформулирована, удержана и понята.

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА БЫТИЯ. АНАЛИТИКА DASEIN

С момента публикации работы, «Бытие и время» (трактат впервые вышел

весной 1927 в издававшемся Гуссерлем «Ежегоднике по феноменологии и

феноменологическому исследованию»), принесшей ему широкую известность, и

вплоть до последних лет своей жизни Хайдеггер не уставал повторять, что в

центре его внимания находится проблема бытия. Фундаментальная онтология,

согласно Хайдеггеру, должна начать с вопроса о бытии, то есть о смысле

бытия. Он обосновывает необходимость и актуальность новой постановки

вопроса о бытии, потому что старое понимание бытия со времен Платона

превратилось в догму.

По мнению Хайдеггера, Платон ответствен за деградацию метафизики к

физике. Философы-досократики (Анаксимандр, Парменид, Гераклит) понимали под

истиной самораскрытие бытия. Платон же отвергнул понятие истины как

несокрытости, бытие он основал на истине так, что мышление, а не бытие

стало устанавливать отношения между содержанием и идеями. Таким образом,

бытие должно было соотнестись и оконечиться человеческой мыслительной

способностью и языком.

Более того, последующая работа философской мысли привела фактически к

упразднению вопроса о бытии. Постепенно господствующим стало мнение, что

вопрос о бытии вообще излишен, ибо:

1. бытие – самое общее понятие, которое охватывает все сущее. Но

всеобщность бытия иного порядка, чем всеобщность материальных родов, по

отношению к которым бытие трансцендентно.

2. понятию бытия нельзя дать определение. Но неопределимость бытия,

напротив, понуждает к вопросу о его смысле.

3. бытие принимается как само собой разумеющееся понятие. Но ведь именно

самопонятное есть истинная и единственная тема философии. Таким образом,

став физикой, метафизика забыла о бытии, более того, забыла о самом

забвении.

Понимание бытия всегда существует, но оно остается смутным. В

хайдеггеровском определении бытия определенным оказывается лишь

отграничение его от предметного, эмпирического мира, мира сущего. Все

остальное – достаточно зыбко и неопределенно. Вопрос в том, как поставить

вопрос о бытии. «Чтобы проблему бытия истолковать со всей возможной

прозрачностью, необходимо сначала прояснить способ проникновения в бытие,

понимания и концептуального владения его смыслом, а также прояснить

возможность определенного сущего в качестве образца и указать подлинный

путь доступа к нему»[1]. Сущим мы называем очень многое. Тогда возникает

вопрос о том, с какого же сущего следует считывать смысл бытия. К бытию

необходимо подходить с точки зрения такого сущего, которое способно

раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самого себя, т.е.

нужно указать на такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает.

Хайдеггеровская онтология есть фундаментальная (или критическая)

онтология, потому что сам вопрос и способ его постановки включается в

существо онтологии. Здесь важно отметить феноменологическое начало

хайдеггеровской философии. Феноменология ищет феномен, а это, прежде всего

- открытость, себя-в-самом-себе-показывающее, то есть то, что говорит само

за себя. Вопрос о бытии, мыслимый феноменологически, предполагает вопрос-

феномен: этот вопрос задает не онтолог, а некое сущее самим своим

существованием осуществляет вопрос о бытии. Сущее, в бытии которого речь

идет о самом этом бытии, сущее, отличающееся от другого сущего тем, что оно

онтологично, – устроено так, что находясь среди сущего, относится,

выносится из сущего к бытию сущего в возможной целостности его смысла –

именно это интересует Хайдеггера.

Неэффективность традиционного вопроса о бытии преодолевается

Хайдеггером анализом того, кто в состоянии вопрошать. Им может быть сущее,

бытийствующее и одновременно рефлексирующее о бытии. Если вопрос о бытии

ставится отчетливо, развертывается в своей совершенной прозрачности, то,

согласно Хайдеггеру, он должен быть подготовлен пониманием того отдельного

сущего, которое имеет доступ к бытию. Направленность понимания, понятийного

познания и выбора сущего – это конституитивные правила вопрошания и

одновременно модус бытия сущего, в качестве которого выступаем мы сами,

вопрошающие о бытии. Это сущее, имеющее бытийственную возможность

спрашивания, Хайдеггер обозначает термином Dasein[1]. Хайдеггер выбирает

термин «Dasein» и одновременно отказывается от традиционного содержания -

«существование» у Канта, «наличное бытие» у Гегеля – так как для него нет

единого понятия существования. Если у Гегеля понятие Dasein имеет самый

низкий онтологический статус и выступает как своего рода категориальное

клеймо, которым абсолютный дух помечает ограниченность и абстрактность

любых достоверностей индивидуального опыта, то Хайдеггер тем же словом

обозначает независимую от абсолютов целостность этого опыта: всю

реальность, с которой от рождения и до смерти имеет дело данный,

незаместимый в своей самобытности индивид.

Сущее, вопрошающее о бытии – Dasein – должно быть определено в своем

бытии, но в то же время бытие становится доступным только через это сущее.

Тем не менее нельзя говорить о наличии круга в доказательстве, ибо сущее в

своем бытии может быть определено и без эксплицитного понимания бытия. «Не

«круг в доказательстве» лежит в вопросе о смысле бытия, но пожалуй странная

«назад- или вперед-отнесенность» спрошенного (бытия) к спрашиванию как

бытийному модусу сущего»[2]. Dasein выделяется из другого сущего,

выделяется онтически, поскольку «для этого сущего в его бытии речь идет о

самом этом бытии». «Понятность бытия, – подчеркивает Хайдеггер, – сама есть

бытийная определенность присутствия. Онтическое отличие присутствия в том,

что оно существует онтологично»[2],-т.е. устроено так, что, находясь среди

сущего, относится, выносится из сущего к бытию сущего в возможной

целостности его смысла. Онтически-онтологический круг Хайдеггер замыкает на

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты