Учение Платона о государстве
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Введение в философию"
Учение Платона о государстве
по специальности : Менеджмент в производственной сфере
по розделу учебного плана : Введение в философию
План
1. Проблема государственного устройства.
2. Личность Платона.
Государство Платона:
3. Отрицательные формы правления.
4. “Разделение труда” в “идеальном” государстве.
5. Четыре добродетели лучшего государства.
6. Ограничение свободы личности в государстве Платона.
7. Единство людей “идеального” государства.
8. Почему государство Платона тоталитарно?
8.1. Возможное понимание автором слов “лучшее государство”.
8.2. Теория идей.
9. Тоталитаризм личности.
Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из
самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством.
Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно
быть “в идеале”. При этом некоторые люди считают лучшим сильное,
боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в
котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так
проблема общественного, государственного устройства перерастает в
проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим
вопросам и посвящен трактат Платона “Государство”.
Интерес к древнегреческому философу Платону [427 - 347 до н.э.
(предположительно)], к его творчеству не ослабевает, быть может даже
усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного
человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по
себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек -
Платон. “... Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы
не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, -
мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия,
наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности
его исканий и свершений,” - писал В.Ф. Асмус.
Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о
важнейших человеческих проблемах очевидно.
Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений
Платона: трактат “Государство”, диалоги “Законы”, “Политик”. Все они
написаны в довольно необычном жанре - жанре диалога между Сократом и
менее известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом,
Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели “идеального”,
лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего
строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и
никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит
об идее государства, создает проект, утопию. Это не значит, что автор не
пробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, в
Сиракузах, было правление тиранов, и Платон не раз пытался образумить
развращенного Дионисия, остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии,
что закончилось весьма плачевно: афинского философа был не раз изгоняли из
города, а один раз чуть было не продали в рабство. Так бесславно
закончилась попытка устроить государственное управление на основах
разума.
Прежде чем рассмотреть “идеальное” государство Платона, необходимо
понять, какие государства он относил к отрицательному типу, что в уже
существующих государствах не устраивало автора принципиально. В трактате
“Государство” Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и
государств (которые когда-то, во времена “золотого века” имели
“совершенный” строй) заключена в “господстве корыстных интересов”,
обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим
основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на
четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания “корыстных
интересов” в их строе.
1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила
черты “совершенного” строя. В государстве такого типа правители и воины
были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание
уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к
обогащению, и “при участии жен” спартанский образ жизни переходит в
роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое
разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной
совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по
теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает
разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,
кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению
наихудшей государственной системы - тирании.
4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком
сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь:
избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства,
вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.
Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет
своему видению “идеального” общественного устройства. Огромное внимание
автор уделяет определению в государстве места правящего класса. По его
мнению, правителями “идеального” государства должны быть исключительно
философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум.
Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства
Платона, ведь им свойственны “...правдивость, решительное неприятие
какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине”. Платон
считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит
его (нельзя улучшить “идеальное”). Очевидно, что именно философы будут
охранять “идеальный” строй, законы от всяческих нововведений, ведь они
обладают “...всеми качествами правителей и стражей идеального
государства”. Именно поэтому деятельность философов обуславливает
существование “идеального” государства, его неизменность. По существу,
философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое
нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря
философам правление и вся жизнь “идеального” государства будет построена по
законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам.
Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются
законами и устройством государства, то естественно предположить, что в
нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.
Действительно, основной закон существования “идеального” государства
состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то
дело, к которому он пригоден.
Всех жителей “идеального” государства автор разделяет на три
класса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для
государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди,
связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами,
торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не
смотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно
различные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной
ступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса также
существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей,
а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.
Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это
классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по
профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих
людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.
Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды,
которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это
достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования).
Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что
если даже среди правителй появится человек, больше подходящий для
низшего класса, то его необходимо “понизить” без сожаления. Таким образом,
Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек
должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим
образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего
класса, то это еще не гибельно для “идеального” государства. Когда же
человек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином
(второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий
класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой “перескок”
считается “высшим преступлением” против системы, ведь для блага всего
государства в целом человек должен делать только то дело, к которому он
наилучшим образом приспособлен.
В трактате “Государство” Платон пишет о том, что “идеальное”
государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными
добродетелями:
1) мудростью;
2) мужеством;
3) рассудительностью;
4) справедливостью.
Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-
философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения.
Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-
философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характерны
только для определенных классов людей, то рассудительность должна быть
присуща всем жителям, она “подобна некой гармонии”, она “настраивает на
свой лад решительно все целиком”. Под четвертой добродетелью -
справедливостью - автор понимает уже рассмотренное деление людей на
разряды, касты: “...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это
есть справедливость”. Следовательно, разделение людей на классы имеет для
Платона огромное значение, определяет существование “идеального”
государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда
Страницы: 1, 2