Учение Спинозы о единой субстанции и особенности пантеизма Спинозы

Учение Спинозы о единой субстанции и особенности пантеизма Спинозы

Содержание.

Введение. 2

Субстанция, или бог Спинозы. 5

Атрибуты как проявление субстанции. 8

Модусы – состояния субстанции. 11

Особенности пантеизма Спинозы. 13

Заключение. 16

Список литературы. 18

Введение.

Истолкование знания - одна из главных задач философии. Но ее история

показывает, что такого рода истолкования возникают не одновременно с самой

философией. Это, прежде всего, древнегреческая философия, открывшая

европейскую философскую традицию как осмысление природы, окружающую

человека. Но, по мере развития самого человека – не только как члена

определенного класса, определенного общества, но как личности, осознающей

свою индивидуальность, - а также, по мере того как философия в качестве

понятийного знания увязывала свои построения с результатами

естественнонаучной мысли, все большее место в ней стали занимать различные

вопросы истолкования знания. И наиболее влиятельные философские знания

древности - платоновское, аристотелевское, в значительной мере и

демокритовское – свои объяснения бытия и сущности строили в прямой

зависимости от того или иного истолкования основных принципов знания.

Вместе с тем, вопросы познания, гносеологии рассматривались как

производные от вопросов бытия, онтологии. И такая, преимущественно

онтологическая, установка философии была даже усилена в средневековых

схоластических философских построениях. Важнейшей гносеологической причиной

такой преимущественно онтологической установки схоластики было крайне

слабое в условиях средневековья развитие научного знания.

Радикальное изменение философской ситуации в Эпоху Спинозы было

результатом, прежде всего борьбы против установок и принципов

схоластической философии, которая тогда еще в большинстве европейских стран

считалась официальной философской доктриной. Эта борьба против схоластики

была борьбой за совершенствование философского знания. А такое

совершенствование, в свою очередь, было возможно лишь в условиях

интенсивного научного прогресса, который осуществлялся тогда во многих

отраслях знаний, особенно в области математического и экспериментального

естествознания.

Развитие наук, история философии, как и история духовной культуры

вообще, свидетельствуют, что прогресс научного знания невозможен без

опытного естествознания и без его математического осмысления. Опыт и

математика – эти два могучих двигателя научного знания – существовали уже в

древности, хотя в условиях античной культуры они почти всегда выступали в

отрыве друг от друга. Философские учения античности отражали как

особенности опытных знаний, так и особенности математических знаний

древности. Схоластическая же философия, унаследовав многие понятия и

категории античной философии, почти полностью утратила связь, как с

первыми, так и со вторыми. И, когда опытное естествознание стало интенсивно

развиваться уже в конце средневековья, в эпоху Возрождения, когда в ту же

эпоху начался новый подъем математики, философы в борьбе против

схоластических принципов и установок с необходимостью обратились к

осмыслению результатов нового естествознания.

Стремление передовых философов к совершенствованию философского

знания означало осмысление и обобщение результатов и методов новой науки.

Поэтому философско-методологические работы принадлежат к числу главных

трудов, в которых сформулированы многие принципы новой, антисхоластической,

философии – «Новый органон» Бэкона, «Правила для руководства ума» и

«Рассуждение о методе» Декарта, «Трактат о совершенствовании разума»

Спинозы.

Чтобы построить надежное знание истинной философии пересматривались

схоластические установки и понятия. Философы обращались к осмыслению и

обобщению методов математики, ибо видели в ее истинах проявление

«естественного света» человеческого разума, который собственными силами,

без помощи каких бы то ни было авторитетов и, даже, без помощи

сверхъестественного «откровения божия» способен проникнуть в любую тайну и

постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с

этих позиций стал Ренэ Декарт. В философии Нового Времени он выступил

родоначальником рационализма. Связь философии Спинозы с картезианством

настолько очевидна, что долгое время рационалистическое учение Ренэ

Декарта рассматривалось как единственный ее источник. Спиноза был его

младшим современником и просто не мог не испытать значительного влияние

мыслителя. Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения

картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка, с

другой, - реакция на это влиятельное учение. «Основы философии Декарта»

(раннее произведение Спинозы) содержат введение, поясняющее, что Спиноза не

всегда разделяет взгляды, изложенные в книге. Принимая физику Декарта в

целом (хотя и выражая некоторую неудовлетворенность к концу жизни), в

картезианской метафизике он находил три неудовлетворительных особенности:

трансцендентность Бога; дуализм души и тела; и приписывание свободы воли

Богу и человеку (последнюю и сам Декарт признавал чудом, наряду с вещью из

ничего и Человеком-Богом) - эти доктрины делают мир непостигаемым.

Несомненно, что из всех ближайших последователей Декарта он был самым

оригинальным, и ему пришлось сыграть в дальнейших судьбах философии такую

роль, как никому другому.

Также большое влияние на философские воззрения Спинозы оказали идеи

Джордано Бруно, особенно его пантеистические рассуждения, и такие разные

мыслители как Томас Гоббс – видный представитель того времени, и Маймонид

– еврейский философ и богослов 12 века, склонявшийся к пантеизму.

Итак, Бенедикт (Барух) Спиноза (1634-1677) – один из интереснейших

философов в истории философии, его называли также реформатором новой

философии. Один из важнейших показателей глубины и жизненности философского

учения Спинозы – его влияние на мыслителей последующих поколений и тем

более веков. Спиноза посвятил разработке своего учения всю жизнь. Есть

интересный факт, что в 1673 году философу предложили занять университетскую

кафедру в Гейдельберге, однако, он оказался, опасаясь, что официальный пост

университетского профессора ограничит его свободу как мыслителя. И

неудивительно, что и сейчас к его учению проявляется большой интерес.

Учение Спинозы меня также заинтересовало, поэтому я в своей работе

попытаюсь изложить основные позиции его учения о единой субстанции, а также

рассмотреть особенности пантеизма Спинозы.

Субстанция, или бог Спинозы.

Занимающие около одной страницы определения, с которых начинается

«Этика», почти полностью содержат основу спинозизма – новую концепцию

«субстанции», определяющую смысл всей системы.

Вопрос о субстанции представляет собой, в основном, вопрос о бытие –

ядре метафизики. Субстанция становится одним из центральных метафизических

понятий еще со времен Аристотеля. По Аристотелю все, что существует, в

действительности является либо субстанцией, либо формой ее проявления;

вопрос «Что такое бытие?» равнозначен вопросу «Что такое субстанция?».

Таким образом, решение проблемы субстанции должно разрешить большинство

метафизических проблем. Свое решение проблемы предложил Ренэ Декарт. Он

выделял две взаимонезависимые субстанции: res cogitans (мышление) и res

extensa (протяженность). С другой стороны, разработанное Декартом общее

определение субстанции не позволяет согласиться с этим допущением. В

«Основах философии» он определил субстанцию как вещь, для существования

которой не нужно ничего другого, кроме ее самой. Однако, понимаемая так

субстанция может быть только высшей реальностью – Богом. Разрешая это

противоречие, Декарт вводит второе понятие субстанции, согласно которой

созданное (как материальное, так и духовное) также может считаться

субстанцией, т.к. нуждается для своего существования только в участии Бога.

Дуализм решения Декарта очевиден, т.к. он получил два взаимопротиворечащих

определения субстанции:

. Субстанция не нуждается для своего существования ни в чем, кроме

себя самой.

. Субстанция – это также и творения, не нуждающиеся для своего

существования ни в чем, кроме помощи бога.

Обращаясь к Спинозе, видим, что он понимал субстанцию глубже,

повторяя Аристотеля. Он утверждает, что «в природе нет ничего кроме

субстанции и ее проявления», т.е. он утверждает существование только одной

субстанции, которая для своего существования ни в чем другом, кроме себя,

не нуждается. Спиноза пишет: «Под субстанцией я разумею то, что существует

само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего

не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы

образоваться»[1].

Следовательно, существует одна субстанция, которая и есть причиной

самой себя. Понятие «причина самой себя» (causa sui) – является важнейшим

понятием метафизики Спинозы. Он пишет: «Под причиной самой себя я разумею

то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья

природа может быть представляема не иначе как существующее»[2]. Можно

сделать вывод о совершенности субстанции, о том, что кроме нее ничего более

совершенного быть не может. Она существует необходимо, ее существование

непосредственно совпадает с ее сущностью. Субстанция не может не

существовать, поскольку она бы утратила свою абсолютную совершенность, так,

она не требует творения, т.е. какой-либо высшей субстанции. «Субстанция

чем-либо иным производиться не может. Значит, она будет причиной самой

себя, т.е. ее сущность необходимо заключает в себе существование, иными

словами, ее природе присуще существование»[3], - утверждает Спиноза,

доказывая теорему 7 первой части «Этики». Субстанция – вечна, поскольку

«вечность – самое существование»[4], субстанции свойственна вечность

существования (так как она есть causa sui – причина самой себя), и она

бесконечная в пространстве, поскольку «всякая субстанция необходимо

бесконечная»[5].

Таким образом, существует только одна субстанция, которая есть Бог.

Спиноза пишет: «Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты