Учение Вернадского о биосфере

Учение Вернадского о биосфере

Содержание

Содержание 2

Введение 3

1. Характеристика и состав биосферы. 4

2.В.И.Вернадский о биосфере и “живом веществе”. 7

3. Биогенная миграция химических элементов и биогеохимические принципы. 11

4. Биосфера и человек. Ноосфера. 15

5. Роль человеческого фактора в развитии биосферы. 21

Заключение 24

Список литературы 25

Введение

История науки знает немало великих имён, с которыми связаны

фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако

в подавляющем большинстве случаев это - учёные, работавшие в одном

направлении развития наших знаний. Значительно реже появлялись мыслители,

которые охватывали своим мудрым взором всю совокупность знаний своей эпохи

и на столетия определяли характер научного мировоззрения. Такими были

Аристотель, влияние идей которого закончилось только в эпоху возрождения,

Абу Али Ибн Сина, известный на средневековом Западе под именем Авиценны. В

эпоху возрождения к этой когорте мыслителей правильнее всего отнести

Леонардо да Винчи. В XVIII в. в России выделилась могучая фигура

М.В.Ломоносова, который внёс крупный вклад в развитие астрономии, физики,

химии, геологии, минералогии, был создателем нового русского языка, поэтом,

мастером мозаики и своими трудами определил мировоззрение многих поколений.

В XX в. такой же по значению величиной в области естественных наук

стал Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере

могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и

приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки

и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты,

социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только

своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом

целостность всей картины мира и стать провидцем.

Труды В.И.Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие

многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное

мировоззрение XX века, определили положение человека и его научной мысли в

эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу

как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили

пути их решения в будущем.

Одно из величайших достижений естествознания XX в. – учение

Вернадского о биосфере, области жизни, объединяющей в едином взаимодействии

живые организмы (живое вещество) и косное вещество.

Первым начал разрабатывать эту тему учитель Вернадского В.В.Докучаев.

Он же обратил внимание на единство материальной и духовной культуры людей с

окружающей природной средой. Но если Докучаева волновали в первую очередь

практические аспекты этой проблемы, то Вернадский постарался создать

теоретически стройную концепцию перехода биосферы в ноосферу в результате

разумных преобразований человеком - на основе науки - среды жизни.

1. Характеристика и состав биосферы.

В буквальном переводе термин “биосфера” обозначает сферу жизни и в

таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и

палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831 – 1914). Однако задолго до этого под

другими названиями, в частности "пространство жизни", "картина природы",

"живая оболочка Земли" и т.п., его содержание рассматривалось многими

другими естествоиспытателями.

Первоначально под всеми этими терминами подразумевалась только

совокупность живых организмов, обитающих на нашей планете, хотя иногда и

указывалась их связь с географическими, геологическими и космическими

процессами, но при этом скорее обращалось внимание на зависимость живой

природы от сил и веществ неорганической природы. Даже автор самого термина

"биосфера" Э.Зюсс в своей книге "Лик Земли", опубликованной спустя почти

тридцать лет после введения термина (1909 г.), не замечал обратного

воздействия биосферы и определял ее как "совокупность организмов,

ограниченную в пространстве и во времени и обитаюшую на поверхности Земли".

Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых

организмов в образовании земной коры, был Ж.Б.Ламарк (1744 – 1829). Он

подчеркивал, что все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и

образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых

организмов.

Факты и положения о биосфере накапливались постепенно в связи с

развитием ботаники, почвоведения, географии растений и других

преимущественно биологических наук, а также геологических дисциплин. Те

элементы знания, которые стали необходимыми для понимания биосферы в целом,

оказались связанными с возникновением экологии, науки, которая изучает

взаимоотношения организмов и окружающей среды. Биосфера является

определенной природной системой, а ее существование в первую очередь

выражается в круговороте энергии и веществ при участии живых организмов.

Очень важным для понимания биосферы было установление немецким

физиологом Пфефером (1845 – 1920) трех способов питания живых организмов:

автотрофное – построение организма за счет использования веществ

неорганической природы;

гетеротрофное – строение организма за счет использования низкомолекулярных

органических соединений;

миксотрофное – смешанный тип построения организма (автотрофно-

гетеротрофный).

Биосфера (в современном понимании) – своеобразная оболочка Земли,

содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты,

которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.

Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю

часть литосферы.

Атмосфера – наиболее легкая оболочка Земли, которая граничит с космическим

пространством; через атмосферу осуществляется обмен вещества и энергии с

космосом.

Атмосфера имеет несколько слоев:

тропосфера – нижний слой, примыкающий к поверхности Земли (высота 9–17 км).

В нем сосредоточено около 80% газового состава атмосферы и весь водяной

пар;

стратосфера;

ноносфера – там “живое вещество” отсутствует.

Преобладающие элементы химического состава атмосферы: N2 (78%), O2 (21%),

CO2 (0,03%).

Гидросфера – водная оболочка Земли. В следствие высокой подвижности вода

проникает повсеместно в различные природные образования, даже наиболее

чистые атмосферные воды содержат от 10 до 50 мгр/л растворимых веществ.

Преобладающие элементы химического состава гидросферы: Na+, Mg2+, Ca2+,

Cl–, S, C. Концентрация того или иного элемента в воде еще ничего не

говорит о том, насколько он важен для растительных и животных организмов,

обитающих в ней. В этом отношении ведущая роль принадлежит N, P, Si,

которые усваиваются живыми организмами. Главной особенностью океанической

воды является то, что основные ионы характеризуются постоянным соотношением

во всем объеме мирового океана.

Литосфера – внешняя твердая оболочка Земли, состоящая из осадочных и

магматических пород. В настоящее время земной корой принято считать верхний

слой твердого тела планеты, расположенный выше сейсмической границы

Мохоровичича. Поверхностный слой литосферы, в котором осуществляется

взаимодействие живой материи с минеральной (неорганической), представляет

собой почву. Остатки организмов после разложения переходят в гумус

(плодородную часть почвы). Составными частями почвы служат минералы,

органические вещества, живые организмы, вода, газы.

Преобладающие элементы химического состава литосферы: O, Si, Al, Fe, Ca,

Mg, Na, K.

Ведущую роль выполняет кислород, на долю которого приходится половина

массы земной коры и 92% ее объема, однако кислород прочно связан с другими

элементами в главных породообразующих минералах. Т.о. в количественном

отношении земная кора – это “царство” кислорода, химически связанного в

ходе геологического развития земной коры.

Постепенно идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой,

об обратном воздействии живых организмов и их систем на окружающие их

физические, химические и геологические факторы все настойчивее проникала в

сознание ученых и находила реализацию в их конкретных исследованиях. Этому

способствовали и перемены, произошедшие в общем подходе естествоиспытателей

к изучению природы. Они все больше убеждались в том, что обособленное

исследование явлений и процессов природы с позиций отдельных научных

дисциплин оказывается неадекватным. Поэтому на рубеже ХIХ – ХХ вв. в науку

все шире проникают идеи холистического, или целостного, подхода к изучению

природы, которые в наше время сформировались в системный метод ее изучения.

Результаты такого подхода незамедлительно сказались при исследовании

общих проблем воздействия биотических, или живых, факторов на абиотические,

или физические, условия. Так, оказалось, например, что состав морской воды

во многом определяется активностью морских организмов. Растения, живущие на

песчаной почве, значительно изменяют ее структуру. Живые организмы

контролируют даже состав нашей атмосферы. Число подобных примеров легко

увеличить, и все они свидетельствуют о наличии обратной связи между живой и

неживой природой, в результате которой живое вещество в значительной мере

меняет лик нашей Земли. Таким образом, биосферу нельзя рассматривать в

отрыве от неживой природы, от которой она, с одной стороны зависит, а с

другой – сама воздействует на нее. Поэтому перед естествоиспытателями

возникает задача – конкретно исследовать, каким образом и в какой мере

живое вещество влияет на физико-химические и геологические процессы,

происходящие на поверхности Земли и в земной коре. Только подобный подход

может дать ясное и глубокое представление о концепции биосферы. Такую

задачу как раз и поставил перед собой выдающийся российский ученый Владимир

Иванович Вернадский (1863 – 1945).

2.В.И.Вернадский о биосфере и “живом веществе”.

Центральным в этой концепции является понятие о живом веществе,

которое В.И.Вернадский определяет как совокупность живых организмов. Кроме

растений и животных, В.И.Вернадский включает сюда и человечество, влияние

которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных

живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом

геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты