Учение Вернадского о биосфере

стране, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении

разумного преобразования природы во второй половине XX века несомненно

начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на

базе экологических идей. Вся система научного знания дает фундамент для

экологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать

единую науку о биосфере. Экологизация западного сознания происходила

начиная с 70-х годов, создавая условия для возникновения экофильной

цивилизации. Сейчас экстремистская форма зеленого движения оказалась там

уже не нужной, поскольку заработали государственные механизмы регулирования

экологических проблем. В СССР до 80-х годов считалось, что социалистическое

хозяйствование препятствует угрозе экологического кризиса. В период

перестройки этот миф развеялся, активизировалось движение зеленых. Однако в

современный период политическое руководство переориентировалось в основном

на решение экономических проблем, проблемы экологии отошли на задний план.

В мировом масштабе для разрешения экологической проблемы в условиях роста

населения планеты требуется способность решения глобальных проблем, что в

условиях суверенитета различных государств кажется сомнительным.

Исключение войн из жизни общества. Это условие Вернадский считал

чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно не

выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество

стремится не допустить мировой войны, хотя локальные войны еще уносят

многие жизни.

Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или

почти все условия, которые указывал В.И.Вернадский для того, чтобы отличить

ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс ее образования

постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже

десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать

завершенным. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.

Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия

хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил

в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и

красоты. Что-то он гениально предвидел, в чем-то, возможно, он ошибался.

Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного

человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных

достижений. Надо в нее верить, надеяться на ее пришествие, предпринимать

соответствующие меры.

5. Роль человеческого фактора в развитии биосферы.

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и

человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства,

значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет

понять место и роль исторического развития человечества в эволюции

биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о

ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым

существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри

природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего

функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался

показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть

природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только

на среде жизни но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и

обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние

человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт,

что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические

силы. “...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас

геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в

научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с

выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм

ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной

научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет

основную роль” [13]. Так, в последнее время резко меняется отражение живых

существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится

в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция

видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе

эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: “Эволюция

видов переходит в эволюцию биосферы” [14].

Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой

является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль

социального человечества. В “Философских мыслях натуралиста” Вернадский

писал: “Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю

планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния

одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на

изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда

биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу” [15].

Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения

биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью

посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом.

Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в

ходе естественного процесса эволюции. “Человек... составляет неизбежное

проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,

по крайней мере, двух миллиардов лет” [16].

Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении

человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.

Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение

естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы

стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера

посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное

состояние – ноосферу.

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно

организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в

биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее

заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области

жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную

массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли

окутывают весь Земной шар. “Этот процесс – полного заселения биосферы

человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со

скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью

мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете”

[17].

При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может

и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте

отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в

планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в

планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной

земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из

которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой

всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что

впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического

процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что

любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с

каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества

только усиливается и углубляется. “Увеличение вселенскости, спаянности всех

человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие

годы чуть не ежегодно” [18].

Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал

повод французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в

настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние – в

ноосферу, то есть такое состояние в котором человеческий разум и

направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу.

Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом когда человек заселил всю

планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и

научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в

технике связи. Таким образом:

Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как

всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном

ее пространстве-времени;

Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные

корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью,

подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее

геологическое явление.

Вернадский неоднократно отмечал, что “цивилизация “культурного

человечества” — поскольку она является формой организации новой

геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и

уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее

исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы.

Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой,

чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было”

[19].

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием

сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,

неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный

момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,

публицисты, был увиден Вернадским.

Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как

эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки

зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки

развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза

мировой экологической катастрофы, производство средств массового

уничтожения — все это должно иметь преходящее значение.

Заключение

В целом, предложенный В.И.Вернадским научный подход к изучению всех

природных явлений в рамках биосферы - области нахождения живых организмов

вероятно, правильный. Однако, вопрос о совершающемся (или совершённом)

переходе биосферы в новое состояние ноосферу - является вопросом

философским, и поэтому на него нельзя дать строгий, однозначный ответ.

Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В

полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу.

Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем

современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о

необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном — аспекте.

Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется

сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба

человечества — это единая судьба.

Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих

факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода,

планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с

геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого

общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом

(«взрывом») науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную

связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и

вводит понятие ноосферы.

Необходимо иметь в виду, что задача созидания биосферы — это задача

сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего

человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи

всех народов мира. В нашей стране идеи учения о биосфере органично связаны

с революционной перестройкой социалистического общества. Народовластие,

демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и

народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к

природопользованию и т. п.

Устремленность в будущее, таким образом,— характерная черта учения о

биосфере, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его

сторон.

Список литературы

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Владимир Вернадский:

Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения

потомков./Сост. Г.П.Аксенов. - М.: Современник, 1993.

2. Вернадский В.И. О коренном материально-энергетическом отличии живых и

косных тел биосферы. // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные

труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г.П.Аксенов.

- М.: Современник, 1993.

3. Сб. "Биосфера" ст. "Несколько слов о ноосфере" М.,Мысль,1967.

"В.И.Вернадский. Материалы к биографии" М.,изд-во "Молодая гвардия",1988.

4. Вернадский В.И. Общее понятие о биосфере. // Вернадский В.И. Начало и

вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой,

И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989.

5. Соколов Б.С. Вернадский и XX век. // Природа. 1988, №2.

6. Лапо А.В. “Следы былых биосфер”, М. – 1979г.

7. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. // Вернадский В.И. Начало и

вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой,

И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989.

-----------------------

[1] Вернадский В.Н. Начало и вечность жизни. – М.: Республика, 1989. –

С.156.

[2] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.– М. Наука, 1989.– с.185

[3] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.– М. Наука, 1989.– с.181

[4] Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. – М., 1940. – С.49.

[5] К.М аркс и Ф.Энгельс, Соч. т.20, с.616

[6] В.И.Вернадсиий. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.,

1965, с. 283, 286; Биогеохимические очерки, М.– Л., 1940, с.185

[7] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,

с.136

[8] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,

с.132

[9] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,

с.134

[10] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,

с.143

[11] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,

с.140

[12] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.,

с.331

[13] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.26

[14] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.27

[15] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.27

[16] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.28

[17] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.34

[18] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.88

[19] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.46

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты