увеличивающий возможности людей. «...Все человечество, вместе взятое,—
писал Вернадский,— представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его
связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным
этим разумом его трудом... Ноосфера есть новое геологическое явление на
нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической
силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей
жизни...»
Основные положения учения о ноосфере
Единство биосферы и человека
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и
человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства,
значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет
понять место и роль исторического развития человечества в эволюции
биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере,
является то, что человек не является самодостаточным живым существом,
живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и
является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной
неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать
Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное
явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде
жизни но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная
связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека
на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в
последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы.
«...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические
силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание
убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового
состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно
связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и
мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». [1, c.
26] Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на
окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область
минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама
превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась
новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в
эволюцию биосферы». [1, c. 27]
Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой
является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль
социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский
писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю
планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния
одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на
изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда
биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу». [1, c. 27]
Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы.
Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством
организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого
лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе
естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное
проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,
по крайней мере, двух миллиардов лет». [1, c. 28]
Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении
человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.
Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение
естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы
стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера
посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное
состояние – ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно
организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в
биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее
заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области
жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную
массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли
окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы
человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со
скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью
мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».
[1, c. 34]
При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и
должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной
личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном
аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном
аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной
оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он
не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И
он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы
находимся в условиях единого геологического исторического процесса,
охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые
происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем
социальная, научная и культурная связанность человечества только
усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех
человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие
годы чуть не ежегодно». [1, c. 88]
Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод
французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий
момент быстро геологически переходит в новое состояние – в ноосферу, то
есть такое состояние в котором человеческий разум и направляемая им работа
представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не
случайно, с тем моментом когда человек заселил всю планету, все
человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего
человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи.
Таким образом:
1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как
всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном
ее пространстве-времени;
2. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
3. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет
эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной
мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и
переходящее геологическое явление.
Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного
человечества» — поскольку она является формой организации новой
геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и
уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее
исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы.
Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой,
чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не
было». [1, c. 46]
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием
сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,
неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный
момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,
публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией
биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения
ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития
мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой
экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все
это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам
жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать
как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать ,в биосферном —
планетном аспекте.
Наука как основной фактор ноосферы
Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как
геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь
человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого
углубляется единство биосферы и человечества.
Особое место Вернадский отводит науке XX столетия. Именно в это время
наблюдается ее небывалый расцвет, своего рода взрыв научного творчества.
Наука становится вселенской, мировой наукой, охватывающей всю планету.
Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки,
на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за
применение научных открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли
науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют
актуальное значение для нашего времени.
Как уже указывалось, Вернадский рассматривал науку в качестве средства
развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму
абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука –
создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее
содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями,
создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из
научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием
является в ней научная работа живых людей...» [2, c. 252] Так что наука –
социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов,
обобщений и, конечно, человеческого разума.
Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу
Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику
планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. В
переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли,