Возрождение (Ренессанс)
Введение.
«Возрождение» является термином,который,в качестве историографической
категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря
работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самой
известной и долго служившей образцом и необходимым путеводителем. В
работе Буркгардта ренессанс выступал в качестве изысканного
итальянского явления, для которого характерны индивидуализм практический
и теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью,
светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти
авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и
чрезвычайный вкус к искусствам. Главная особенность философии Ренессанса —
антропоцентризм. Ренессанс, согласно Буркгардту,был поэтому эпохой рождения
новой культуры, противоположной культуре средневековой, и в этом состоит
её важная роль,она не определялась лишь воскрешением античности. «То, что
мы должны установить в качестве существенного момента – это то, что не
возрождённая античность сама по себе, а соединённая вместе с новым
итальянским духом, имела силу привлечь к себе весь западный мир».[1]
Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс»
(Возрождение) всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней
действительно происходит синтез нового духа в Италии, с самой античностью,
и в то же время этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открывает
новую эпоху. Возрождение — это культура переходного периода, исключительно
интенсивная, но — если не говорить об Италии — очень недолговечная.
И, тем не менее, за это время, исторически не столь уж длительное,
произошло много событий в политической, экономической и духовной жизни
Западной Европы. За сравнительно небольшое время сложились современные
национальные обособленности, в рамках которых начала развиваться
европейская культура. Феодальная раздробленность уступила место абсолютной
монархии, которая опиралась не только на феодалов, но и на буржуазию
городов. Города, бывшие ранее изолированными островами в средневековой
Европе, стали центрами культурной жизни нации. Складывались и новые
производственные отношения. Рутинный, «феодальный» способ производства
утрачивал прежнее значение. Начался переход от ремесла к мануфактуре.
Вопросы христианской веры перестали быть заповедной областью и стали
подвергаться обсуждениям.
Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI
вв. и считается важным периодом в истории философии.
Также эпоха Возрождения рассматривается в следующих книгах:
Баткин Л.М., «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. –
М.,1978; Баткин Л.М., «Итальянское Возрождение в поисках
индивидуальности».-М.,1989; Горфункель А.Х., «Философия эпохи
Возрождения».-М., 1980; Сергеев К.А., «Ренессансные основания
антропоцентризма».-СПб., 1993; «Эстетика Ренессанса. Антология: в 2-х
томах».-М., 1981; Соколов В.В., «Европейская философия XV-XVII вв.» -
М.,1984; Кузанский Н., Сочинения: в 2-х томах. – М.,1979;
Глава 1.
Общие положения эпохи Возрождения.
1.1. основные понятия Ренессанса.
Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире.
В эпоху Возрождения в центре внимания мыслителей оказывается именно
человек. (Важно заметить, что в античности в центре внимания была природно-
космическая жизнь, в средние века — Бог и идея «спасения» человека.)
Философское мышление ренессансного периода можно охарактеризовать как
антропологическое.
В новое историческое время человек приобретает гораздо большую
самостоятельность. Он не считает, что своими успехами всецело обязан
традиции, наоборот, в качестве художника, ученого, философа он сам вносит
вклад в традицию. Поэтому человек эпохи Возрождения склонен приписывать все
заслуги только самому себе.
Знаменитые философы ренессанса утверждали ценность человеческой культуры,
человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Широко
распространено было мнение о том, что главное в человеке — его
добродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не в
происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям
«беседы с древними», в творческой деятельности.
Образованность и разносторонность в образовании сопутствуют идеалу человека
этого времени. Существовали многочисленные примеры близости такому идеалу.
Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография,
философия, этика, эстетика, педагогика — вот приблизительный круг занятий
флорентийского художника и гуманиста Леона Баттиста Альберти.
Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового
тем,что в античности человек был природным существом в том смысле, что его
границы были определены его природой и от него зависело только — последует
он природе либо отойдет от нее. Средневековье поддерживало убеждение, что
человек изначально греховен и природа его испорчена. Потому человек
нуждается в божественной благодати и спасении. В эпоху Возрождения этот
библейский мотив ослабевает. Человек осознает себя в качестве творца и
своей судьбы, и самого себя. Чувствует он себя также и неограниченным
господином над природой. Географический детерминизм утрачивает своё
значение, точно также, как утрачивают значения различные корпорационные и
сословные связи, без которых нельзя было обойтись в Средневековье.
Известный гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей
знаменитой «Речи о достоинстве человека» полагает, что Бог, сотворив
человека и «поставив его в центре мира», не дал ему ни особых обязанностей
и ни даже собственного образа. Человек сам должен найти и свое место, и
лицо, и обязанности, согласно его собственной воле и решению.[2]
Флорентийский гражданин Джаноццо Манетти (1396-1457) в трактате «О
достоинстве и превосходстве человека» провозглашает человека из всех живых
существ «самым богатым и могущественным, потому что он может пользоваться
по своей воле всем, что было создано...». Манетти с гордостью перечисляет
все то, что, по его мнению, принадлежит человеку: «Нам принадлежат земли,
поля, горы, долины... деревья... плоды всех растений, мелкий и крупный
скот... домашние и дикие животные... реки, озера, болота... моря... все
виды рыб... птицы». Далее Манетти высказывает мысль, которая для
средневековья показалась бы слишком смелой: «...И что может показаться
наиболее удивительным, нам принадлежат ангелы, которые, как говорит
апостол, созданы для пользы людей как духовные руководители».
1.2.Культ творческого индивидуализма человека.
В эпоху Возрождения всякая деятельность — будь то деятельность художника,
скульптора, архитектора, мореплавателя или поэта — воспринимается иначе,
чем в античности или в средние века.
У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (исключение
составляла государственная деятельность). Созерцание, по мнению греков,
приобщало человека к сущности природы, к тому, что есть вечное. Кроме того,
не следует забывать, что многие виды деятельности были для греков
дискредитированы рабским трудом.
В средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство
рассматривает труд как своего рода «искупление за грехи» («в поте лица
твоего будешь есть хлеб»). То есть труд — уже не рабское занятие. Но, тем
не менее, высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к
спасению души: молитва, богослужение, чтение священных книг.
В эпоху Возрождения деятельность приобретает творческий характер. С ее
помощью человек не просто удовлетворяет свои нужды, а созидает новый мир,
создает красоту, наконец, творит самое высокое — самого себя.[3] Личность
теперь как бы перенимает, берет на себя творческие функции Бога: она
способна владеть и собой, и природой. У теоретиков возрожденческой эстетики
встречается такое, например, сравнение: художник должен творить так, как
бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска спадает
и перед нами предстаёт творческий индивидуум Нового времени, который
творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в
эпоху Возрождения часто понимали тоже как религиозное, но ясно, что это
была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический
протестантизм, крепко связанный с частнопредпринимательским духом
восходящей буржуазии. О художнике теперь не только говорят, что он должен
быть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый план его труд, в котором
пытаются найти даже критерий красоты. Художник постепенно обособляется от
церковной идеологии. В нем больше всего ценятся теперь техническое
мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и специальные
навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже
самодовлеющее произведение искусства.
Вообще художник в эпоху Ренессанса занимает очень высокое положение и
характеризуется как свободный творец прекрасных форм. «...Живопись должна
быть поставлена выше всякой деятельности, поскольку она содержит все формы
как существующего, так и не существующего в природе»[4] –Леонардо Да Винчи.
Преклонение перед человеком порождает особый эстетический настрой — культ
красоты. У великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Рафаэля — мировосприятие Ренессанса получает свое высшее
выражение.
Новизной является в данную эпоху чрезвычайно энергичное выдвижение примата
красоты, и притом чувственной красоты.
1.3.Проблема личности.
Как уже замечалось ранее, в эпоху Ренессанса резко возросла ценность
отдельного человека как уникального существа. Непохожесть на других стала
необходимым признаком великого деятеля, знаменитого мастера-художника.
Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как таковое не
ориентировано ни на добро, ни на зло. Критерий оригинальности не учитывает
нравственных потенций человека. Это — как бы взгляд на него со стороны,
извне.
Указанный нравственный фактор не учитывался тем более, что люди, впитавшие
в себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько гордились и
любовались собой, своими, как им казалось, неограниченными возможностями.
Многие из них становились «титанами» Возрождения. Отечественный
исследователь А. Ф„ Лосев (1893-1988) точно назвал такое состояние
ренессансных «нравов» обратной стороной титанизма, «В термине „обратная
сторона" нет ничего ненаучного, — писал А. Ф. Лосев, — всякая вещь на свете
имеет свою прямую и свою обратную сторону»[5]. Не всегда обратная сторона
предмета или явления значима для исследователя, но в нашем случае важно
дополнить ею прямое, «парадное» представление об эпохе.
Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами бытового
коварства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой страстей и
самолюбий. Своеволие и распущенность достигают в ренессансной Италии