Возрождение (Ренессанс)

Возрождение (Ренессанс)

Введение.

«Возрождение» является термином,который,в качестве историографической

категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря

работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самой

известной и долго служившей образцом и необходимым путеводителем. В

работе Буркгардта ренессанс выступал в качестве изысканного

итальянского явления, для которого характерны индивидуализм практический

и теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью,

светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти

авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и

чрезвычайный вкус к искусствам. Главная особенность философии Ренессанса —

антропоцентризм. Ренессанс, согласно Буркгардту,был поэтому эпохой рождения

новой культуры, противоположной культуре средневековой, и в этом состоит

её важная роль,она не определялась лишь воскрешением античности. «То, что

мы должны установить в качестве существенного момента – это то, что не

возрождённая античность сама по себе, а соединённая вместе с новым

итальянским духом, имела силу привлечь к себе весь западный мир».[1]

Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс»

(Возрождение) всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней

действительно происходит синтез нового духа в Италии, с самой античностью,

и в то же время этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открывает

новую эпоху. Возрождение — это культура переходного периода, исключительно

интенсивная, но — если не говорить об Италии — очень недолговечная.

И, тем не менее, за это время, исторически не столь уж длительное,

произошло много событий в политической, экономической и духовной жизни

Западной Европы. За сравнительно небольшое время сложились современные

национальные обособленности, в рамках которых начала развиваться

европейская культура. Феодальная раздробленность уступила место абсолютной

монархии, которая опиралась не только на феодалов, но и на буржуазию

городов. Города, бывшие ранее изолированными островами в средневековой

Европе, стали центрами культурной жизни нации. Складывались и новые

производственные отношения. Рутинный, «феодальный» способ производства

утрачивал прежнее значение. Начался переход от ремесла к мануфактуре.

Вопросы христианской веры перестали быть заповедной областью и стали

подвергаться обсуждениям.

Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI

вв. и считается важным периодом в истории философии.

Также эпоха Возрождения рассматривается в следующих книгах:

Баткин Л.М., «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. –

М.,1978; Баткин Л.М., «Итальянское Возрождение в поисках

индивидуальности».-М.,1989; Горфункель А.Х., «Философия эпохи

Возрождения».-М., 1980; Сергеев К.А., «Ренессансные основания

антропоцентризма».-СПб., 1993; «Эстетика Ренессанса. Антология: в 2-х

томах».-М., 1981; Соколов В.В., «Европейская философия XV-XVII вв.» -

М.,1984; Кузанский Н., Сочинения: в 2-х томах. – М.,1979;

Глава 1.

Общие положения эпохи Возрождения.

1.1. основные понятия Ренессанса.

Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире.

В эпоху Возрождения в центре внимания мыслителей оказывается именно

человек. (Важно заметить, что в античности в центре внимания была природно-

космическая жизнь, в средние века — Бог и идея «спасения» человека.)

Философское мышление ренессансного периода можно охарактеризовать как

антропологическое.

В новое историческое время человек приобретает гораздо большую

самостоятельность. Он не считает, что своими успехами всецело обязан

традиции, наоборот, в качестве художника, ученого, философа он сам вносит

вклад в традицию. Поэтому человек эпохи Возрождения склонен приписывать все

заслуги только самому себе.

Знаменитые философы ренессанса утверждали ценность человеческой культуры,

человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Широко

распространено было мнение о том, что главное в человеке — его

добродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не в

происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям

«беседы с древними», в творческой деятельности.

Образованность и разносторонность в образовании сопутствуют идеалу человека

этого времени. Существовали многочисленные примеры близости такому идеалу.

Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография,

философия, этика, эстетика, педагогика — вот приблизительный круг занятий

флорентийского художника и гуманиста Леона Баттиста Альберти.

Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового

тем,что в античности человек был природным существом в том смысле, что его

границы были определены его природой и от него зависело только — последует

он природе либо отойдет от нее. Средневековье поддерживало убеждение, что

человек изначально греховен и природа его испорчена. Потому человек

нуждается в божественной благодати и спасении. В эпоху Возрождения этот

библейский мотив ослабевает. Человек осознает себя в качестве творца и

своей судьбы, и самого себя. Чувствует он себя также и неограниченным

господином над природой. Географический детерминизм утрачивает своё

значение, точно также, как утрачивают значения различные корпорационные и

сословные связи, без которых нельзя было обойтись в Средневековье.

Известный гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей

знаменитой «Речи о достоинстве человека» полагает, что Бог, сотворив

человека и «поставив его в центре мира», не дал ему ни особых обязанностей

и ни даже собственного образа. Человек сам должен найти и свое место, и

лицо, и обязанности, согласно его собственной воле и решению.[2]

Флорентийский гражданин Джаноццо Манетти (1396-1457) в трактате «О

достоинстве и превосходстве человека» провозглашает человека из всех живых

существ «самым богатым и могущественным, потому что он может пользоваться

по своей воле всем, что было создано...». Манетти с гордостью перечисляет

все то, что, по его мнению, принадлежит человеку: «Нам принадлежат земли,

поля, горы, долины... деревья... плоды всех растений, мелкий и крупный

скот... домашние и дикие животные... реки, озера, болота... моря... все

виды рыб... птицы». Далее Манетти высказывает мысль, которая для

средневековья показалась бы слишком смелой: «...И что может показаться

наиболее удивительным, нам принадлежат ангелы, которые, как говорит

апостол, созданы для пользы людей как духовные руководители».

1.2.Культ творческого индивидуализма человека.

В эпоху Возрождения всякая деятельность — будь то деятельность художника,

скульптора, архитектора, мореплавателя или поэта — воспринимается иначе,

чем в античности или в средние века.

У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (исключение

составляла государственная деятельность). Созерцание, по мнению греков,

приобщало человека к сущности природы, к тому, что есть вечное. Кроме того,

не следует забывать, что многие виды деятельности были для греков

дискредитированы рабским трудом.

В средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство

рассматривает труд как своего рода «искупление за грехи» («в поте лица

твоего будешь есть хлеб»). То есть труд — уже не рабское занятие. Но, тем

не менее, высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к

спасению души: молитва, богослужение, чтение священных книг.

В эпоху Возрождения деятельность приобретает творческий характер. С ее

помощью человек не просто удовлетворяет свои нужды, а созидает новый мир,

создает красоту, наконец, творит самое высокое — самого себя.[3] Личность

теперь как бы перенимает, берет на себя творческие функции Бога: она

способна владеть и собой, и природой. У теоретиков возрожденческой эстетики

встречается такое, например, сравнение: художник должен творить так, как

бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска спадает

и перед нами предстаёт творческий индивидуум Нового времени, который

творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в

эпоху Возрождения часто понимали тоже как религиозное, но ясно, что это

была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический

протестантизм, крепко связанный с частнопредпринимательским духом

восходящей буржуазии. О художнике теперь не только говорят, что он должен

быть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый план его труд, в котором

пытаются найти даже критерий красоты. Художник постепенно обособляется от

церковной идеологии. В нем больше всего ценятся теперь техническое

мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и специальные

навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже

самодовлеющее произведение искусства.

Вообще художник в эпоху Ренессанса занимает очень высокое положение и

характеризуется как свободный творец прекрасных форм. «...Живопись должна

быть поставлена выше всякой деятельности, поскольку она содержит все формы

как существующего, так и не существующего в природе»[4] –Леонардо Да Винчи.

Преклонение перед человеком порождает особый эстетический настрой — культ

красоты. У великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи,

Микеланджело, Рафаэля — мировосприятие Ренессанса получает свое высшее

выражение.

Новизной является в данную эпоху чрезвычайно энергичное выдвижение примата

красоты, и притом чувственной красоты.

1.3.Проблема личности.

Как уже замечалось ранее, в эпоху Ренессанса резко возросла ценность

отдельного человека как уникального существа. Непохожесть на других стала

необходимым признаком великого деятеля, знаменитого мастера-художника.

Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как таковое не

ориентировано ни на добро, ни на зло. Критерий оригинальности не учитывает

нравственных потенций человека. Это — как бы взгляд на него со стороны,

извне.

Указанный нравственный фактор не учитывался тем более, что люди, впитавшие

в себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько гордились и

любовались собой, своими, как им казалось, неограниченными возможностями.

Многие из них становились «титанами» Возрождения. Отечественный

исследователь А. Ф„ Лосев (1893-1988) точно назвал такое состояние

ренессансных «нравов» обратной стороной титанизма, «В термине „обратная

сторона" нет ничего ненаучного, — писал А. Ф. Лосев, — всякая вещь на свете

имеет свою прямую и свою обратную сторону»[5]. Не всегда обратная сторона

предмета или явления значима для исследователя, но в нашем случае важно

дополнить ею прямое, «парадное» представление об эпохе.

Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами бытового

коварства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой страстей и

самолюбий. Своеволие и распущенность достигают в ренессансной Италии

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты