предельных выражений.
Разгул страстей и преступлений затронул и многих известных и выдающихся
деятелей Ренессанса.
«Гуманисты непрерывно соперничали и боролись друг с другом, их полемика
пересыпана оскорблениями и обвинениями, — передает бытовой настрой эпохи А.
Ф. Лосев. — ...причины их столкновений обычно ничтожны — это взаимные
ущемления тщеславия»[6].
Можно увидеть, что здесь наличествует определенная трагичность
ренессансного существования. Современный автор Б. Г. Кузнецов (1979)
полагает, что такая оценка связана с переживанием исторического времени,
которое «вдруг» поглотило казавшуюся незыблемой тысячелетнюю эпоху
средневековья. «Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее — это нулевая
граница между ничем и ничем». Разрушив статические каноны Средневековья,
«Возрождение явилось апофеозом локальной ценности, ценности теперь».
Известный учёный П.О.Кристеллер полагал, что гуманисты того периода, что
нас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления
мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались
философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру,
гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что
совсем не были философами.
"...Гуманизм эпохи Возрождения не был философской системой, это была скорее
культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но
ограниченный сектор знания. Этот сектор имел в качестве своего главного
центра группу предметов, которые касались, в основном, не классических наук
или философии, но того, что приблизительно может быть названо литературой.
Были в этой особенной озабоченности словесностью, заставлявшей гуманистов
посвящать себя изучению греческого и особенно латинского, черты
впоследствии присущие второй половине XVIII века. Кроме того, гуманитарное
образование включениет философию и этические дисциплины, но исключает
логику, философию природы, а также математику, астрономию, медицину, право
и теологию, с той целью, чтобы упомянуть некоторые предметы, которые имели
явно определенное место в программах университетов и в классификационных
схемах того времени. Нам кажется, что этот ясный и простой факт дает
неопровержимое доказательство несостоятельности попыток связать гуманизм
эпохи Возрождения со всем комплексом философии, науки или культуры того
времени"[7].
Как доказательство в пользу собственного тезиса Кристеллер использует,
между прочим, тот факт, что на протяжении всего XV в., к примеру,
итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой
энциклопедической системы знания на другую новую, и что» "напротив, они
сознавали, что их предмет изучения занимал место вполне определенное и
ограниченное в пределах всей системы знания". Таким образом, гуманизм не
представлял совсем, как показано, "полной суммы наук итальянского
Ренессанса". В заключение можно отметить, что гуманизм, по мнению многих
учёных, может представлять только половину феномена "Возрождение".
1.4. Пантеизм и алхимия.
Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения. (В переводе с
греческого это слово означает «всебожие».) Христианский Бог утрачивает свой
внеприродный характер, он как бы сливается с природой. Последняя тем самым
обожествляется и приобретает черты, которыми ее наделяли в античности.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. В
значительной степени она становится «натурфилософией», которая представляет
собой умозрительное истолкование природы в ее целостности. Этот взгляд
формирует новую картину мира.
Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Свою
философскую доктрину Телезио изложил в сочинении «О природе вещей согласно
ее собственным началам» (1565). Здесь как бы дана заявка на новый метод —
изучать природу в соответствии с ее собственными принципами существования.
Формально Телезио признает Бога в качестве Творца, но реально божественное
начало исключается из природы и из сферы
философского анализа. Естествоиспытателя интересует природа, как она есть.
Так, в частности, причину движения нужно искать в самой природе. Небесные
тела находятся в движении, потому что внутри они раскалены, в них пылает
огонь. Но состоянием огня как раз и является движение. Многие натурфилософы
этого времени видели в природе некое живое целое, пронизанное магическими
силами. Такой полагал природу знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог
Парацельс (1493-1541). Вообще же алхимики устанавливали особые связи между
веществами и уровнями существования человека. Например, элемент ртуть у них
соответствовал духу, сера — душе, а соль — телу. Чтобы управлять силами
природы, алхимик стремился войти с ними в особый магический контакт.
Глава2.
Основные представители эпохи Возрождения.
2.1.Известнейшие деятели Ренессанса.
Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог,
а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его
свобода, его судьба волнуют таких мыслителей как Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень
и другие.
Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно
различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они
стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о
дефинициях (определениях).
Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и
откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Мишель де Монтень). На
основе рационального создаются и первые утопии, рисующие идеальное
государство, — «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Кампанеллы и другие.[8]
Основным представителями Возрождения можно считать Николая Кузанского,
Франческу Петрарка, Пико дела Мирандолу, Николо Макиавелли, Томаса Мора,
Николая Коперника и многих других.
2.2. Учёное незнание Николая Кузанского.
Николай Кузанский ( его собственное имя было Кребс) (1401—1464) - это
выдающийся философ и теолог своего времени. Кардинал римско-католической
церкви Николай Кузанский — родоначальник ренессансного платонизма.
Среди его работ можно выделить « Об учёном незнании (1438 – 1440), «О
предложениях» (1440-1445), «Об искании Бога» ( 1445).
В своей философии он отходил от ортодоксальных традиций средневековой
философии и методов схоластики. Особое внимание уделял проблемам
астрономии, космографии, математики, проявлял интерес к античной
философии, обращался к диалогической форме изложения ее проблем, высокая
филологическая культура отличают мышление Николая Кузанского и позволяют
отнести его систему к философии Возрождения.
Николай Кузанский считал, что познание дано человеку Богом. Поскольку
познание идет от Бога, а Бог непознаваем, то есть предел познания — это
Бог. Наше человеческое знание конечно, а Бог — бесконечен, следовательно,
конечное знание пытается понять бесконечность и бесконечного Бога. Возможно
ли такое знание? Николай Кузанский говорит, что человеку свойственна идея
Бога. Бесконечный Бог может мыслиться конечным человеком в виде предела.
Бог — это предел, до которого мы можем знать, за этим пределом нет знания,
но есть вера, есть осознание Бога. Поскольку Бог — это истина, то истина не
познается, но осознается человеком. Получается, что путь человеческого
познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения
предельных божественных истин.
Вот заключение Кузанского: «Наш конечный разум, двигаясь путём
уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не
бывает больше или меньше, она заключается в чём-то неделимом, и, кроме как
самое же истинной ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие
которого состоит в чём-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не
являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно,
чтобы уже не мог постигать её всё точнее без конца, и относится к истине,
как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем
больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности, он
никогда не станет равен кругу, если не разрешится тождество с ним».[9]
С другой стороны — Бог есть всеобщее, Бог — «максимум вселенной». Поскольку
Бог проявляется в любой самой малой вещи, процессе, он и «минимум»
Вселенной. Человек тоже (как Божие творение) является «малым миром»,
включающим «большой мир». Ведь человек стремится выйти за пределы своего
«я», к своей надиндивидуальности и подойти к «всеобщему», т. е. к Богу. И
человек всегда неповторим, индивидуален, лично уникален, чем и ценен.
Человек, как и мир, есть движение противоположностей, человек и мир
постоянно в развитии, в движении. У личности есть бесконечные перспективы
для развития и саморазвития. Человеческий микрокосм отражает весь
макрокосм, всю Вселенную. Тогда главное в жизни человека — это
деятельность. Созерцательная жизнь становится невозможной, ибо человек —
деятельное существо, и богопознание в указанных пределах идет через
деятельность, через творчество личности.
В целях утверждения своих идей, Николай Кузанский применял геометрические
термины и доказательства, имея образцом Платона и его школу, в которой
геометрия была необходимым условием изучения философии. Интерес к
античности, уход от схоластических силлогизмов к диалектическому методу,
гуманистическое понимание ценности человеческой личности у Николая
Кузанского повлияли на его современников.
2.3. Франческа Петрарка – первый гуманист эпохи Возрождения.
Другим выдающимся представителем Возрождения был Франческа
Петрарка(1304—1374) — выдающийся поэт, создатель знаменитой «Книги Песен»
Основные философские труды Петрарки следующие: «Моя тайка» (1342—1343),
трактаты «Об уединенной жизни» (1346), «О монашеском досуге» (1347),
«Инвектива против врача» (1352—1353), «Старческие письма» (1361), «Книга о
делах повседневных» (1366).
Он единодушно считается первым гуманистом. Уже в первые десятилетия XV
века это было для всех очевидно, и Леонардо Бруни писал: "Франческо
Петрарка был первым, на кого снизошла благодать, и он признал и осознал и
вывел на свет изящество древнего стиля, утраченного и забытого"[10].
Петрарка подверг внимательному анализу "испорченность" и "безбожие" своего
времени и попытался определить их причины, чтобы исправить. Философ считал,
что :
1) чтобы не распыляться в поверхностном знакомстве с природой, необходимо
возвратиться к себе и к собственной душе;
2) чтобы не распыляться в пустых диалектических упражнениях, нужно вновь
открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук (litterae humanae).[11]
Безукоризненно очерченная программа и собственный метод "философствования"
Петрарки заключаются в следующем: истинная мудрость есть знание пути
(метода) достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть
свободным.
Петрарка настаивает на том факте, что "диалектика ведет к безбожию, а не к