теорию формирования первичных форм жизни из жидких кристаллов-
своеобразных веществ совмещающих свойства жидкости и твердого тела. Он
провел эксперименты и представил фотографии капель жидких кристаллов,
напоминающих одноклеточные организмы.
В тоже время была опубликована брошюра биохимика С.П. Костычева “О
появлении жизни на Земле”. Он критически отозвался о всех предлагавшихся
гипотезах самозарождения организмов. По его мнению случайное появление
живой клетки совершенно невероятно: “Если бы я предложил читателю
обсудить, насколько велика вероятность того, чтобы среди неорганической
материи путем каких-нибудь естественных, например вулканических процессов
случайно образовалась большая фабрика- с топками, трубами, котлами, то
такое предложение в лучшем случае произвело бы впечатление неуместной
шутки. Однако простейший микроорганизм устроен еще сложнее всякой
фабрики, значит, его случайное возникновение еще менее вероятно”. Общий
вывод Костычева таков: “Как отзвуки споров о самозарождении окончательно
заглохнут, тогда все признают, что жизнь только меняет свою форму, но
никогда не создается из мертвой материи”. Через 10 лет, в 1923 году, В.И.
Вернадский по-своему развил эти идеи в докладе “Начало и вечность жизни”.
Он попытался обосновать положение о коренном различии живой и мертвой
материи. И выдвинул тезис: жизнь геологически вечна. Иначе говоря, в
геологической истории мы не можем обнаружить эпохи, когда на нашей
планете отсутствовала жизнь.
Дальнейшее же развитие научной мысли беспощадно развеяло подобные
надежды.
3.ИМЕЕТ ЛИ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА КАКОЙ-НИБУДЬ СМЫСЛ ?
Люди не умеющие ценить свое существование, считают жизнь однообразной и
постоянно озабочены тем как бы “убить время” , Эти люди сами обесценивают
и обессмысливают свою жизнь, они глухи к песням поэтов поющих гимн жизни.
На земле человек- единственное существо, которому дарованы способность
целесообразной практической деятельности, сила созидания и т.п. Людям
необходим понять смысл жизни, найти в жизни свое место и открыть
наилучшие пути преобразования бытия.
Людей, которые идут в ногу с историей, не пугают проблемы жизни. Им
приходится не только задумываться над этими проблемами, но и ставить
перед собой определенные цели и добиваться их осуществления. Эти цели
придают жизни определенный смысл, вселяют в сердца людей надежду на
будущее. Осмысление жизни рождает в человеке силу, способную перестроить
мир, создать рай не на небесах, как учили религиозные проповедники, а на
земле. Вопросы о смысле ,цели и ценности жизни имеют не только
теоретическое ,но громадное практическое значение. Вот почему люди с
самого возникновения общественной жизни проявили к ним не угасающий
интерес.
Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития истории вызывал
ожесточенные споры. Различные философские и богословские системы не
только с разных точек зрения подходили к объяснению смысла жизни, но и
делали этот вопрос предметом мировоззренческих споров. Проблема смысла
жизни по словам Г. Гейне ,стала “проклятым” вопросом философии и истории.
Только марксизм впервые дал научный всесторонний анализ проблемы смысла
жизни.
“До сих пор ,- писал Ф. Энгельс, -вопрос всегда гласил :что есть бог? -и
немецкая философия решила его так: бог есть человек. Человек лишь должен
познать себя самого, сделать себя самого мерилом всех жизненных
отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно
по человечески, согласно требованиям своей природы, -и тогда загадка
нашего времени будет им разрешена. Истину следует искать не в призрачных
потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то
“боге”, якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а
гораздо ближе в собственной груди человека. Собственная сущность человека
много величественнее и возвышеннее чем воображаемая сущность всех
возможных “богов”, которые ведь представляют собой лишь более или менее
неясное и искаженное отображение самого человека”. (К. Маркс и Ф. Энгельс
Соч. Т.1 стр. 593-594.)
Защитники религии считают, что ни наука, ни философия не могут дать
ответа на вопрос “какой смысл человеческой жизни” и только они призваны
ответить на этот вопрос. Для примера можно привести проповедь о смысле
жизни, которую прочитала Вера Шишкова в одной из общин баптистов.
“... Каждый человек ,братья и сестры, задает себе вопрос о смысле
человеческого бытия. ...Есть ли в жизни смысл? Многие пессимисты видят в
жизни лишь мрачное. Человек не верующий видит в жизни муки, слезы,
кладбище. Но есть ли единая мысль которая правит Вселенной? Есть. Ведь в
каждом человеке существует жажда добра, красоты справедливости. Нет ни
одного человека душа которого не рвалась бы к прекрасному. Значит, и
смысл жизни должен быть прекрасным, вечным, непреходящим...
Смысл должен быть доступен каждому, этим он и ценен. Он будет только
тогда ценным, когда общество не будет знать неравенства. Но если найдется
хоть один человек, которому смысл не доступен, то этот смысл не будет
иметь никакой ценности...
Высшая цель человека- уподобление Христу...
Итак ,цель, смысл, ценность жизни есть. Наш оптимизм не слащавый, мы не
сказки говорим. Выше нашей цели- жить для бога- нет”.
Эти отрывки свидетельствуют о стремлении служителей культа вызвать у
слушателей определенные переживания. Проповедница убеждала своих
слушателей, что с религиозной точки зрения смысл жизни человека- знать
бога, любить его, служить ему и славить своими делами. Такая постановка
вопроса о цели жизни приводит к выводу, что жизнь вообще не имеет смысла.
Ибо смысл жизни сводится к общению с несуществующем богом. Проповедь
убеждает в том ,что для верующих людей нет объективного смысла жизни.
Марксизм выводит смысл жизни из объективно существующих фактов как идеал,
который постоянно практически осуществляется. Точнее говоря, смысл жизни
становится идеалом, основанным на определенных отношениях человека с
фактами существующей действительности. Смысл жизни нельзя представить и
вне человеческих отношений. Смысл жизни личности не может быть изолирован
от смысла жизни других личностей, потому что вне человеческих отношений
он теряет всякое значение.
Отвергая религиозно-мистический смысл жизни человека, наличие
потустороннего смысла в истории, марксистская философия выдвигает
положение о сознательной деятельности человека во имя определенных целей.
4.ОДОЛГОЛЕТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Уже на самых ранних этапах истории медицинской науки ставился вопрос, как
сохранить здоровье, как продлить жизнь человека, как отдалить старость.
Уже врач древности Гиппократ давал советы, как сохранить здоровье и
удлинить свою жизнь. В 1 веке нашей эры известный римский философ поэт и
государственный деятель Луций Анней Сенека утверждал, что
“кратковременность жизни мы не получаем, а создаем ее сами”. Для него уже
было понятно, что наследственных генетических особенностей организма еще
не достаточно для того чтобы прожить долгую жизнь. Чтобы у человека не
укорачивалась жизнь, ему нужно создавать благоприятные условия
существования.
Особенно много внимания долголетию и старости уделил ученый,
естествоиспытатель, врач, философ Авиценна. Он уже понимал что старение-
это естественный процесс развития организм, который ведет к
физиологическим изменениям. В своем знаменитом произведении “Канон
врачебной науки” Авиценна писал: “С самого начала мы представляем собой
крайнюю важность. Усыхание которое происходит в нашем теле, есть
необходимость ,которую нельзя избежать”.
Но только с середины 18 века начинается научная разработка этого вопроса.
Вначале врачи ограничивались лишь советами о применении общих
гигиенических мер. Они рекомендовали поддерживать чистоту тела,
заниматься гимнастикой, вести умеренный образ жизни. Уже тогда
задумывались над физическим воспитанием детей, разумной диетой,
воздержанием от алкоголя, курения и т.п. Все эти искания свидетельствуют
о том, что медицина постоянно думала и продолжает думать о человеческом
долголетии.
Среди русских ученых следует отметить вклад в проблему долголетия
выдающегося русского терапевта С.П. Боткина. Он не только уделял
серьезное внимание изучению глубинных процессов старения организма, но и
привлек внимание общественности к старым людям. Именно после него врачи
начали изучать естественное старение организма и преждевременное
старение, связанное с различными процессами в организме. В работах
Боткина и его учеников особенно подчеркивалось влияние внешней среды на
старение организма.
Таким образом, из учения С.П. Боткина явствовало что процесс старения
организма может ускориться при неблагоприятных условиях, и следовательно
у людей есть возможность продлить жизнь, устраняя внешние причины,
пагубно действующие на организм человека. Так перед врачами была открыта
перспектива активной борьбы за долголетие людей.
40 лет экспериментальной деятельности посвятил выдающийся русский ученый
И.И. Мечников естественнонаучному исследованию проблем человеческого
долголетия, “чтобы люди будущего... могли бы достигнуть нормального
предела жизни, значительно более продолжительней ,чем теперь”. (И.И.
Мечников. Этюды о природе человека. М. Издательство АН СССР,1964, стр.9).
И.И. Мечников по праву считается основоположником геронтологии, науки о
старение человека. Создавая цельное воззрение на человеческое
существование, И.И. Мечников указывал :”Человеческая жизнь свихнулась на
полдороге, и старость наша есть болезнь, которую нужно лечить как всякую
другую”. В другой своей книге “Этюды оптимизма”, Мечников писал, что
одной из причин, по которым человек считает себя несчастным, является
сознание неизбежности смерти. Причиной смерти по мнению Мечникова,
является, во-первых то, что в организме деятельные ткани постепенно
замещаются соединительными тканями. Во-вторых атрофия наиболее деятельных
частей и органов, которая сопровождается поеданием этих частиц
фагоцитами. Как полагает Мечников, человеческий организм вырабатывает
вещества противоборствующие фагоцитам. Однако выделение таких веществ на