Анализ доходов бюджета Российской Федерации

хозяйства, а на применение таких форм налогообложения, которые в той или

иной мере работали в существующей, даже нереформированной, системе.

В 1994 г. поступления в федеральный бюджет от НДС, акцизов, налога на

прибыль и подоходного налога снизились на 1,1% ВВП по сравнению с 1993 г.

Однако общие доходы федерального бюджета в процентах к ВВП возросли на 0,9%

ВВП.

Недостающие 2% ВВП были покрыты за счет специального налога (0,7%

ВВП), доходов от приватизации (0,2% ВВП) и доходов от централизованного

экспорта. Получение этих доходов не требовало коренной перестройки

налоговых органов. Но с точки зрения становления современной бюджетной

системы использование этих доходов явилось шагом назад.

Так, спецналог использовался для изъятия ресурсов у конечных

потребителей в целях субсидирования наименее эффективных и наименее

открытых реформам отраслей ( сельского хозяйства и угольной промышленности.

Доходы от централизованного экспорта воссоздавали элементы государственной

монополии внешней торговли.

Из-за отсутствия необходимых реформ в системе сбора налогов эта

ситуация воспроизводится и даже несколько усугубляется в 1995 г.

Согласно федеральному бюджету на 1995 г. (см. приложение 5) доля НДС,

акцизов, налога на прибыль и подоходного налога составила лишь 48% доходов

федерального бюджета, то есть еще ниже, чем она была в 1994 г.

Особое внимание привлекает резкое снижение поступлений налога на

прибыль ( с 2,7% ВВП в 1994 г. до 1,6% в бюджете на 1995 г. Лишь отчасти

это можно объяснить уменьшением поступлений от налога на сверхнормативный

фонд заработной платы и отменой налога на прирост курсовой разницы по

валютным счетам.

В бюджете на 1995 г. сохранены, хотя и в меньших объемах, спецналог

(0,4% ВВП), доходы от централизованного экспорта (0,1% ВВП) и налог на

сверхнормативный фонд заработной платы. Снижение величины этих поступлений

отчасти компенсируется увеличением доходов от приватизации с 0,2 до 0,6%

ВВП.

С точки зрения устойчивости бюджетных доходов поступления от

приватизации являются далеко не самой привлекательной формой финансирования

государственных расходов. Поступления этого рода крайне неустойчивы,

находятся в сильной зависимости от текущей политической конъюнктуры и по

мере завершения программы приватизации постепенно сойдут на нет. Ориентация

бюджета на поступление высоких доходов от приватизации неизбежно приведет к

финансовым трудностям в связи с исчерпанием ресурсов государственной

собственности, подлежащей приватизации. По этим причинам, согласно

методологии Международного валютного фонда, поступления от приватизации

относятся не к доходам бюджета, а к источникам финансирования бюджетного

дефицита.

Дальнейшее снижение удельного веса пяти основных налогов в бюджете на

1995 г. связано также и с тем, что в бюджет были инкорпорированы

поступления ряда внебюджетных фондов на общую сумму 0,8% ВВП. Хотя эта мера

и является оправданной и позволит сократить масштабы нерациоиальпого

использования внебюджетных средств, сам по себе принцип взимания и

последующего целевого использования взносов в эти фонды не отвечает

требованиям современной бюджетно-налоговой системы. Использование

специального налога и внебюджетных фондов вступает в противоречие с одним

из основополагающих ее принципов ( принципом неассигнования доходов на

расходы.

Таким образом, и в 1995 г. Российский бюджет оказался не свободным от

структурных проблем, унаследованных от предшествующих лет.

В конце 1995 года накопленные предпосылки кризиса уже выявили узкие

места и узлы напряженности в бюджетной системе и ее взаимосвязях с реальным

сектором экономики. К середине 1996 года бюджетный кризис четко проявился в

следующем:

. сокращение доходной базы бюджетов всех уровней и прежде всего

федерального бюджета;

. резкое и хаотичное сокращение бюджетных расходов с ярко выраженной

структурной деформацией этих расходов;

. критическое накопление государственного долга, чрезмерно дорогое его

обслуживание, нерациональная структура источников покрытия.

В современном бюджетном процессе как в зеркале отразились общие

диспропорции и противоречия экономических процессов в стране. По существу

экономика попала в «бюджетную ловушку», суть которой состоит в острой

нехватке бюджетных ресурсов, вызванной резким сокращением налогового

потенциала в связи с падением производства. Одновременно для приостановки

падения производства необходима активизация бюджетного инвестирования,

которая в условиях резкого сокращения налоговых доходов бюджета становится

просто нереальной. Положение усугубляется и тем, что фискальные расходы

бюджета (оборонные, административно-управленческие) малоэластичны по

отношению к падению производственного и налогового потенциала, а в условиях

инфляции и вовсе имеют четко выраженную тенденцию роста. Более того, спад

производства неизбежно требует наращивания и социальных бюджетных расходов.

Таким образом, бюджетная система страны попала в замкнутый круг острой

нехватки финансовых ресурсов и такой же острой необходимости увеличения

бюджетных расходов.

К основным причинам бюджетного кризиса можно отнести следующие:

. отсутствие комплексного подхода к формированию правовой базы

экономических реформ в целом и реформы налогово-кредитной системы страны,

в частности, способной создать необходимые условия перехода к

цивилизованным нормам государственного регулирования рыночных отношений;

. пассивное отношение государства к регулированию микроэкономических

процессов, основанного на принципах и формах реализации прямого

государственного контроля за соблюдением установленных законов всеми

участниками рыночных отношений;

. неотработанность форм и методов взаимодействия федеральных властей и

субъектов федерации в сфере налогово-бюджетных отношений, ориентированных

не только на учет интересов регионов и различных управленческих уровней,

но и на стимулирование интересов производителей и потребителей.

Особенностью бюджетного кризиса в России является и то, что он

развивается на фоне ярко выраженного и достаточно затянувшегося кризиса

неплатежей. Кризис неплатежей ( это в свою очередь прежде всего результат

пассивного отношения государства к экономике предприятий. Из сферы

государственного регулирования совершенно неоправданно практически выпали

проблемы мотивации хозяйственной деятельности предприятий, их собственников

и управляющих, что фактически привело к разрегулированию финансов реального

сектора экономики, выразившемуся в кризисе ликвидности и как следствие (

втягиванию в «круг неплатежей» государственных финансовых ресурсов.

Это просчет экономической политики и экономических реформ. Взаимосвязь

кризиса неплатежей и бюджетного кризиса очевидна, поскольку причины, их

породившие, обусловлены преимущественно непродуманной налогово-бюджетной

политикой. К их числу можно отнести: слабую ориентацию налогово-бюджетной

политики на стимулирование хозяйственной деятельности, что проявилось в

чрезмерном налоговом бремени, и в отсутствии единой целенаправленной

системы льгот, стимулирующих деловую активность; кругооборот долгов между

государством и предприятием вследствие сугубо фискальной налоговой

политики, результатом которой является стремление уклонения от налогов;

бюджетное финансирование до сих пор настроено, главным образом, на (латание

дыр(, а не на структурную перестройку экономики; уравнительное

распределение бюджетных ресурсов, которое не только порождает иждивенчество

(ведь льготы даются более слабому, а не сильному), но и приводит к

неэффективному использованию скудных государственных средств, ибо ничтожна

экономическая отдача от этих вложений; отсутствие нормальной

амортизационной политики приводящей к тому, что предприятия, не имея базы

для собственного накопления, вынуждены (проедать( свои оборотные средства,

или наращивать долги поставщикам; уход производственных инвестиций на

финансовый и валютный рынки.

Вследствие серьезных просчетов в принятом курсе экономических реформ в

России в условиях спада производства валового внутреннего продукта в

экономике страны накапливались негативные тенденции, проявление которых все

более концентрировалось в бюджетных процессах и, наконец реализовалось в

бюджетном кризисе, при котором бюджетная система страны оказалась не в

состоянии мобилизовать финансовые ресурсы, достаточные для выполнения своих

фискальных, социальных и экономических программ.

К середине 1996 года в финансовой сфере произошла определенная

дестабилизация ситуации, что сказалось не только на состоянии взаимных

расчетов и платежей, финансовой дисциплине, но и на нарастании бюджетного

дефицита.

Снижение ежемесячных темпов инфляции, которое протекало на фоне

сокращения объемов ВВП и промышленного производства, замедления скорости

обращения денег, ухудшения финансового состояния предприятий только

усугубило ситуацию, поскольку структура налоговой системы России, где

основную роль играет НДС, ориентирована в основном на пополнение бюджета за

счет инфляционных доходов. Именно поэтому бюджетный кризис не совпал по

времени с началом кризиса неплатежей, а проявился лишь в условиях

сокращения темпов роста инфляции.

Доля налоговых поступлений в ВВП без учета предоставленных налоговых

освобождений снизилась в первом полугодии текущего года до 4,5 % против

10,4% за соответствующий период прошлого года.

Налогооблагаемая база сократилась не только за счет резкого сжатия

массы прибыли, но и за счет уменьшения инфляционного роста цен.

Соответственно, налоговая система, ориентированная на обложение объемов

оборотов хозяйственной деятельности, привела по существу к

непропорциональному распределению налогового бремени между сферами

производства. Если посмотреть структуру налоговых поступлений в бюджет в

отраслевом разрезе, то можно сказать, что при том, что промышленность

занимает в составе валового внутреннего продукта 42% (при этом до 30%

промышленного оборота происходило по бартеру), ее доля в налогах составляет

53%, а доля в недоимке 65%; объем сельскохозяйственного производства

составляет 13,7% в ВВП, а доля в уплаченных налогах ( 1,1%. В торговле и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты