n чистый доход. От вложений в ЦБ - МБП
n др. Текущий доход. - др. Текущий расход
Такая форма отчетности позволяет видеть конечного финансового результата,
выявить основные факторы прироста или падения прибыли, оценить источники
увеличения чистой прибыли с качественной стороны. Положительные выводы
можно сделать в случае прироста чистой прибыли за счет стабильных
источников. В противном случае рейтинг банка не увеличивается, несмотря на
количественный рост конечного финансового результата.
Цель управления прибылью - максимизация стоимости банка и увеличения
стоимости акционерного капитала. Но могут быть и другие цели - например
выход на уровень западных стандартов с целью получения доступа к крупным
западным кредитным линиям или с целью выхода на западный рынок долговых
обязательств.
2. Расчет рентабельности подразделений банка и отдельных направлений его
деятельности.
Лекция 5.
Вопрос 11 Определение содержания проблемы управления ликвидностью
коммерческих банков.
Обеспечение необходимого уровня ликвидности есть одна из наиболее важных
задач управления банком. Банк считается ликвидным, если он имеет
возможность получить ликвидные средства по приемлемым ценам, в требуемом
объеме и в необходимый момент времени.
Для большинства банков наибольший спрос на ликвидные средства возникает по
следующим причинам:
1) снятие клиентами своих средств
2) увеличение кредитного портфеля
3) выполнение обязательств по межбанковским сделкам
4) резервирование
5) налоги
6) выплата дивидендов
Источники ликвидных средств
1) зачисление и взносы на счета клиентов
2) погашение раннее выданных ссуд
3) продажа активов банка
4) доходы от продажи непроцентных продуктов
5) привлечение средств на денежном рынке
Эти различные источники спроса и предложения ЛС в сумме определяют нетто-
ликвидную позицию банка в данный момент времени. Соответственно. Когда
спрос на ЛС превышает их совокупное предложение, руководство банка ,
сталкиваясь с дефицитом ЛС, должно решить как и в какие сроки получить
нужный объем ЛС. И наоборот, если в какой-то момент совокупное предложение
ЛС превышает спрос на них, руководство должно решить, как и на какие сроки
инвестировать этот излишек до того момента, пока они не потребуются для
покрытия будущих текущих обязательств.
Решающее значение в управлении ликвидностью имеет фактор времени. Некоторые
потребности в ЛС могут иметь безотлагательный характер, например выплаты по
крупным ДС. Долгосрочный спрос на ЛС зависит от сезонных, циклических и
трендовых факторов.
Существует также разделение на внутренние и внешние факторы, определяющие
качество управления ликвидностью банка.
К внутренним факторам относятся:
n капитальная база
n качество активов - способность активов трансформироваться в денежную
наличность ( в России - четыре группы)
n качество пассивов - критерий качества депозитов является их стабильность
n сопряженность активов и пассивов по срокам
n зависимость от внешних источников
n профессионализм менеджмента
n имидж банка
Большая часть проблем банка, связанных с ликвидностью возникает за
пределами банков, и исходит от их клиентов и других внешних факторов.
К внешним факторам относятся главным образом межбанковские кредиты и
кредиты ЦБ. Очевидно, что чрезмерная зависимость банка от внешних факторов
может служить причиной повышенного риска, связанного с изменением
конъюнктуры рынка .Пример : изменения на фондовых рынках могут вызвать
кризис ликвидности.
Таким образом, сущность проблем управления ликвидностью может быть
представлена следующими утверждениями:
1) Спрос на ЛС банка почти никогда не бывает равен предложению на
определенный момент времени. Банк всегда имеет дело либо с дефицитом,
либо с избытком ЛС.
2) Существует постоянная дилемма между ликвидностью и доходностью банка.
Одна часть ресурсов банка идет на поддержание ликвидности, другая часть -
для достижения прибыльности банка. Кроме того, руководство банка , решая
проблему ликвидности и прибыльности , должно принимать во внимание
альтернативную стоимость активов.
3) Почти всегда банки имеют некоторое несоответствие между сроками
погашения по своим активам, и сроками погашения по основным
обязательствам, что определяется прежде всего тем, что банки имею
значительную долю обязательств, требующих немедленного выполнения,
например вклады до востребования или расчетные счета.
Вне зависимости от этих факторов удовлетворение спроса на ликвидные
средства должно быть для банка высокоприоритетным.
2. Стратегии управления ликвидными средствами.
Исходя из существующего опыта можно выделить несколько принципиальных
подходов к решению проблем управления ликвидностью банков:
1) обеспечение ликвидности за счет активов ( управление активами)
Наиболее старый способ обеспечения потребностей банка в ЛС. В чистом виде
эта стратегия выражается в накоплении ЛС в виде ликвидных активов - главным
образом денежных средств и быстрореализуемых активов. Эту стратегию также
называют стратегией трансформацией активов. При этом ликвидные активы
должны иметь свой постоянный широкий рынок, иметь относительно стабильные
цены.
Недостатками данной стратегии есть то, что любая трансформация активов так
или иначе связана с определенными потерями, а значит стратегия
трансформации активов не является самым дешевым и абсолютно безрисковым с
точки зрения доходности способом управления активами.
2) использование преимущественно заемных ликвидных средств для
удовлетворения спроса на денежные средства ( управление пассивами)
Стратегия крупных банков. Эта стратегия заемной ликвидности, в чистом виде
предполагает заем быстрореализуемых средств в количестве, необходимом
банку, для покрытия всего ожидаемого спроса на ЛС. Поскольку решающую роль
при данной стратегии играют внешние факторы, стратегия управления пассивами
является наиболее рисковым способом решения банком проблем ликвидности.
1) сбалансированное управление ликвидностью
Поскольку предыдущие стратегии управления ликвидностью очевидно
несовершенны , многие банки выбирают компромиссную стратегию управления
ликвидностью, а именно управление и активами, и пассивами, при
необходимости выдвигая на приоритетный план ту или иную их них.
Вопрос 13. Основные элементы управления ликвидностью коммерческих
банков.
1) Управление ликвидностью неизбежно связано с деятельностью всех
бизнесподразделений банка, т.е. тех подразделений, отвечающих за
использование и привлечение средств банка. Координация их действий - одна
из ключевых задач менеджера, отвечающего за управление ликвидностью
банка.
2) Планирование всех возможных операций и внешних факторов, влияющих на
изменение ликвидности банка.
3) Определение приоритетности управления ликвидностью банка на данный
период времени, т.е. отведение данной задачи вспомогательной или решающей
роли. Доктрина, согласно которой банк должен предоставлять все хорошие
кредиты, даже если он испытывает недостаток в ликвидных средствах.
4) Постоянный анализ потребностей банка в ликвидных средствах , а также
анализ альтернативной стоимости активов.
Оценка потребностей банка в ликвидных средствах
В последние годы было разработано несколько методов оценки потребностей
банка в ЛС.
1) Метод источников и использования ЛС .
Данный метод основан на двух простых взаимосвязях:
n ЛС растут , когда приток пассивов превышает рост кредитного портфеля
n ЛС уменьшаются , когда снижаются объем депозитов по отношению к росту
кредитного портфеля.
Основные элементы данного метода состоят в прогнозировании величин кредитов
и депозитов на данный период времени и расчета динамики их изменения.
В данном случае банк использует массу статистических показателей, некоторые
из которых носят общеэкономический характер, некоторые рассчитываются
исходя из предшествующего периода ( трендовые величины):
n Трендовый компонент, который строится, исходя из величин пассивов и
активов за определенный предыдущий период времени.
n Сезонный компонент.
n Циклический компонент - вычисляемый как результат взаимодействия
сезонного и трендового компонентов.
1) Метод структуры средств.
При использовании данного метода все источники средств банка разделяются на
категории , в основе которых лежит оценка возможности их быть потерянными
для банка. При самом общем делении можно разделить все депозиты банка на
следующие категории:
1) Обязательства по депозитам до востребования и «коротким деньгам»
2) Ненадежные средства - вклады клиентов, и средства на расчетных счетах
клиентов.
3) Стабильные средства.
Основное правило использование ненадежных пассивов и недепозитных
обязательств состоит в сохранении их фиксированной величины в ликвидных
средствах. Таким образом размер ликвидных средств по банковским депозитам
может быть рассчитан, исходя из средневзвешенной оценки пропорционально
существующей структуры пассивов.
Это означает, что при проведении банком агрессивной доктрины, руководство
должно стараться устанавливать максимально возможную величину совокупных
кредитов и держать в ликвидных резервах разницу между фактической величиной
кредитного портфеля и его потенциальным объемов в будущем периоде.
1) Метод показателей ликвидности.
Многие банки , используют для расчета потребностей ликвидных средств ряды
соотношений, исходя из с9воего опыта , а также среднеотраслевых
показателей.(Нормативов ЦБ).
Как правило такой расчет предполагает использование определенных финансовых
коэффициентов, называемых индикаторами ликвидности:
Касса + остатки на корр. счетах
Показатель денежной позиции. = совокупные активы
Первоклассные долговые обязательства в ЦБ
Показатель ликвидных ЦБ = совокупные активы
ЦБ в залоге
Удельный вес заложенных ЦБ = общий портфель ЦБ банка
денежные рыночные активы
Удельный вес «горячих денег» = денежные рыночные обязательства
Лекция 6.
Вопрос 14 Понятие, экономическое содержание, способы и методы управления
активами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8