гербы, эмблемы, символические знаки; палеографический - тексты, письменные
знаки, правила орфографии; сфрагистический - печати, перфорации, конгревы;
хронологический - даты; метрологический - соотношение между крупной купюрой
и ее дробными частями; филигранный - водяные знаки на бумаге, материал
(основа), из которого изготовлен денежный знак, бона, суррогат денег;
иконографический - исторические лица, изображенные на денежных знаках;
орнаментальный - графические, живописные украшения; филателистический -
наклеенные марки на денежных знаках; эпиграфический - надпечатки
позднейшего происхождения на денежных знаках13.
Внешняя критика бумажного денежного знака отличается от анализа любого
письменного документа своей спецификой, заключающейся в том, что в отличие
от других письменных источников это - государственный документ, являющийся
средством платежа, обращения и накопления. Он содержит в себе много
различных элементов, признаков (палеографических, орнаментальных,
геральдических и др.), отражающих идеологию эмитента, \\\"прочесть\\\"
которые возможно лишь при специальной подготовке. При сравнении с актовым
документом, анализ бумажных денежных знаков более сложен. Так, если при
работе с актовым документом исследователь изучает лишь текст
(палеографический анализ), бумагу (филигранный анализ) и печати
(сфрагистический анализ), то для внешней критики бумажных денежных знаков
нужны еще знания специальных (вспомогательных) исторических дисциплин -
геральдики, хронологии, метрологии, иконографии, эпиграфики, филателии и
орнаментики.
С помощью внешней критики бумажного денежного знака, боны исследователь
выявляет место и время эмиссии, выпуска; государственную принадлежность;
цели и характер эмиссии, выпуска; сроки их обращения и погашения; гарантию
эмиссии, выпуска; оригинал это или копия (фальшивый знак); классовую
принадлежность эмитента; дальнейшую судьбу эмиссии, выпуска14.
Без внутренней критики денежного знака, боны невозможно определить многие
факты, касающиеся денежных знаков: разновидности, тиражность, наличие
других номиналов, метрологию и полную историю эмиссии. Для внутренней
критики бумажных денежных знаков привлекались отечественные каталоги,
специальная, справочная литература, документы, отдельные публикации и
архивы.
Изучение бумажных денежных знаков как исторического памятника требует
своих методов и приемов. Главным методом бонистики становится комплексный
анализ бумажного денежного знака15. При комплексном анализе большую помощь
оказывают методики специальных исторических дисциплин.
Приемы и методы источниковедческого анализа бумажных денежных знаков
Исследуя бумажные деньги по их основным признакам, историки бонисты
получают такие сведения о деятельности эмитента, которых нет в других
источниках. В некоторых случаях бумажные деньги выступают как единственный
документ, характеризующий некоторые стороны политической, социально-
экономической деятельности эмитента.
Природа денежного знака неразрывно связана с функционированием
государства; любое изменение текста, даты, рисунка, подписи и других
признаков на нем свидетельствует об изменениях политического характера.
Изучение этих изменений, установление их закономерности способно внести
дополнения и уточнения в исследуемые проблемы.
Первоначально, при исследовании бумажного денежного знака, необходимо
провести гербовую экспертизу находящихся на нем эмблем и гербов, других
символических знаков, используя эмблематику (геральдику).16 Эмблематический
признак на денежных знаках - решающий при определении эмитента, он
подчеркивает его классовую принадлежность. Одним из первых видов работы с
денежными знаками является определение по гербу, символическому знаку его
государственной и классовой принадлежности17.
Работа с геральдическим признаком на денежном знаке требует особого
внимания, так как даже незначительное изменение в гербе или другом
символическом знаке указывает на изменение эмитента. Герб является особым
видом исторического источника, определяющий новые ценные данные, а гербовая
экспертиза, как необходимая составная часть комплексного исторического
исследования, может дать новое решение отдельных вопросов социально-
экономической истории.
Кроме гербов, которые располагаются на бумажных денежных знаках, большую
роль играют такие элементы, как геральдические и негеральдические знаки,
имеющие различное символическое значение и отображающие определенную
идеологию. К негеральдическим фигурам относятся: естественные фигуры -
человек, животные, птицы, рыбы, солнце, звезды, растения (каждая из которых
передает определенное понятие);18 искусственные предметы (сделанные
человеческими руками) - меч, лук, стрелы, щит, шлем, серп, молот;19
тератологические фигуры - двуглавый орел, дракон, вашпан, имеющие
символическое значение и не существующие в природе20.
Немаловажную роль при рассмотрении геральдического признака на деньгах
играют цвета красок, которые используются при изображении герба или других
символических фигур и предметов. В том случае, когда красками помечено поле
щита либо символического знака, цвет играет определенную роль; в других же
случаях цвета красок, нанесенные на денежные знаки, особой геральдической
роли не играют. В России за многие годы обращения бумажных денежных знаков
сложилась традиция раскраски отдельных купюр, сохранившаяся до начала 90-х
гг21.
В 20-30 гг., в ходе социалистического строительства символическое
значение красок было подчинено идеологии. Социалистическое государство,
создавая свою эмблематику, вложило в понятия цвета революционные традиции
пролетариата. Красный цвет стал символом революции, жизни, тогда как в
дореволюционной России он означал храбрость, мужество, неустрашимость.
Синий цвет, в прошлом означавший красоту, мягкость, величие, при советской
власти приобрел новое символическое значение - верности, доверия. Черный
цвет, в прошлом обозначавший печаль и смирение, при новой власти стал
символом торжественности и траура. Перечисленные геральдические и
негеральдические символы несут смысловую нагрузку, от расшифровки которой
зависит правильный анализ денежного знака, а с ним и правильное понимание
замысла эмитента, его идеологии.
Исследуя гербы и символические знаки на бумажных денежных знаках периода
гражданской войны, необходимо помнить, что они отражали политические,
классовые и идеологические цели, задачи и стремления конкретных
правительств, государств, государственных образований, армий, учреждений,
местных властей и даже частных лиц, выпускавших денежные знаки в обращение.
За короткий промежуток времени на денежных знаках российского государства
появлялись и исчезали всевозможные гербы и символические знаки. Так,
Российская империя имела пять разновидностей государственного герба -
двуглавого орла. Временное правительство - две. Герб РСФСР имел восемь
разновидностей22.
С зарождением новой эмблематики, гербы и эмблемы на советских местных
выпусках денег - означали орудия трудящихся, символы промышленности и
сельского хозяйства, а также изображения характерных особенностей той
местности, где выпускались бумажные денежные знаки. Многие местные
советские выпуски бон были украшены миниатюрами быта трудящихся. Революция
смела старое, традиционное представление о правилах оформления бумажных
денег, а новые только зарождались, поэтому каждый местный совет позволял
своему художнику проявлять свое творчество. Местные советские деньги
представляют особый интерес, как малоизвестные факты символического
понимания \\\"власти трудящихся\\\" разными социальными группами населения.
Из-за нехватки денег отдаленные от центра местные Советы рабочих и
крестьянских депутатов использовали найденные в банках и других кредитных
учреждениях денежные знаки прежних властей. Выпуская их в обращение,
местные органы власти ставили на них штампы, надпечатки, где доводили до
населения причину выпуска, сроки обращения. При гербовом анализе таких бон
необходимо обращать внимание не только на гербы прежних правителей, но и на
новые надпечатки и штампы (акцепты), с помощью которых можно установить,
кто и когда выпустил деньги в обращение23.
Среди гербов несоветских эмиссий наиболее распространен был двуглавый
орел (разных вариантов), а также другие атрибуты России - Георгиевский
крест, мечи, копья, орденские ленты24. А.И. Деникин на своих деньгах
поместил двуглавого орла, держащего в лапах молнии и лавровый венок с
Георгиевским крестом павшим. Денежные знаки становились символом власти. В
частности, если на денежных знаках помещен герб царской России при полных
регалиях, значит можно утверждать, что их выпустили явные сторонники царя -
монархисты; при снятых регалиях - буржуазия, поддерживавшая Временное
правительство и идею Учредительного собрания25.
На окраинах России правительства применяли свои национальные символы
местного значения26. Интересен герб на денежных знаках кавказского имама
Узун-Хаджи. Осенью 1919 г. появились его деньги - туманы, с характерными
для Востока геральдическими символами. В центре денежных знаков изображены
весы, на чашах которых расположены: слева - открытая священная книга
мусульман - Коран, справа - зеленое знамя; в центре перекрещенные винтовка
и кавказская сабля; внизу полумесяц и три звезды; вверху над
геральдическими символами - корона монарха27.
Исследование гербов при внешнем анализе бумажных денежных знаков, бон
дает возможность установить государственную принадлежность, классовый и
национальный характер эмитента. Изменение символики достаточно наглядно
отражало исторические процессы, смену правительств, курса и идеологии.
Следующим по значимости шагом является палеографический анализ бумажного
денежного знака, боны. Внешние признаки денежного знака, изучаемые
бонистической палеографией, включают краски, знаки письменности, подписи,
водяные знаки, изменения в тексте, номера серий. Кроме решения традиционных
задач внешней критики источника, благодаря совершенствованию конкретных
методик, палеография дает материал для выводов в области социально-
экономической, политической и культурной истории.
В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью
целого ряда признаков: знаков письменности, используемой бумаги, краски,