Бюджет - социально-экономическая сущность

доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы

должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или

достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом

объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все

расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и

поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления

не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением

целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из

бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой

печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации

о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную

открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри

представительного органа или между исполнительным и представительным

органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей

прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает,

что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных

бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование

конкретных целей.

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей

единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с

присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по

однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также

источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения

бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация включает:

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального

бюджета;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,

муниципальных образований;

классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных

внешних активов РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной

системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов

всех уровней.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и

безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение

органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджета: налоговые (федеральные, региональные и местные

налоги и сборы, а также штрафы и пени), неналоговые, а также доходы целевых

бюджетных фондов. Среди налоговых доходов наиболее значительное место

занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и

организаций и различные акцизы. К неналоговым доходам относятся доходы:

от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества,

находящегося в государственной или муниципальной собственности;

от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами

власти и учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,

административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации,

компенсации, возмещение ущерба);

финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают текущие потребности государства, местных

органов власти, бюджетных учреждений. Также к текущим расходам относится

оказание помощи различным отраслям экономики, бюджетам других уровней в

виде дотаций и субсидий.

Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную и

инвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходов предусматривают

выполнение определенной инвестиционной программы посредством кредитов

юридическим лицам. Также к капитальным относятся расходы на проведение

капитального (восстановительного) ремонта средств производства. Иначе

говоря, капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство и

прирост запасов.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците

бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники

финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной

системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные

кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических

лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных

государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или

гаранта погашения займов другими заёмщиками.

2 Характеристика уровней бюджетной системы

2.1 Федеральный бюджет

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы

Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план

государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения

национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,

необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации

социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится

с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической

стратегии.

Основными функциями федерального бюджета являются:

. перераспределение национального дохода и ВВП;

. государственное регулирование и стимулирование экономики;

. финансовое обеспечение социальной политики;

. контроль за образованием и использованием централизованного

фонда денежных средств.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета

СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они

занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из

двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли(17,с.155).

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы

претерпели коренные изменения.

Конкретное представление об источниках формирования федерального

бюджета можно получить из анализа основных положений федерального бюджета

на 2001 год. Он был утвержден по расходам в сумме 1193482,9 млн. рублей и

по доходам в таком же размере исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме

7750 млрд. рублей и уровня инфляции 12,0%. Таким образом, бюджет 2001 года

является первым бездефицитным бюджетом за весь период экономических реформ.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они

составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную

стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в

федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты

субъектов РФ и в местные бюджеты.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды

расходов:

. обеспечение деятельности Президента Российской Федерации,

Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов

исполнительной власти и их территориальных органов;

. функционирование федеральной судебной системы;

. осуществление международной деятельности в общефедеральных

интересах;

. национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу;

. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского

транспорта;

. государственная поддержка атомной энергетики;

. ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций

федерального масштаба;

. исследование и использование космического пространства;

. содержание учреждений, находящихся в государственной

собственности

. формирование федеральной собственности;

. обслуживание и погашение госдолга РФ;

. компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на

выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих

финансированию за счет средств федерального бюджета;

. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и

драгоценных камней, государственного материального резерва;

. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

. обеспечение реализации решений федеральных органов власти,

приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов

других уровней;

. финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

. официальный статистический учет и др.

Кроме этого, средства федерального бюджета используются для

финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в

целевые региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться

такие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности,

сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной

деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей

среды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных

и национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам и прочее.

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень

бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и

расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты