Бюджет - социально-экономическая сущность

функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до

населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в

значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в

первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального

хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты

субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую

очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие

социальной инфрастуктуры общества.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между

уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их

государственной поддержки, территориального формирования источников их

доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются

за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства,

принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо

фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет,

минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств,

передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования

(сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит

перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей

субъектов РФ. Например, статьей 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 г.»

установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления

от следующих федеральных налогов и сборов:

. налога на прибыль предприятий и организаций – по ставкам,

установленным законодательством Российской Федерации;

. налога на доходы физических лиц – в размере 99% доходов;

. акцизов на этиловый спирт-сырец, спирт питьевой, водку и

ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые

на территории РФ – в размере 50% доходов;

. акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за

исключением акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили

и т.д. – в размере 100% доходов;

. лицензионных и регистрационных сборов – в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

. платежей за пользование недрами - по нормативам, установленным

законодательством Российской Федерации;

. платы за нормативные, сверхнормативные выбросы вредных веществ,

размещение отходов и другие виды вредного воздействия на

окружающую среду – в размере 81% доходов;

. прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих

зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов

субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из

Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда

оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке»,

или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам,

у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого

бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем

регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в

планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых

соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и

регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из

указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно

их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в

общем объеме средств соответствующей части этого дохода

Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что

средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики,

учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на

соответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектам

федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов

формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Объем Федерального фонда финансовой поддержки регионов на 2001 год

составил 100 353 722,0 тыс. рублей.

2.3 Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы

Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального

образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных

средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к

предметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти

возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в

значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов

отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов

связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-

коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство

территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко

практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё,

социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в

муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных

расходов.

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных

бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности

его органам власти различных территориальных образований. Так, городским

органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности,

жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований

на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и

превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти

находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах

подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-

культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов

федерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и

регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы:

Доходы местных бюджетов

Собственные доходы

Регулирующие доходы

Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом

|Отчисления от |Средства из фондов|Дотации, |Средства, |

|федеральных и |финансовой |субвенции, |полученные из |

|региональных |поддержки регионов|субсидии из |вышестоящего |

|налогов | |вышестоящих |бюджета в порядке |

| | |бюджетов |взаимных расчетов |

Неналоговые доходы соответствующего бюджета

2.4 Внебюджетные фонды

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды

государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении

центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С

1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюджетных

экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные

экономические внебюджетные фонды были упразднены.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального

дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное

обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае

безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое

назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов

утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об

утверждении государственного бюджета. Формируются государственные

внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых

юридическими и физическими лицами. Наряду с этим источниками доходов

внебюджетных фондов являются:

. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;

. средства бюджета;

. займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих

банков.

Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации,

внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь

самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ

федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной

системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы

формирования, расходования, управления внебюджетными фондами

регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов

государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об

их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Но внебюджетные

фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных

внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации

являются:

. Пенсионный фонд Российской Федерации;

. Фонд социального страхования Российской Федерации;

. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как

самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою

деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным

обеспечением.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты