Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере

Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в

значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов

отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов

связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-

коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство

территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко

практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё,

социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в

муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных

расходов.

Доходы местных бюджетов

Регулирующие доходы

Собственные доходы

Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом

Неналоговые доходы соответствующего бюджета

|Отчисления от |Средства из |Дотации, |Средства, |

|федеральных и |фондов финансовой|субвенции, |полученные из |

|региональных |поддержки |субсидии из |вышестоящего |

|налогов |регионов |вышестоящих |бюджета в порядке|

| | |бюджетов |взаимных расчетов|

Рис. 4 Доходы местных бюджетов[6]

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных

бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности

его органам власти различных территориальных образований. Так, городским

органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности,

жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований

на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и

превышает 40% В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти

находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах

подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-

культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов

федерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и

регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы.

2.4 Внебюджетные фонды

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды

государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении

центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С

1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюджетных

экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные

экономические внебюджетные фонды были упразднены.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального

дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное

обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае

безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое

назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов

утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об

утверждении государственного бюджета. Формируются государственные

внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых

юридическими и физическими лицами. Наряду с этим источниками доходов

внебюджетных фондов являются:

. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;

. средства бюджета;

. займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих

банков.

Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации,

внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь

самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ

федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной

системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы

формирования, расходования, управления внебюджетными фондами

регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов

государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об

их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Но внебюджетные

фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных

внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации

являются:

. Пенсионный фонд Российской Федерации;

. Фонд социального страхования Российской Федерации;

. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как

самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою

деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным

обеспечением.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном

фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей,

страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть

средств поступает в результате капитализации временно свободных средств.

При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.

Средства Пенсионного фонда используются на выплаты государственных

пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для

детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также на пособия пострадавшим от аварии

на Чернобыльской АЭС.

Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно

действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения

в республиках в составе РФ, в национально-государственных и административно-

территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются

уполномоченные Фонда.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению

внебюджетный социальный фонд. Он действует в соответствии с Указом

Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о ФСС утверждено

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Основными задачами

Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в

разработке и реализации государственных программ охраны здоровья

работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

. страховых взносов граждан и юридических лиц;

. доходов от инвестирования части временно свободных средств;

. добровольных взносов граждан и юридических лиц;

. ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов,

связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от

радиации, а также на другие цели.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в

региональных отраслевых отделениях – аппараты органов ФСС. При ФСС

образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях –

координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его

председателем, который назначается Правительством РФ.

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по

закону РСФСР «О занятости населения РСФСР» (19 апреля 1991г.). Он создан

для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной

политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с

появлением в стране особой категории граждан – безработных.

Порядок образования и расходования средств определяется Положением о

Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным советом РФ 8 июня

1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет: обязательных

страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих,

ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Дополнительными источникам могут быть добровольные взносы юридических и

физических лиц и другие средства.

ГФЗН представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов

занятости, у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи

с этим вначале страховые взносы поступают в фонды занятости городов и

районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов РФ.

Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается

соответствующими вышестоящими представительными органами власти.

Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости,

формируемых субъектами Федерации.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в

соответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании

граждан РСФСР» (от 28 июня 1991г.)[7].

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются

Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как

самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды

действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном

медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном

медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ

от 24 февраля 1993 г.

Федеральный фонд медицинского страхования предназначен для:

выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного

медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках

обязательного медицинского страхования; осуществления контроля за

рациональным использованием финансовых средств.

Финансовых средства Федерального фонда образуются за счет: части

страховых взносов предприятий и организаций на обязательное медицинское

страхование; взносов территориальных фондов на реализацию совместных

программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального

бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского

страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от

использования временно свободных средств Фонда и иных поступлений.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты