Бюджет РФ

бюджетов составляют территориальные бюджеты.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между

центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного

федерализма.

Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между

центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами

местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

*)Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе

бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании

бюджетных средств.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти

всех уровней управления;

обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми

ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех

звеньев бюджетной системы;

наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных

прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную

систему, которые выражаются в самостоятельности

бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования

бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим

представительным органом власти и т.д.

В 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм финансово-

бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения средств между

федеральными и региональными бюджетами – передача средств из федерального

бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда финансовой поддержки

регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально

разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во

взаимоотношениях между региональными и местными бюджетами. Применение его

способствует объективизации межбюджетного распределения средств.

Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в

России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:

полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать

имеющимся у них полномочиям по доходам;

передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня

должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами;

должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы,

создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем

в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;

следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных

отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам;

Полный переход на казначейскую систему.

С этой целью следует:

более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями

власти;

фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах

согласованные пропорции совместных налогов;

создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в

формировании территориальных бюджетов;

создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах

прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот

для всех территорий;

внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-

расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти

и утверждении представительными органами власти минимальных государственных

социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

2. Межбюджетные отношения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках

межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной

власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с

формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням

бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по

временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы

Российской Федерации;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства

бюджетных прав муниципальных образований;

равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с

федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с

бюджетами субъектов Российской Федерации;

принцип распределения доходных источников (формы и направление поддержки

дотационных бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут

передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов

субъектов РФ – в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной

системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях

с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами,

который предполагает использование единой методики расчета нормативов

финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг,

нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а так же

единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых

доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ

должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета

РФ.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских,

республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны

иметь соответствующие доходы.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной

основе полностью или частично за соответствующими бюджетами

законодательством РФ.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами

государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые

доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные

перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных

бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на

региональные местные органы власти функции, экономического и социального

развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из

бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются

регулирующие доходы.

Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи,

по которым устанавливаются нормативы отчисления (в процентах) бюджеты

субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на

долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких

доходов.

Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов

всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидируемый бюджет

Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированный

бюджеты субъектов Россйской Федерации. В свою очередь консолидированный

бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е.

бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

3. Федеральный бюджет.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и

перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального

дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными

слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование

общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с

обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки

высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования

структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-

промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере

производства, пионерного освоения новых территориально-производственных

комплексов.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной

системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства,

утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно

федеральный бюджет является основным орудием перераспределения

национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,

необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации

социальной политики на территории всей России. При составлении проекта

бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов

бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом

необходимости осуществления избранной экономической политики. Например,

основными целями экономической политики на 1999 год были названы:

рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства

не менее чем на 3 процента;

прекращение спада сельскохозяйственного производства;

создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор

экономики;

формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке, в том

числе за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа по

сравнению с фактическим уровнем 1998 года не более чем на 1 процент;

снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня

собираемости налогов;

выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед

субъектами хозяйственной деятельности и населением;

рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 3 процента;

повышение инвестиционной активности, формирование источников реального

наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с

уровнем 1998 г. объемов капитальных вложений.

Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и

направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных

положений федерального бюджета на 1999 г. Федеральный бюджет на 1999 г. был

утвержден по расходам в сумме 575046,6 млн. рублей и по доходам в сумме

473676,1 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 4000 млрд. рублей

и уровня инфляции 30 % (расходы составили около 17,6 % ВВП). Предельный

размер дефицита федерального бюджета на 1999 год был установлен в сумме

101370,5 млн. рублей (2,54 % ВВП).

Данные свидетельствуют, что почти 84 % всех доходов бюджета составляли

налоговые доходы, а около 46 % налоговых доходов бюджета составлял налог на

добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов

являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов

РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты