бюджетов составляют территориальные бюджеты.
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между
центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного
федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между
центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами
местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
*)Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе
бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании
бюджетных средств.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти
всех уровней управления;
обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми
ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех
звеньев бюджетной системы;
наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных
прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную
систему, которые выражаются в самостоятельности
бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования
бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим
представительным органом власти и т.д.
В 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм финансово-
бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения средств между
федеральными и региональными бюджетами – передача средств из федерального
бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда финансовой поддержки
регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально
разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во
взаимоотношениях между региональными и местными бюджетами. Применение его
способствует объективизации межбюджетного распределения средств.
Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в
России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:
полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать
имеющимся у них полномочиям по доходам;
передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня
должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами;
должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы,
создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем
в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;
следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных
отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам;
Полный переход на казначейскую систему.
С этой целью следует:
более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями
власти;
фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах
согласованные пропорции совместных налогов;
создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в
формировании территориальных бюджетов;
создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах
прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот
для всех территорий;
внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-
расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти
и утверждении представительными органами власти минимальных государственных
социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
2. Межбюджетные отношения
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках
межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной
власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с
формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням
бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по
временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы
Российской Федерации;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства
бюджетных прав муниципальных образований;
равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с
федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с
бюджетами субъектов Российской Федерации;
принцип распределения доходных источников (формы и направление поддержки
дотационных бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут
передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов
субъектов РФ – в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной
системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами,
который предполагает использование единой методики расчета нормативов
финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг,
нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а так же
единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых
доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ
должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета
РФ.
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских,
республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны
иметь соответствующие доходы.
Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной
основе полностью или частично за соответствующими бюджетами
законодательством РФ.
Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами
государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые
доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные
перечисления.
Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных
бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на
региональные местные органы власти функции, экономического и социального
развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из
бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются
регулирующие доходы.
Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи,
по которым устанавливаются нормативы отчисления (в процентах) бюджеты
субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на
долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких
доходов.
Консолидированный бюджет
Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидируемый бюджет
Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированный
бюджеты субъектов Россйской Федерации. В свою очередь консолидированный
бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е.
бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.
3. Федеральный бюджет.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и
перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального
дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными
слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование
общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с
обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки
высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования
структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-
промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере
производства, пионерного освоения новых территориально-производственных
комплексов.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной
системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства,
утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно
федеральный бюджет является основным орудием перераспределения
национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,
необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей России. При составлении проекта
бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов
бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом
необходимости осуществления избранной экономической политики. Например,
основными целями экономической политики на 1999 год были названы:
рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства
не менее чем на 3 процента;
прекращение спада сельскохозяйственного производства;
создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор
экономики;
формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке, в том
числе за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа по
сравнению с фактическим уровнем 1998 года не более чем на 1 процент;
снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня
собираемости налогов;
выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед
субъектами хозяйственной деятельности и населением;
рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 3 процента;
повышение инвестиционной активности, формирование источников реального
наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с
уровнем 1998 г. объемов капитальных вложений.
Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и
направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных
положений федерального бюджета на 1999 г. Федеральный бюджет на 1999 г. был
утвержден по расходам в сумме 575046,6 млн. рублей и по доходам в сумме
473676,1 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 4000 млрд. рублей
и уровня инфляции 30 % (расходы составили около 17,6 % ВВП). Предельный
размер дефицита федерального бюджета на 1999 год был установлен в сумме
101370,5 млн. рублей (2,54 % ВВП).
Данные свидетельствуют, что почти 84 % всех доходов бюджета составляли
налоговые доходы, а около 46 % налоговых доходов бюджета составлял налог на
добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов
являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов
РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на