товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на
территории РФ, лишь 85 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на
спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия,
спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации,
- 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год). Полностью в
федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары,
ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных
таможенные платежи налог на отдельные виды транспорта.
В доходы федерального бюджета на 1999 год включались средства следующих
целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда,
Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с
преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонда
развития Федеральной пограничной службы, Фонда Министерства по атомной
энергии, Фонда развития таможенной системы, Федерального фонда
Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации.
4. Региональные бюджеты.
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они
предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на
государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной
системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и
функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и
свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории,
составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти
призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное
развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных
территориях. Значительно возрастает их координационная функция в
экономическом и социальном развитии территорий.
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации
аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют
определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием
бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое
бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год
ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств,
полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих
расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов
Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя
менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100
% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона,
особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ
осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления
трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.
5. Местные бюджеты.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и
имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность
составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты,
распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них
доходы.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных
результатов производства. Через них общественные фонды потребления
распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в
известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в
первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства,
объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом
обеспечения жизнедеятельности населения.
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования
(местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств,
предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам
ведения местного самоуправления.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы
по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако
их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до
60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в
региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются
иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в
Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях) превращает органы местного
самоуправления в постоянных просителей. Очевидно, что для создания
работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу
финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5
лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ
сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.
Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех
расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру,
42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство,
67 % - на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной
политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве
одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в
РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов
для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами
реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных
образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60
-закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную
пошлину и местные налоги и сборы).
Заключение
В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства далека от
идеальной. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны,
необходима реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными,
региональными и местными органами власти, но реформа не революционная, а
эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных проблем, таких
как:
в использовании бюджетных ресурсов нет экономической эффективности, потому
что у региональных и особенно местных властей отсутствуют стабильные
доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы,
повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы;
не достигается социальная справедливость, поскольку финансовая поддержка
регионов не имеет четкой стратегии критериев выравнивания межрегиональных
различий;
разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы является
нестабильным. Возможность ежегодного изменения нормативов отчислений от
федеральных налогов дестимулирует региональные и местные власти развивать
экономическую и налоговую базу территорий;
распределение финансовой помощи регионам, а внутри регионов – муниципальным
образованиям остается субъективным. Значительная часть финансовой помощи
вообще распределяется без утверждения в соответствующем бюджете. “
Формализованная” же часть финансовой поддержки фактически ореинтируется на
восполнение превышения расходов над доходами;
самое же главное в том, что у региональных и местных властей в рамках
действующей системы нет достаточных стимулов и заинтересованности проводить
рациональную, “прозрачную” и ответственную бюджетную политику.
Чтобы исправить сложившееся положение Постановлением Правительства РФ в
1998 году была одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений в
1999-2000г.г., а также план график ее реализации.
Концепция предполагает решение ряда задач, в том числе:
- уточнения перечня федеральных, региональных, местных налогов;
- использование единых и стабильных нормативов отчислений от федеральных
налогов в бюджеты всех уровней;
- разделения финансовой поддержки на текущую и ивестиционную;
- поэтапный переход к оценке объективных бюджетных потребностей регионов на
основе бюджетных нормативов и индексов бюджетных расходов;
- создание стимулов для реформирования региональных финансов.
Эти проблемы в равной степени относятся и к отношениям федерального
бюджет с бюджетами субъектов Федерации и к межбюджетным отношениям внутри
регионов. Органы власти и управления каждого уровня должны обладать
реальной налогово-бюджетной самостоятельностью и нести полную
ответственность за ее использование. С этой точки зрения в настоящее время
в наиболее уязвимом положении находятся именно органы местного
самоуправления. Без радикального реформирования взаимоотношений между
региональными и местными бюджетами (с учетом региональных особенностей, но
в рамках единой стратегии) бюджетное устройство России не будет по
настоящему устойчивым.
Список литературы
Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – N 159-ФЗ - 1998г.
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-
М.:Юнити, 1999
3. Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее
реализации// Финансы.- 1999.- N 1с.6
4. Закон Российской Федерации – О финансовых основах местного
самоуправления от 25.09.97г. N 126-ФЗ.
Постановление Правительства РФ – О концепции реформирования межбюджетных
отношений в Российской Федерации в 1999-2000г.от 30.07.98г.N 862.
Финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С,1999г
-----------------------
Поселковые бюджеты
Районные бюджеты
Бюджеты городов
Бюджеты районов
Региональные целевые бюджетные фонды
Местные целевые бюджетные фонды
Местные бюджеты
Бюджеты субъектов РФ
Федеральные целевые бюджетные фонды
Территориальные внебюджетные фонды
Территориа-льные бюджеты
Федеральные вне-бюджетные фонды
Федеральный Бюджет РФ
Бюджетная система Российской Федерации
Доходы территориальных бюджетов
Собственные доходы
Регулирующие доходы
Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом
Неналоговые доходы соответ-ствующего бюджета
Отчисления от федеральных и региональных налогов
Средства из фон-дов финансовой поддержки регионов
Дотации, субвен-ции, субсидии из вышестоящих бюджетов
Средства, получен-ные из вышестоя-щего бюджета в порядке взаимных расчетов
Бюджеты сельские
Бюджеты поселковые
Бюджеты городские
Бюджеты районные
Бюджеты городов
Бюджеты районов
Бюджеты му-ниципальных образований (местные бюджеты)
Территори-альные целе-вые бюджет-ные фонды
Бюджеты субъ-ектов Российс-кой Федерации (региональные бюджеты)
Федеральные целевые бюджетные фонды
Федераль-ный бюджет
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
(территориальные бюджеты)
Федеральный бюджет Российской Федерации
Консолидированный бюджет
Российской Федерации
Сельские бюджеты
Городские бюджеты
Бюджеты внутри-городских районов
Поселковые бюджеты