обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. На данном этапе
развития появляется возможность покрывать всевозрастающие расходы
государства денежными налогами, таможенными и другими сборами с
товаропроизводителей и отдельных граждан. Общегосударственные расходы стали
направляться на поддержку некоторых слоев населения, а также на развитие
транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения. Для
обоснования потребности в ресурсах, их конкретного направления, выяснения
возможности финансового обеспечения государственных расходов, начинают
составлять отдельные сметы затрат и доходов. По мере развития круг
прогнозируемых на год расходов, источников их покрытия увеличивается,
растет количество разрозненных смет. И постепенно отдельные сметы затрат и
поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, чтобы
иметь возможность рассчитать свои финансовые ресурсы. Так, в конце 17века в
Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов,
которая получает название бюджет.
В конце же 18 – начале 19 века практически все государства Европы имели
свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год.
По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об
экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов,
платежеспособности.
Беларусь, лишенная государственной самостоятельности, не имела своего
бюджета, однако участвовала в формировании доходов государственного бюджета
России. Основная часть доходов поступала в виде косвенных налогов. Вообще,
обложению подвергались не доходы, а имущество. Все же бюджетные поступления
на территории Беларуси в 1913 году составили 85,6 млн. руб., в том числе на
долю Государственного бюджета приходилось 78,8%. Расходы определились в
сумме 61,2 млн. руб., из которых ассигнования по государственному бюджету
составили 70,4%.1
После образования БССР в 1919 году, бюджет республики не составлялся из-за
военных действий и оккупации. Первый бюджет был составлен в 1921 году, но
исполнен с огромным дефицитом. За счет эмиссии покрывалось 92% всех
расходов.
С образованием в 1922 году СССР, Государственный бюджет БССР вошел в состав
бюджетной системы государства. Основные направления бюджетной политики БССР
определялись решениями и постановлениями центрального правительства.
И только с обретением независимости бюджет РБ получает новое назначение,
происходят некоторые изменения в его структуре, содержания доходов и
расходов. В доходную базу бюджета полностью стали зачисляться налог с
оборота и подоходный налог с населения. Впервые в бюджете республики
появились такие доходы, как средства от выкупа, акционирования, доходы от
внешней экономической деятельности. В связи с этим доходную базу бюджета
удалось несколько расширить.
Однако, несмотря на существенное увеличение доходов бюджета РБ, их не
хватило для покрытия всевозрастающих расходов. Официально был запланирован
дефицит бюджета в сумме 3,7 млрд. рублей, что составило примерно 11,6% ко
всем расходам.2
Быстрый рост расходов бюджета был вызван не только инфляционными
процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые
приоритеты и потребности, необходимостью самостоятельного обеспечения
внутренней и внешней безопасности.
В последующие годы в структуре и содержании бюджета РБ происходили более
существенные изменения в связи с созданием новой налоговой системы,
принятием новых законов и законодательных актов. Также на содержании и
структуре бюджетных доходов и расходов существенно отразились кризисные
явления в экономике, расстройство денежного обращения, социальная
напряженность в обществе.
1.3. Бюджетное устройство Республике Беларусь
Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов как
организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса,
взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность
бюджетных прав.
Вообще, в разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями
в зависимости от государственного устройства, территориально-
административного деления, уровня развития экономики и других специфических
черт конкретного государства.
Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических
отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных
административно-территориальных образований каждого государства, занимает
главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран
отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во
многом зависят от их государственного устройства и ее территориального
деления.
В бывшем Советском Союзе бюджетное устройство базировалось на принципе
демократического централизма. Традиционно Государственный бюджет состоял из
союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета государственного
социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в
союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.
В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя
республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Наша бюджетная
система основывается на принципах единства, самостоятельности всех
бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает
сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых
доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает
установление более эффективного контроля за финансами со стороны
законодательных органов.
Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по
каждой статье всех затрат и поступлений.
Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных
росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.
Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет, его основные
расходы и источники доходов.
Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и
дополняют друг друга, они нашли свое правовое отражение в Конституции нашей
республики и специальных законах: « О бюджетной системе РБ» и некоторых
других законодательных актах.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней
представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит
воздействие бюджета на общественные процессы.
Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует
бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением
независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных
депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий
по повышению уровня жизни населения.
Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и
взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики
государства через республиканский и местные бюджеты.
1.4. Государственный бюджет Республики Беларусь
Итак, государственный бюджет, являясь основным финансовым планом
государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает
политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий,
дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Как уже отмечалось выше, с обретением независимости госбюджет РБ
получил новое назначение, произошли изменения в его структуре, содержании
доходов и расходов.
В целом, основные черты бюджета РБ в переходном периоде характеризуются
следующим образом:
Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части
произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные
нужды.
Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с
юридических и физических лиц.
Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением
функций государства, появлением новых общественных затрат.
Дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и
относительных показателях к ВНП, произведенному национальному доходу, что
затрудняет управление данным процессом и оказывает негативное влияние на
сбалансирование и развитие экономики.
Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и прежде всего, в
бюджетной системе РБ, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но
по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и
социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.
В нижеприведенной таблице № 1 отражаются данные о госбюджете в млрд. бел.
рублей: доходы, расходы и баланс госбюджета в абсолютном выражении и в
процентах к ВВП.
Таблица № 1: Государственный бюджет.1
| | Расходы, |Баланс бюджета |
|Доходы, |Всего % от |Всего % от |
|Всего % от ВВП |ВВП |ВВП |
|1991 |26 |24 | 2 |
| |30,3 |27,9 |2,3 |
|1992 |296 |314 |-18 |
| |32,9 |34,9 |-2,0 |
|1993 |3623 |4168 |-545 |
| |37,4 |43,0 |-5,6 |
|1994 |6493 |7111 |-618 |
| |37,8 |41,4 |-3,6 |
|1995 |35468 |38756 |-3288 |
| |30,5 |33,3 |-2,8 |
|1996 |50669 |54315 |-3646 |
| |27,5 |29,5 |-2,0 |
|1997 |112886 |120832 |-7946 |
| |32,7 |35,0 |-2,3 |
|1998 |239547 |246636 |-7089 |
| |37,2 |38,3 |-1,1 |
|1999 |683783 |717311 |-33528 |
| |36,5 |38,3 |-1,8 |
Законом РБ «О бюджете РБ на 2000 год» был утвержден республиканский бюджет
по расходам в сумме 1 611 853 609 тыс. рублей исходя из прогнозируемого
объема доходов в сумме 1 493 358 252 тыс. рублей.2 Предельный размер
дефицита бюджета на 2000 год был установлен в сумме 118 495 357 тыс.
рублей.
Вообще, оценивая бюджет на 2000 год, становится очевидным, что
правительство вносит некоторые коррективы в экономическую политику и
несколько по-иному определяет приоритеты своих действий в текущем году. В
прошлые годы основной акцент делался на росте объемных показателей – ВВП,
промышленного производства, инвестиций. И эти показатели, например, в 1997
году были достаточно высоки. В меньшей степени уделялось внимание
финансовой стабилизации. Росла инфляция, курс национальной валюты падал, и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8