Бюджетная политика РБ

|доходов | | | | | | | | | |

|Доходы, всего|100,|100,|100,|100,|100,|100,0|100,0|100,|100,|

| |0 |0 |0 |0 |0 | | |0 |0 |

|В том числе | | | | | | | | | |

|НДС |--- |--- |37,1|27,6|27,4|28,0 |28,2 |29,7|25,8|

|Налог на | | | | | | | | | |

|прибыль и |23,4|24,7| | | |23,5 |14,6 | | |

|доходы | | |25,8|29,7|30,7|7,9 |12,5 |14,7|12,3|

|Акцизы |--- |--- | | | | | | | |

|Государственн| | |8,9 |12,1|10,6| | |12,9|11,1|

|ые налоги | | | | | |9,3 |10,4 | | |

|С населения |6,0 |9,2 | | | |1,7 |0,5 | | |

|Налог на |--- |--- |7,4 | | | | | | |

|топливо | | |2,4 |7,1 |7,3 |2,5 |1,9 |10,1|10,1|

|Налог на |--- |--- | |2,6 |2,2 |7,8 |7,5 | | |

|недвижимость |--- |--- |0,6 | | | | |--- |….. |

|Чрезв.-й | | |--- |0,9 |1,3 | | | | |

|налог | | | |--- |4,9 |0,5 |0,9 |2,8 |3,8 |

|Платежи за |--- |--- | | | |0,9 |1,8 |5,0 |….. |

|пользование |--- |0,0 |0,1 | | | | | | |

|прир.-ми | | |0,5 |0,3 |0,1 | | | | |

|рес.-ми | | | |0,4 |0,3 | | |0,7 |….. |

|Плата за | | | | | |9,3 |9,7 |1,6 |….. |

|землю |2,5 |19,1| | | |5,7 |6,7 | | |

|Госпошлина, |0,1 | |13,5| | | | | | |

|сборы и | |0,7 | |11,9|3,9 | | | | |

|разные | | |1,6 | |9,2 | | |8,1 |…...|

|неналоговые | | | |6,9 | | | |8,2 | |

|доходы | | | | | | | | |6,3 |

|Доходы от ВЭД| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится

очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает снижаться

удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и

подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1994 года по

настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и

доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 29,7 % в 1994

году до 10,1 в 1999году). Удельный вес подоходного налога также сокращается

ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по

международным стандартам является действительно низким.

Доля косвенных же налогов в доходах государственного бюджета увеличивалась.

Ниже, на рисунке 1 представлена композиционная структура доходов

госбюджета.1

Вообще, структура доходной части бюджета на 2000 год не претерпела

существенных изменений по сравнению с предыдущим годом. Так, Статьей 5, в

республиканском бюджете на 2000 год предусмотрены поступления доходов по

основным источникам в следующих суммах:2

Статья 5. (тыс. рублей)

1. Текущие доходы 1 177 020 214,0

1.1. Текущие налоговые доходы 1 091 485 856,0

1.1.1. Прямые налоги на доходы и прибыль 231 780 079,0

Налог на прибыль 224 348 224,0

Налог на доходы 7 431 855,0

1.1.2. Налоги, исчисляемые с фонда заработной платы 61 771 420,0

Чрезвычайный налог 61 771 420,0

1.1.3. Внутренние налоги на товары и услуги 658 913 482,0

Налог на добавленную стоимость 414 176 762,0

Прочие налоги на товары и услуги 3 250 000,0

Акцизы 227 745 040,0

Налоги и сборы на автотранспортные средства и за пользование автомобильными

дорогами 4 603 500,0

Лицензионные и регистрационные сборы 9 138 180,0

1.1.4. Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций 139 020

875,0

1.2. Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 85 534 358,0

1.2.1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской

деятельности 23 238 785,0

Прибыль Национального банка Республики Беларусь 14 000 000,0

1.2.2. Административные сборы и платежи 24 173 665,0

1.2.3. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 38 121

908,0

2. Капитальные доходы 31 021 100,0

2.1. Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи 31 021 100,0

3. Доходы свободных экономических зон 7 813 900,0

4. Доходы государственных целевых бюджетных фондов 277 503 0

Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой

финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления

осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности.

Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо

найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования,

методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение

производительности труда, рациональное использование всех ресурсов,

увеличение поступлений в бюджет. Именно поэтому, следующим важным шагом

является анализ налоговой политики Республики Беларусь.

2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь

Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим

инструментом государственного регулирования экономики.

Вообще, главное назначение налогов – пополнять бюджет и обеспечивать

выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как

обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Налоги неизменно связаны

с государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании. Свое

назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе,

выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством

изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов

бюджета, вторая выражается через экономические рычаги, воздействуя на

усиление мотивации к труду, экономное расходование ресурсов, расширение и

техническое перевооружение производства.

Итак, налоги – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а

поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный

интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и

сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не

просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую

экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности

граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо

преградой на пути к благополучию страны.

На начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном

объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает

налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку

сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее

должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование

экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.

При разработке подходов в области совершенствования налоговой политики и

решении задач увеличения доходов бюджета, Правительство целенаправленно и

последовательно проводит курс на сокращение налоговой нагрузки. Так, в 1996

году количество обязательных платежей сокращено с 20 до 15. В 1997 отменены

некоторые сборы, уменьшена ставка чрезвычайного налога (с 10 % до 8 %) , а

также сокращены некоторые виды акцизов. В 1998 году ставка чрезвычайного

налога сокращена уже до 4 %. Отмеченные подходы в области совершенствования

налоговой политики сохранились и в 1999году. Так, ставка налога на прибыль

была снижена до 25 % вместо действовавшей ставки 30 %.1 Положительную роль

в снижении уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования сыграли

решения по упорядочению системы местных налогов, сборов и других

поступлений. В результате несколько возросли налоги на потребителей

продукции при сокращении налогового бремени на производителей, что в целом

прогрессивно.

Вообще, формирование доходной части государственного бюджета

осуществляется, в основном, за счет платежей субъектов хозяйствования.

Однако их доля постепенно понижается при одновременном росте платежей в

бюджет физических лиц. С уменьшением доли субъектов хозяйствования в

формировании доходной части бюджета происходило снижение налоговой нагрузки

для субъектов хозяйствования. На физические же лица следует отметить рост

налоговой нагрузки.

Однако, данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что

общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки)

в 1999 году по сравнению с 1998 годом увеличилась с 35,9 до 36,8%, или на

0,9 процентных пункта. Увеличение совокупной налоговой нагрузки в 1999 году

сопровождалось снижением удельного веса недоимки. Так, удельный вес

недоимки по доходам к доходам бюджета (без учета государственных целевых

бюджетных фондов) снизился с 1,0% на 1.01.99 г. до 0,6% на 1.01.2000 г., а

удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая

доходы целевых бюджетных фондов) на сопоставимые даты сократился с 1,3 до

0,9% (Таблица № 3).

Таблица № 3: Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве1

| |Ед. |1998 г. |1999 г. |

|Показатели |изм. | | |

|1. Валовой внутренний продукт |Млрд. |675159 |2890300 |

| |руб. | | |

|2. Доходы государственного бюджета |Млрд. |239547,3 |1055010,1 |

|(с гос. Целевыми бюджетными фондами)|руб. | | |

|3. Недоимка по доходам и |млрд. |3129,9 |9185,6 |

|поступлениям |руб. | | |

|4.Уд. вес недоимки по доходам к |% |1,0 |0,6 |

|доходам государственного бюджета | | | |

|(без цел. бюд. Фондов) | | | |

|5. Уд. вес недоимки по доходам и |% |1,3 |0,9 |

|поступлениям к доходам гос. Бюджета | | | |

|(с цел. бюд. фондами) | | | |

|6. Общая совокупная налоговая |% |35,9 |36,8 |

|нагрузка | | | |

|в том числе: | | | |

|уд. вес доходов гос. Бюджета в ВВП |% |35,5 |36,5 |

|уд. вес недоимки в ВВП |% |0,4 |0,3 |

Факторный анализ доходов бюджета за 1999 г. по восьми основным налогам

свидетельствует, что перевыполнение относительных плановых показателей

стало итогом совместного воздействия двух противоположно направленных

процессов: снижения налоговых ставок (точнее, ставок фактического изъятия),

в результате чего доходная часть бюджета уменьшилась на 3,1%, и повышения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты