|доходов | | | | | | | | | |
|Доходы, всего|100,|100,|100,|100,|100,|100,0|100,0|100,|100,|
| |0 |0 |0 |0 |0 | | |0 |0 |
|В том числе | | | | | | | | | |
|НДС |--- |--- |37,1|27,6|27,4|28,0 |28,2 |29,7|25,8|
|Налог на | | | | | | | | | |
|прибыль и |23,4|24,7| | | |23,5 |14,6 | | |
|доходы | | |25,8|29,7|30,7|7,9 |12,5 |14,7|12,3|
|Акцизы |--- |--- | | | | | | | |
|Государственн| | |8,9 |12,1|10,6| | |12,9|11,1|
|ые налоги | | | | | |9,3 |10,4 | | |
|С населения |6,0 |9,2 | | | |1,7 |0,5 | | |
|Налог на |--- |--- |7,4 | | | | | | |
|топливо | | |2,4 |7,1 |7,3 |2,5 |1,9 |10,1|10,1|
|Налог на |--- |--- | |2,6 |2,2 |7,8 |7,5 | | |
|недвижимость |--- |--- |0,6 | | | | |--- |….. |
|Чрезв.-й | | |--- |0,9 |1,3 | | | | |
|налог | | | |--- |4,9 |0,5 |0,9 |2,8 |3,8 |
|Платежи за |--- |--- | | | |0,9 |1,8 |5,0 |….. |
|пользование |--- |0,0 |0,1 | | | | | | |
|прир.-ми | | |0,5 |0,3 |0,1 | | | | |
|рес.-ми | | | |0,4 |0,3 | | |0,7 |….. |
|Плата за | | | | | |9,3 |9,7 |1,6 |….. |
|землю |2,5 |19,1| | | |5,7 |6,7 | | |
|Госпошлина, |0,1 | |13,5| | | | | | |
|сборы и | |0,7 | |11,9|3,9 | | | | |
|разные | | |1,6 | |9,2 | | |8,1 |…...|
|неналоговые | | | |6,9 | | | |8,2 | |
|доходы | | | | | | | | |6,3 |
|Доходы от ВЭД| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится
очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает снижаться
удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и
подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1994 года по
настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и
доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 29,7 % в 1994
году до 10,1 в 1999году). Удельный вес подоходного налога также сокращается
ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по
международным стандартам является действительно низким.
Доля косвенных же налогов в доходах государственного бюджета увеличивалась.
Ниже, на рисунке 1 представлена композиционная структура доходов
госбюджета.1
Вообще, структура доходной части бюджета на 2000 год не претерпела
существенных изменений по сравнению с предыдущим годом. Так, Статьей 5, в
республиканском бюджете на 2000 год предусмотрены поступления доходов по
основным источникам в следующих суммах:2
Статья 5. (тыс. рублей)
1. Текущие доходы 1 177 020 214,0
1.1. Текущие налоговые доходы 1 091 485 856,0
1.1.1. Прямые налоги на доходы и прибыль 231 780 079,0
Налог на прибыль 224 348 224,0
Налог на доходы 7 431 855,0
1.1.2. Налоги, исчисляемые с фонда заработной платы 61 771 420,0
Чрезвычайный налог 61 771 420,0
1.1.3. Внутренние налоги на товары и услуги 658 913 482,0
Налог на добавленную стоимость 414 176 762,0
Прочие налоги на товары и услуги 3 250 000,0
Акцизы 227 745 040,0
Налоги и сборы на автотранспортные средства и за пользование автомобильными
дорогами 4 603 500,0
Лицензионные и регистрационные сборы 9 138 180,0
1.1.4. Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций 139 020
875,0
1.2. Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 85 534 358,0
1.2.1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской
деятельности 23 238 785,0
Прибыль Национального банка Республики Беларусь 14 000 000,0
1.2.2. Административные сборы и платежи 24 173 665,0
1.2.3. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 38 121
908,0
2. Капитальные доходы 31 021 100,0
2.1. Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи 31 021 100,0
3. Доходы свободных экономических зон 7 813 900,0
4. Доходы государственных целевых бюджетных фондов 277 503 0
Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой
финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления
осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности.
Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо
найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования,
методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение
производительности труда, рациональное использование всех ресурсов,
увеличение поступлений в бюджет. Именно поэтому, следующим важным шагом
является анализ налоговой политики Республики Беларусь.
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь
Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим
инструментом государственного регулирования экономики.
Вообще, главное назначение налогов – пополнять бюджет и обеспечивать
выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как
обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Налоги неизменно связаны
с государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании. Свое
назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе,
выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством
изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов
бюджета, вторая выражается через экономические рычаги, воздействуя на
усиление мотивации к труду, экономное расходование ресурсов, расширение и
техническое перевооружение производства.
Итак, налоги – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а
поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный
интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и
сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не
просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую
экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности
граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо
преградой на пути к благополучию страны.
На начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном
объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает
налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку
сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее
должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование
экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.
При разработке подходов в области совершенствования налоговой политики и
решении задач увеличения доходов бюджета, Правительство целенаправленно и
последовательно проводит курс на сокращение налоговой нагрузки. Так, в 1996
году количество обязательных платежей сокращено с 20 до 15. В 1997 отменены
некоторые сборы, уменьшена ставка чрезвычайного налога (с 10 % до 8 %) , а
также сокращены некоторые виды акцизов. В 1998 году ставка чрезвычайного
налога сокращена уже до 4 %. Отмеченные подходы в области совершенствования
налоговой политики сохранились и в 1999году. Так, ставка налога на прибыль
была снижена до 25 % вместо действовавшей ставки 30 %.1 Положительную роль
в снижении уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования сыграли
решения по упорядочению системы местных налогов, сборов и других
поступлений. В результате несколько возросли налоги на потребителей
продукции при сокращении налогового бремени на производителей, что в целом
прогрессивно.
Вообще, формирование доходной части государственного бюджета
осуществляется, в основном, за счет платежей субъектов хозяйствования.
Однако их доля постепенно понижается при одновременном росте платежей в
бюджет физических лиц. С уменьшением доли субъектов хозяйствования в
формировании доходной части бюджета происходило снижение налоговой нагрузки
для субъектов хозяйствования. На физические же лица следует отметить рост
налоговой нагрузки.
Однако, данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что
общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки)
в 1999 году по сравнению с 1998 годом увеличилась с 35,9 до 36,8%, или на
0,9 процентных пункта. Увеличение совокупной налоговой нагрузки в 1999 году
сопровождалось снижением удельного веса недоимки. Так, удельный вес
недоимки по доходам к доходам бюджета (без учета государственных целевых
бюджетных фондов) снизился с 1,0% на 1.01.99 г. до 0,6% на 1.01.2000 г., а
удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая
доходы целевых бюджетных фондов) на сопоставимые даты сократился с 1,3 до
0,9% (Таблица № 3).
Таблица № 3: Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве1
| |Ед. |1998 г. |1999 г. |
|Показатели |изм. | | |
|1. Валовой внутренний продукт |Млрд. |675159 |2890300 |
| |руб. | | |
|2. Доходы государственного бюджета |Млрд. |239547,3 |1055010,1 |
|(с гос. Целевыми бюджетными фондами)|руб. | | |
|3. Недоимка по доходам и |млрд. |3129,9 |9185,6 |
|поступлениям |руб. | | |
|4.Уд. вес недоимки по доходам к |% |1,0 |0,6 |
|доходам государственного бюджета | | | |
|(без цел. бюд. Фондов) | | | |
|5. Уд. вес недоимки по доходам и |% |1,3 |0,9 |
|поступлениям к доходам гос. Бюджета | | | |
|(с цел. бюд. фондами) | | | |
|6. Общая совокупная налоговая |% |35,9 |36,8 |
|нагрузка | | | |
|в том числе: | | | |
|уд. вес доходов гос. Бюджета в ВВП |% |35,5 |36,5 |
|уд. вес недоимки в ВВП |% |0,4 |0,3 |
Факторный анализ доходов бюджета за 1999 г. по восьми основным налогам
свидетельствует, что перевыполнение относительных плановых показателей
стало итогом совместного воздействия двух противоположно направленных
процессов: снижения налоговых ставок (точнее, ставок фактического изъятия),
в результате чего доходная часть бюджета уменьшилась на 3,1%, и повышения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8