Бюджетная система

Бюджетная система

Содержание

Введение 3

1. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных унитарных и

федеративных государств. 3

2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации. 5

Заключение 12

Список литературы 13

Введение

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы

построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней

бюджетов. Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих

на территории страны.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В

унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена:

государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных

государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный

бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального, правительства), бюджеты

членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в

Канаде) и местные бюджеты.

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами

не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не

включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в

федеральный бюджет.

Бюджетное устройство Российской Федерации — это организация бюджетной

системы, принципы ее построения.

Бюджетная система страны представляет собой основанную на

экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского

бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-

территориальных образований и местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ включает республиканский

(федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и

областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10

окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и

около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых,

сельских). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими

доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

1. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных унитарных и

федеративных государств.

Сосредоточение в государственном бюджете крупных денежных средств —

необходимое условие осуществления эффективной финансовой политики

государства. Это позволяет правительству производить огромные расходы на

милитаризацию, содержание государственного аппарата управления, выплачивать

проценты по государственным займам и погашать государственный долг, а также

осуществлять возросшие социальные расходы. Централизация ресурсов дает

возможность осуществлять маневрирование средствами, направлять их на

приоритетные цели, на финансирование приоритетных направлений экономической

и социальной инфраструктуры и стимулирует экономический рост.

В результате опережающих темпов роста доходов федерального бюджета

США, государственного бюджета Великобритании и других развитых стран по

сравнению с темпами роста доходов местных бюджетов существенно возрос

удельный вес государственного бюджета в общем объеме ресурсов бюджетной

системы. В государственный бюджет направляются крупнейшие доходы:

подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на

добавленную стоимость, таможенные пошлины, а также доходы от

государственных займов, выпускаемых центральным, правительством. По

расходам, напротив, наблюдается другая тенденция — увеличение удельного

веса в общей сумме расходов бюджетной системы местных бюджетов, на которые

правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие

экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на

воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

Местные бюджеты, как и бюджет центрального правительства, используются

для вмешательства в процесс воспроизводства. Местные самоуправления

выполняют те функции государства, которые целесообразнее осуществлять на

местах, а не из центра.

Система местных бюджетов также определяется государственным

устройством (федеративное или унитарное государство) и соответствующим

административным делением. В 1960 — 1970 гг. во всех западных странах,

произошел процесс укрупнения местных административных единиц и,

следовательно, усиления централизации местных финансов.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в

основном поимущественных налогов. В эти бюджеты поступают также отдельные

акцизы и сборы. Помимо налогов местные органы власти получают доходы от

муниципальной собственности в виде ренты от домов, доходы от водоснабжения,

других коммунальных услуг, а также различные административные сборы и

местные налоговые лицензии.

Доходы бюджетов членов федерации также формируются в основном за счет

налогов. В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее

важные из которых - налог на продажи и валовую выручку. В бюджетах земель

ФРГ главное место принадлежит прямым налогам. Среди них выделяются

подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с

наследства. Члены федерации прибегают к выпуску займов, что влечет за собой

увеличение их задолженности. Во второй половины 60-х годов наблюдается

быстрый рост расходов местных бюджетов. Особенно высокими темпами

увеличиваются бюджеты городов, удельный вес которых в общей сумме

муниципальных расходов составляет 40-60%. При ограниченности собственных

доходов рост расходов местных бюджетов вызывает их постоянный дефицит;

самые крупные дефициты у бюджетов городов. В этой связи 20-50% расходов

местных бюджетов покрываются субсидиями и кредитами из государственного

бюджета, что усиливает зависимость местных органов власти от центрального

правительства.

Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в различных

странах имеют свои особенности. Например, в Великобритании местные органы

власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из

Консолидированного фонда в форме дотаций и целевых субсидий и из

Национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат.

Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются из рыночного процента

и в строго лимитированных размерах. В Японии связь государственного бюджета

с местными, осуществляется только по линии выдачи субсидий. Кроме того,

государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого

назначения. Во Франции местные власти получают из государственного бюджета

средства в виде субсидий и дотаций. В США в основном имеет место

одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в

нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и

местные бюджеты главным образом в виде дотаций и целевых субвенций.

В ФРГ федеральный бюджет непосредственно связан с бюджетами земель,

которым средства перечисляются в форме дотаций и субвенций. Последние

передают соответствующие суммы общинам. Особенность формирования ресурсов

бюджетной системы ФРГ состоит в том, что поступления от подоходного налога

делятся между федеральным бюджетом, бюджетами земель и общин, а от налогов

на корпорации — между федеральным бюджетом и бюджетами земель в размере 50%

каждому бюджету.

2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.

бюджетного устройства в РФ построено на принципах: единство;

разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов всех

звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и

экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие

расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой

характер бюджетных средств.

Единство бюджетной системы РФ — это единство правовой базы, денежной

системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ,

единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета,

бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично)

и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти

РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного

самоуправления.

Самостоятельность бюджетов — это наличие собственных источников

доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в

соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение

направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным

источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для

каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные

источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти

в составе РФ, местными органами управления.

Полнота отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы

и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в их полном объеме.

Сбалансированность бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов

должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из

источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и

исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости

минимизации размера дефицита бюджета.

Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает,

что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.

Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы бюджета

должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников

финансирования его дефицита.

Гласность — обязательное опубликование в открытой печати утвержденных

бюджетов и отчетов об их исполнении.

Достоверность бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов

бюджета.

Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с

установлением направления их на финансирование конкретных целей.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты