Бюджетная система
Содержание
Введение 3
1. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных унитарных и
федеративных государств. 3
2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации. 5
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы
построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней
бюджетов. Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих
на территории страны.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В
унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена:
государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных
государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный
бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального, правительства), бюджеты
членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в
Канаде) и местные бюджеты.
В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами
не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не
включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в
федеральный бюджет.
Бюджетное устройство Российской Федерации — это организация бюджетной
системы, принципы ее построения.
Бюджетная система страны представляет собой основанную на
экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского
бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-
территориальных образований и местных бюджетов.
Государственная бюджетная система РФ включает республиканский
(федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и
областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10
окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и
около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых,
сельских). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими
доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
1. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных унитарных и
федеративных государств.
Сосредоточение в государственном бюджете крупных денежных средств —
необходимое условие осуществления эффективной финансовой политики
государства. Это позволяет правительству производить огромные расходы на
милитаризацию, содержание государственного аппарата управления, выплачивать
проценты по государственным займам и погашать государственный долг, а также
осуществлять возросшие социальные расходы. Централизация ресурсов дает
возможность осуществлять маневрирование средствами, направлять их на
приоритетные цели, на финансирование приоритетных направлений экономической
и социальной инфраструктуры и стимулирует экономический рост.
В результате опережающих темпов роста доходов федерального бюджета
США, государственного бюджета Великобритании и других развитых стран по
сравнению с темпами роста доходов местных бюджетов существенно возрос
удельный вес государственного бюджета в общем объеме ресурсов бюджетной
системы. В государственный бюджет направляются крупнейшие доходы:
подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на
добавленную стоимость, таможенные пошлины, а также доходы от
государственных займов, выпускаемых центральным, правительством. По
расходам, напротив, наблюдается другая тенденция — увеличение удельного
веса в общей сумме расходов бюджетной системы местных бюджетов, на которые
правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие
экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на
воспроизводство квалифицированной рабочей силы.
Местные бюджеты, как и бюджет центрального правительства, используются
для вмешательства в процесс воспроизводства. Местные самоуправления
выполняют те функции государства, которые целесообразнее осуществлять на
местах, а не из центра.
Система местных бюджетов также определяется государственным
устройством (федеративное или унитарное государство) и соответствующим
административным делением. В 1960 — 1970 гг. во всех западных странах,
произошел процесс укрупнения местных административных единиц и,
следовательно, усиления централизации местных финансов.
Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в
основном поимущественных налогов. В эти бюджеты поступают также отдельные
акцизы и сборы. Помимо налогов местные органы власти получают доходы от
муниципальной собственности в виде ренты от домов, доходы от водоснабжения,
других коммунальных услуг, а также различные административные сборы и
местные налоговые лицензии.
Доходы бюджетов членов федерации также формируются в основном за счет
налогов. В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее
важные из которых - налог на продажи и валовую выручку. В бюджетах земель
ФРГ главное место принадлежит прямым налогам. Среди них выделяются
подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с
наследства. Члены федерации прибегают к выпуску займов, что влечет за собой
увеличение их задолженности. Во второй половины 60-х годов наблюдается
быстрый рост расходов местных бюджетов. Особенно высокими темпами
увеличиваются бюджеты городов, удельный вес которых в общей сумме
муниципальных расходов составляет 40-60%. При ограниченности собственных
доходов рост расходов местных бюджетов вызывает их постоянный дефицит;
самые крупные дефициты у бюджетов городов. В этой связи 20-50% расходов
местных бюджетов покрываются субсидиями и кредитами из государственного
бюджета, что усиливает зависимость местных органов власти от центрального
правительства.
Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в различных
странах имеют свои особенности. Например, в Великобритании местные органы
власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из
Консолидированного фонда в форме дотаций и целевых субсидий и из
Национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат.
Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются из рыночного процента
и в строго лимитированных размерах. В Японии связь государственного бюджета
с местными, осуществляется только по линии выдачи субсидий. Кроме того,
государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого
назначения. Во Франции местные власти получают из государственного бюджета
средства в виде субсидий и дотаций. В США в основном имеет место
одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в
нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и
местные бюджеты главным образом в виде дотаций и целевых субвенций.
В ФРГ федеральный бюджет непосредственно связан с бюджетами земель,
которым средства перечисляются в форме дотаций и субвенций. Последние
передают соответствующие суммы общинам. Особенность формирования ресурсов
бюджетной системы ФРГ состоит в том, что поступления от подоходного налога
делятся между федеральным бюджетом, бюджетами земель и общин, а от налогов
на корпорации — между федеральным бюджетом и бюджетами земель в размере 50%
каждому бюджету.
2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
бюджетного устройства в РФ построено на принципах: единство;
разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов всех
звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и
экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие
расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой
характер бюджетных средств.
Единство бюджетной системы РФ — это единство правовой базы, денежной
системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ,
единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично)
и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти
РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления.
Самостоятельность бюджетов — это наличие собственных источников
доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в
соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение
направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным
источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для
каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные
источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти
в составе РФ, местными органами управления.
Полнота отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы
и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в их полном объеме.
Сбалансированность бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов
должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из
источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и
исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета.
Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает,
что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы бюджета
должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита.
Гласность — обязательное опубликование в открытой печати утвержденных
бюджетов и отчетов об их исполнении.
Достоверность бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов
бюджета.
Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с
установлением направления их на финансирование конкретных целей.
Страницы: 1, 2