Бюджетная система

Консолидированный бюджет РФ представляет собой федеральный бюджет и

консолидированные бюджеты субъектов РФ. Этот бюджет используется для свода

статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в

частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в

бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается

законодательным органом власти.

Советы министров республик в составе РФ, исполнительные органы

субъектов Федерации составляют свои консолидированные бюджеты,

представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюджетный

федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных

бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и

субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы — это доходы, поступающие полностью в

соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за

бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за

местными бюджетами — налог на имущество физических лиц.

Регулирующие доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена

бюджетной системы нижестоящему сверх закрепленных доходов для покрытия его

расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров

процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего

бюджета.

Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных

бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов.

Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой

сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим

бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. В 1999 г. в составе

расходов федерального бюджета образован фонд целевых субвенций в сумме 7111

млн. руб., средства которого направляются на обеспечение финансовой

поддержки жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним

местностей с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения,

предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального

хозяйства и др.

Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной основе, т.е.

они должны быть возвращены с процентами или без них.

Методика формирования Федерального фонда финансовой поддержки регионов

постоянно совершенствуется. В 1999 г. внесены принципиальные изменения в

формирование данного фонда. Они состоят в том, что средства территориальным

бюджетам выделяются на основе единой для всех бюджетов методологии,

учитывающей: 1) собственные среднедушевые доходы территорий; 2) численность

населения, проживающего на данной территории.

В 2001 году Правительство РФ разработало комплекс мер по

реформированию межбюджетных отношений, способствующих повышению

заинтересованности субъектов Российской Федерации в максимальной

мобилизации их финансовых ресурсов, оптимизации расходов и снижению

дефицитов субъектов Российской Федерации.

Формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ

осуществляется нарастающим итогом на последнюю отчетную дату,

предшествующую планируемому периоду, исходя из фактических поступлений в

федеральный бюджет налоговых доходов, за исключением доходов, контроль за

поступлением которых, осуществляет Государственный таможенный комитет РФ.

Средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ

выделяются только тем субъектам, которые выполняют требования бюджетного и

налогового законодательства Российской Федерации без каких-либо исключений,

дополнений и особых условий.

Суммы, передаваемые из федерального бюджета в бюджеты субъектов

Федерации, называются трансфертами.

Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических

поступлений средств в федеральный бюджет. В 2001 г. трансферты были

предоставлены 76 регионам из 89.

Не получают трансфертов 9—13 субъектов Федерации. Эти регионы — доноры

не имеют реальных стимулов для принятия мер, направленных на расширение

налогооблагаемой базы, поскольку значительная часть собираемых ими средств

перераспределяется в пользу не обеспечивающих себя ресурсов субъектов

Федерации.

Наряду с трансфертами сохранился порядок выделения регионам бюджетных

ассигнований на капитальные строительство для осуществления федеральных

целевых программ, а также на иные мероприятия, согласованные на федеральном

уровне.

Однако, несмотря на увеличение средств, поступающих из федерального

бюджета в бюджеты субъектов Федерации, проблема расширения собственной

доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов самоуправления

остается исключительно актуальной.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные

расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов.

Однако их доходная база не была расширена.

По мнению Правительства, для совершенствования межбюджетных отношений

необходимо:

. не предоставлять финансовую помощь субъектам Федерации, имеющим

превышение собственных доходов над расходами;

. оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы не лишать

их стимулов к развитию собственных доходных источников;

. упорядочить схему группировки территорий по экономическим районам с

учетом их экономического потенциала и природных условий;

. создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания

уровней социально-экономического развития регионов.

Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных и

регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в

порядке регулирования местным бюджетам.

Формирование доходов местных бюджетов осуществляется за счет

собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и

региональных регулирующих налогов и сборов.

Основная их часть расходов отдельных звеньев бюджетной системы

осуществляется из федерального бюджета. Из этого бюджета полностью

финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на

финансирование государственных программ и инвестиций, предоставляются

дотации отдельным отраслям народного хозяйства, крупные средства бюджетам

территорий, погашается огромная внутренняя и внешняя задолженность страны.

В бюджетах территорий основные — расходы на социальные цели. Расходы

бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включаемые в бюджет

текущих расходов и бюджет развития.

Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита

бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в

бюджет текущих расходов.

В целях сбалансированности бюджетов соответствующие представительные

органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если

в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня

дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится

механизм секвестра расходов, заключающегося в пропорциональном снижении

государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета

в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не

подлежат защищенные статьи.

Покрытие дефицита бюджета развития происходит также за счет выпуска

государственных займов или использования кредитных ресурсов.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной

классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджета

всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов, что

обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

В соответствии с Федеральным законом бюджетная классификация включает:

. классификацию доходов бюджетов РФ;

. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

РФ;

. классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального

бюджета;

. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,

муниципальных образований;

. классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов

РФ;

. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Единая бюджетная классификация используется при составлении,

утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении

консолидированных бюджетов всех уровней.

При составлении, утверждении и исполнении только федерального бюджета

используются:

. ведомственная классификация расходов федерального бюджета:

. классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального

бюджета;

. классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов

РФ.

Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ утверждается

законодательными органами субъектов РФ, а ведомственная классификация

местных бюджетов решениями соответствующих органов местного самоуправления.

1) Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку

доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ,

определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы

доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по

источникам и способам их получения.

2) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — это группировка

расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление средств на

выполнение основных функций государства.

3) Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является

группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по

прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов

— по целевым статьям и видам расходов.

4) Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ представляет

собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение

бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов

субъектов Федерации.

5) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ — это группировка

расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы

местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов

бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая

общих принципов построения и единства бюджетной классификации.

Заключение

В заключении данной работы хочется подвести краткие итоги сказанному.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства, имеющий

силу закона и утверждается законодательными органами.

В России он утверждается государственной Думой и Советом Федерации,

подписывается Президентом РФ. Государственный бюджет выражает

экономические, денежные отношения, опосредующие процесс образования и

использования централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет государства – основной орудие перераспределения национального

дохода.

К главным функциям бюджета можно отнести:

перераспределения национального дохода и ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение социальной политики;

контроль за образованием и использованием денежных средств.

Для соблюдения законодательства в сфере государственного бюджета и

внебюджетных фондов со стороны органов власти и управления РФ, применяется

государственный финансовый контроль.

Список литературы

Дробозина Л.А. Финансы. М.: ИНФРА-М. 2000.

Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001.

Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001.

Самсонов Н.Ф. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ИНФРА-М. 2001.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты